Предпочтения потребителя и полезность. Принципы потребительского поведения. Предельная полезность, совокупная полезность- графические модели
ПРЕДПОЧТЕНИЯ– один из факторов, воздействующих на выбор конкретных благ отдельными потребителями. Благо в теориипотребления – любой объект потребления, доставляющий определенное удовлетворение потребителю. Блага потребляются, как правило, в определенных наборах. Набор благ – совокупность конкретных видов благ в определенных объемах, потребляемых в данный период.
При выборе благ с целью их покупки потребитель исходит из достижения наибольшей выгоды при имеющихся возможностях, которая представляет собой меру удовлетворения потребностей индивида, т. е. полезность.
ПОЛЕЗНОСТЬ выражает меру удовлетворения, которое получает субъект от потребления блага или выполнения какого‑либо действия. Полезность зависит от потребительских свойств благ и от самого процесса потребления, от того, кто и как удовлетворяет свои потребности. Сама полезность меняется с увеличением или уменьшением конкретного блага. В первом случае она убывает, во втором – увеличивается.
Различают общую (совокупную) и предельную полезность.
Общая (совокупная) полезность– это удовлетворение, которое получают потребители от потребления конкретного набора благ.
Предельная полезность – это приращение степени удовлетворения (полезности) при потреблении или использовании дополнительной единицы блага за определенный период времени. Предельной полезностью называют полезность, равную приращению, увеличению общей полезности вследствие покупки дополнительной единицы данного блага.
Между общей и предельной полезностями существуют зависимости. Общая полезность равнасумме всех предельных полезностей, добавленных с самого начала. Общая полезность увеличивается с ростом потребления, но уменьшающимся темпом, означающим убывание предельной полезности по мере насыщения потребности в данном благе.
Принципы потребительского поведения:
1)принцип разумности выбора: следует использовать свой денежный доход так, чтобы максимизировать совокупную полезность преобретаемых благ, поэтому в первую очередь преобретаются насущные товары, имеющие самую высокую предельную полезность.
2)принцип предпочтения: максимальную полезность для разных потребителей предоставляют разные товары,но фирмы могут воздействовать на предпочтения потребителей.
3)принцип бюджетного сдерживания:выбор потребителя ограничен рассполагаемым доходом.
4)принцип ценового сдерживания:потребитель сопоставляет полезность товара с его ценой и предпочитает приобретать тот товар, который меньше стоит при большей полезности
Таким образом,осуществляя потребительский выбор каждый так должен распределить свой денежный доход,чтобы последняя денежная единица,затраченная на приобретение каждого товара,приносила одинаковую предельную полезность.