Предложение. Кривая предложения
Предложение товара- это количество данного товара, которое могут и намерены продать производители на рынке по данной цене в течении определённого периода времени.
Положение производителей на рынке не является постоянным и одинаковым (масса предлагаемого товара, различные издержки производства, количество затраченного труда и т.д.). Однако все они стремятся максимизировать свой доход, т.е. получить самую высокую цену.
Как и для спроса, рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения. Например, при цене $ 15 производитель согласен продать лишь 1 единицу блага, при цене $ 30 - 4 единицы блага А.
Цена (Р) товара А (в дол.) | Величина спроса (Q ) за определённый период времени |
Кривая предложения – график, отображающий зависимость количества товаров и услуг, предлагаемых продавцами в течении определённого периода от цен. Кривая предложения, направлена вверх слева направо. (Рис.12.) В общем виде QS=F(P), где QS - величина предложения (supply), Р - цена.
Рис.12.
Кривая имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Очевидна прямая зависимость между ценой и предложением.
Однако, кроме цены, на предложение оказывают влияние и другие факторы:
1. цены на ресурсы;
2. технология производства;
3. налоги и субсидии;
4. количество продавцов на рынке;
5. цены на товары-заменители;
6. природные и общественные катастрофы;
7. число продавцов;
8. ожидания изменения цен и т.д.
Зависимость предложения от влияющих на него факторов называется функцией предложения:
Qs = f(P, Pr, К, Т, N, В),
где Pr — цены ресурсов;
К — характер применяемой технологии;
Т — налоги и субсидии;
N — количество продавцов;
В — прочие факторы.
Форма кривой предложения товара обусловлена во многом технологией его производства, доступностью ресурсов, используемых при изготовлении данного товара. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т.е. незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда же увеличение производства требует больших затрат ресурсов, кривая предложения более крутая.
Кривая предложения строится при соблюдении ряда условий:
1. издержки производства известны: если они уменьшаются, производители согласны предложить то же количество товара, что и раньше, но по пониженным ценам, или больше - по текущим ценам;
2. цены на товары-заменители установлены;
3. предполагается, что изменение цены - единственно возможный путь.
Если перечисленные условия меняются, то кривая предложения перемещается (Рис.13.): рост предлагаемого количества товара по различным ценам вызывает ее перемещение вправо и вниз (S – S2), его сокращение - вызывает перемещение этой кривой влево и вверх (S – S1). При этом говорят об изменении предложения.
Если условия постоянны, то изменение цены означает движение вдоль кривой предложения. Например из точки А в В. Такое движение вдоль кривой называют изменением величины (объёма) предложения. (Рис.14.)
Рис.13. Рис. 14.