Товар - все то, что удовлетворяет какую-либо человеческую потребность и поступает в потребление через куплю-продажу, т.е. через рынок. Товарами могут быть любые предметы, сооружения, услуги, идеи, земля, человеческие способности, которые могут удовлетворять в различной степени те или иные человеческие потребности.
Каждый товар «живет» определенное время. Рано или поздно он вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром. Время, которое товар находится на рынке, называетсяжизненным циклом товара.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВОМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1. Государство(как экономический субъект) – совокупность органов и лиц, сосредоточивших в своих руках экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе, распоряжающихся государственной собственностью.
Модель кругооборота экономических благ и ресурсов с участием государства представлена на рис. 1.
Рис.1
2. Вмешательство государства в рыночную экономику вызвано необходимостью решения важных социально-экономических проблем, неподвластных механизму рынка, т.е. решаемых не на основе взаимодействия спроса и предложения. Перечень таких проблем, решаемых с помощью механизма государственного директивного управления экономикой (реализуется через законы, указы, постановления, распоряжения правительства), приведен в таблице 1.
Таблица 1.
Проблемы, решение которых не обеспечивается механизмом рынка. | Способ решения проблемы с помощью механизма государственного директивного управления. |
1. Установление прав собственности, являющихся основополагающими, базовыми поведенческими нормами (правилами игры для хозяйствующих субъектов) и являющихся внешними (экзогенными) параметрами для рыночной ценоуправляемой экономики. Любая рыночная сделка представляет собой с юридической точки зрения обмен правами собственности. | Государство осуществляет законодательное регулирование, расширение и охрану прав собственности (государственной муниципальной, частной), которые возникают и имеют смысл лишь в условиях редкости благ. Именно редкость благ вызывает необходимость обмена этими благами на рынке между отдельными индивидами, группами людей и государством. При этом между участниками рыночных сделок происходит обмен правами собственности. |
2. Организация денежного обращения в стране. | Регулирование денежной массы и выпуск денег осуществляется монопольно государством в строгом соответствии с экономической ситуацией. |
Проблемы, решение которых не обеспечивается механизмом рынка. | Способ решения проблемы с помощью механизма государственного директивного управления. |
3. Удовлетворение потребностей общества в так называемых общественных товарах, предоставляемых бесплатно или условно бесплатно (это блага, которые при предоставлении одному субъекту становятся доступными другим без дополнительных затрат). | Государство за счет бюджета обеспечивает потребности общества в общественных и смешанных благах. К общественным благам относятся: национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, фундаментальная наука, защита окружающей среды, уличное освещение и т.п. К смешанным благам относятся: образование, здравоохранение, парки, дороги и т.п. |
4.Экономическая деятельность порождает положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии). Отрицательные внешние эффекты вызывают у части хозяйствующих субъектов дополнительные издержки, вызванные действием других субъектов. | Для компенсации потерь, порожденных отрицательными внешними эффектами, государство вводит специальный налог («налог Пигу»), которым облагается создатель отрицательного внешнего эффекта. |
5. Рыночное распределение доходов приводит к социальной несправедливости. | Государство с помощью трансфертных платежей обеспечивает перераспространение дохода от субъектов с высоким уровнем дохода к субъектам рыночных отношений, не имеющих возможности обеспечить собственный доход (малоимущие, инвалиды, студенты, подростки и т.п). |
6. Рыночный механизм не обеспечивает полное использование трудовых ресурсов. | Проведение государственной политики в области занятости населения. |
7.Рыночный механизм не решает региональных проблем. | Региональные проблемы возникают вследствие: § Бедности региона природными ресурсами. § Невозможности полного использования ресурсов региона из-за недостатка инвестиций. § Стагнации (застоя) или упадка предприятий в ключевой отрасли региона. Ликвидировать эти дисбалансы при помощи рыночного механизма практически невозможно поэтому государство проводит соответствующую региональную политику предусматривающую: § Снижение уровня безработицы. § Предоставление дополнительных льгот и специальных субсидий предприятиям и органам власти неблагополучных регионов. § Противодействие возможным негативным последствиям экономической интеграции или роста открытости экономики региона. § Приведение в соответствие численности населения и состояния окружающей среды в регионе. |
8. Механизм рынка не в состоянии обеспечить защиту национальных экономических интересов в сфере международных отношений. | Государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности путем установления квот, таможенных тарифов, преференций и др. |
9. Экономика рыночного типа не в состоянии развиваться без инфляции. | Проведение государством антиинфляционной политики. |
10.Рынок не обеспечивает устойчивое макроэкономическое равновесие. | Государство через структурную политику поддерживает равновесие между инвестиционным спросом и предложением сбережений. |
11. Ориентация рыночной системы на максимизацию прибыли приводит к монополизации, что препятствует эффективному распределению ресурсов. | Проведение антимонопольной политики на основе закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закона «О естественных монополиях». |
12. Механизм рынка способствует уничтожению малого бизнеса ввиду его недостаточной эффективности и повышенного риска. Как следствие обостряются проблемы безработицы. | Государство стимулирует развития малого и среднего предпринимательства путем предоставления налоговых льгот, гарантий при предоставлении кредита и т.п. |
3. Влияние государственных методов регулирования на рыночное равновесие представлены
2. Методы воздействующие на предложение |
2.1.Изменение налогообложения производителей (начисления на заработную плату, налог на прибыль, налог на имущество НДС и др.) | Увеличение налогов уменьшает предложение (S1 < S0) | Уменьшение налогов увеличивает предложение (S2 > S0) |
2.2.Государственные дотации производителям (дотации сельскохозяйственным производителям на горюче-смазочные материалы и др.) | Госдотации позволяют снизить издержки, что способствует увеличению предложения (S1 > S0) |
2.3.Квотирование импорта (квота импортная – ограничение на ввоз некоторых товаров из конкретной страны, устанавливаемое на конкретный период). | Квотирование уменьшает предложение (S1 < S0) |
2.4.Лицензирование предпринимательской деятельности. (Лицензирование – предоставленные компетентными государственными органами разрешения на право заниматься конкретным видом деятельности в течение определенного периода времени) | Лицензирование уменьшает предложение (S1 < S0) |
3. Прямое государственное регулирование рыночных цен |
3.1.Установление максимальных цен (Pmax) < P0 (такой вид регулирования осуществляется в интересах потребителей) | (Pmax) изменяет («ломает») спрос в т.2 (D0 преобразуется в D1). Новое равновесие наступает в т.1, при этом P =Pmax и образуется дефицит равный (Q2-Q1) |
3.2.Установление минимальных цен (Pmin) > P0 (такой вид регулирования осуществляется в интересах производителей) | (Pmin) изменяет («ломает») предложение в т.1 (S0 преобразуется в S1). Новое равновесие наступает в т.2, при этом P =Pmin, и образуется излишек, равный (Q1-Q2) |
ГЛОССАРИЙ