Задания для самостоятельной работы студентов. А Впишите в собственный глоссарий определения следующих терминов и понятий: рынок; агенты (субъекты рынка): домашние хозяйства
А Впишите в собственный глоссарий определения следующих терминов и понятий: рынок; агенты (субъекты рынка): домашние хозяйства, бизнес, государство; объекты рынка: товары, услуги, деньги; конкуренция, риски и неопределенность; кругооборот благ и доходов; затраты и результаты; фактор времени, потоки и запасы; структура и инфраструктура рынка; функции рынка: ценообразующая, посредническая, информационная, санирующая, регулирующая; спрос; индивидуальный и рыночный спрос; величина (объем) спроса; закон спроса; функция спроса; эффект дохода, эффект замещения, закон убывающей предельной полезности (потребительские предпочтения и предельная полезность); высококачественные блага, нормальные блага, взаимозаменяемые блага (субституты), взаимодополняющие блага (комплементы), товары Гиффена; эффекты: подражания (моды), сноба, престижа; неценовые факторы (детерминанты) спроса; уровень спроса; эластичность спроса; коэффициент эластичности спроса; предложение; отраслевое предложение; цена и объем (величина) предложения; закон предложения; функция предложения; неценовые факторы (детерминанты) предложения; уровень предложения; эластичность предложения, коэффициент эластичности предложения; равновесие, равновесная цена, равновесный объем; избыток и дефицит; излишки потребителя и производителя; последствия изменения спроса и предложения; устойчивое и неустойчивое равновесие; мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие.
Основы теории рационального поведения потребителя.
Кардиналистская и ординалистская концепции – 2 ч
План практического занятия
Маржинализм и теория потребительского поведения.
1) Маржинализм как теория предельных величин.
2) Понятие рационального потребительского поведения.
3) Ценность и полезность благ.
Кардинализм (количественная теория). Предельная и общая полезность благ. Потребительское равновесие.
1) Кардинализм – количественное определение полезности благ. Предельная и общая полезность.
2) Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена).
3) Цена блага и предельная полезность (парадокс Смита).
4) Равновесие потребителя – равенство соотношений предельных полезностей любых благ соотношению их цен (второй закон Госсена).
Ординализм (порядковая теория). Потребительские предпочтения. Кри-вые безразличия и бюджетное ограничение.
1) Ординализм – выбор потребителем наиболее предпочтительного набора благ.
2) Аксиомы ординалистской концепции: «полной» (совершенной) упорядоченности, «транзитивности», «ненасыщения».
3) Кривая безразличия, карта кривых безразличия.
4) Предельная норма замещения.
5) Бюджетная линия, бюджетное ограничение и равновесие потребителя (точка касания самой высокой из доступных ему кривых безразличия бюджетной линии).
Контрольные вопросы для самопроверки
1 Каковы истоки теории потребительского поведения?
2 Что такое полезность?
3 Почему кардиналистская теория считается количественной? Что означают предельная и общая полезность?
4 Как определяется потребительское равновесие в кардиналистской теории?
5 В чем заключается сущность современного ординалистского подхода к анализу полезности?
6 Назовите и объясните аксиомы ординалистской теории («полной» (совершенной) упорядоченности, «транзитивности», «ненасыщения»).
7 Что такое кривые безразличия и какими свойствами они обладают?
8 Что такое предельная норма замещения и что она характеризует?
9 Какой будет предельная норма замещения и какой вид будут иметь кривые безразличия для следующих товаров: совершенно заменяемых, для жестко дополняющих друг друга (совершенных комплементов), для антиблаг, для безразличных благ?
10 Как решается проблема выбора в условиях бюджетных ограничений?