Понятие, классификация типов, этапы

Минск 2003

Методические указания к практическим занятиям по курсу “Управление персоналом” на тему “Деловая карьера” для студентов специальностей 25 01 06 "Менеджмент" и 25 01 07 “Экономика и управление на предприятии”, подготовленные к 50-летню университета, рассмотрены на заседании методического Совета факультета предпринимательства и управления и рекомендованы к изданию на ротапринте БГАТУ.

Протокол № 6 от 26 марта 2003 г.

Составители: доцент Казакевич Л.А.

студентка Рубан Л.А.

Рецензент зав. кафедрой управления и НТП

Института управления АПК

к.э.н., доцент Ефимчик Е.Е.

ВВЕДЕНИЕ

Предприятия современного типа стремятся рационально использовать человеческие ресурсы и дать каждому сотруднику шанс сделать карьеру. Для каждого человека карьера означает часть его жизненного пути, которая связана с производственно-хозяйственной или профессиональной деятельностью. Карьера определяет ожидания, цели, развивает способности человека, которые могут быть реализованы. Карьера представляет собой не всегда власть, не всегда продвижение по службе, не всегда богатство, но это всегда успех, по крайней мере, в одном из слоев общества или организации, это всегда рост: творческий, профессиональный, служебный или просто экономический в виде повышения заработной платы.

Цель занятия:

- изучить характеристики деловой карьеры;

- получить навыки планирования карьеры и определения путей индивидуального профессионального развития.

1. Карьера:

понятие, классификация типов, этапы

Согласно общетеоретическому определению, карьера – это система процессов развития человека и его продвижения в определенной сфере деятельности (в спорте, воинской службе, науке, политике, производстве и т.д.).

Деловая карьера – это продвижение работника по ступенькам служебной иерархии, последовательная смена занятий как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни.

Различают профессиональную, организационную и внутриорганизационную карьеру.

Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития (обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию). Пройти их можно последовательно как в разных организациях, так и в одной.

Организационная карьера означает продвижение по службе путем изменения места работы, перехода из одной организации в другую.

Внутриорганизационная карьера – это последовательная смена стадий развития работника в рамках одной организации.

Детальная классификация типов карьеры может быть проведена на основании различных признаков. Так, по направлению выделяют следующие виды карьеры:

- вертикальная (подъем на более высокую ступень структурной иерархии);

- горизонтальная (перемещение в другую функциональную область деятельности либо расширение и усложнение задач в рамках занимаемой должности с адекватным изменением вознаграждения);

- центростремительная (продвижение к ядру, руководству организации, получение доступа к неформальным источникам информации, приглашения на встречи, совещания и т.д.).

По скорости переходов между рабочими местами карьера может быть:

- стабильная – длительное время (7–8 лет) деятельность работника протекает в рамках одной должности, одного социального ранга;

- нормальная (равномерная) – имеет место редкая (менее одного раза в три года) смена рабочих мест, должностей, видов деятельности;

- стремительная – переходы совершаются чаще, чем один раз в три года.

В зависимости от направленности ступеней карьеры (спад, подъем) выделяют шесть ее типов.

1. Целевая карьера. Она проиллюстрирована на рис. 1.1, где St – статус работника в организационной иерархии; Uk – уровень компетентности работника. Сотрудник раз и навсегда выбирает профессиональное пространство для своего развития, планирует соответствующие этапы своего продвижения к профессиональному идеалу и стремится к его продвижению.

понятие, классификация типов, этапы - student2.ru St

 
  понятие, классификация типов, этапы - student2.ru

понятие, классификация типов, этапы - student2.ru Uk

Рис. 1.1. Целевая карьера

2. Монотонная карьера (рис. 1.2). Сотрудник намечает раз и навсегда желаемый профессиональный статус и по его достижении не стремится к движению в организационной иерархии (даже при наличии возможностей для профессионального совершенствования и улучшения своего социально-профессионального статуса и материального положения).

понятие, классификация типов, этапы - student2.ru St

 
  понятие, классификация типов, этапы - student2.ru

понятие, классификация типов, этапы - student2.ru

понятие, классификация типов, этапы - student2.ru Uk

Рис. 1.2. Монотонная карьера

3. Спиральная карьера (рис. 1.3). Сотрудник мотивирован к перемене видов деятельности (с переходами и без переходов между рабочими местами разного социального ранга). По мере их освоения продвигается по ступеням организационной иерархии.

 
  понятие, классификация типов, этапы - student2.ru

понятие, классификация типов, этапы - student2.ru понятие, классификация типов, этапы - student2.ru понятие, классификация типов, этапы - student2.ru понятие, классификация типов, этапы - student2.ru St

       
    понятие, классификация типов, этапы - student2.ru
 
  понятие, классификация типов, этапы - student2.ru

Uk

Рис. 1.3. Спиральная карьера

4. Мимолетная карьера (рис. 1.4). Перемещение с одного вида деятельности на другой происходит стихийно, без видимой целенаправленности.

понятие, классификация типов, этапы - student2.ru понятие, классификация типов, этапы - student2.ru понятие, классификация типов, этапы - student2.ru понятие, классификация типов, этапы - student2.ru понятие, классификация типов, этапы - student2.ru понятие, классификация типов, этапы - student2.ru St

       
  понятие, классификация типов, этапы - student2.ru
 
    понятие, классификация типов, этапы - student2.ru

понятие, классификация типов, этапы - student2.ru Uk

Рис. 1.4. Мимолетная карьера

5. Стабилизационная карьера (рис. 1.5). Работник растет до определенного уровня и остается на нем длительное время – более восьми лет.

понятие, классификация типов, этапы - student2.ru St

 
  понятие, классификация типов, этапы - student2.ru

понятие, классификация типов, этапы - student2.ru понятие, классификация типов, этапы - student2.ru

 
  понятие, классификация типов, этапы - student2.ru

понятие, классификация типов, этапы - student2.ru Uk

Рис. 1.5. Стабилизационная карьера

6. Затухающая карьера (рис. 1.6). Сотрудник растет до определенного уровня и остается с этим статусом до момента, когда начнется “затухание” – заметное движение к более низкому социально-профессиональному статусу в организации.

 
  понятие, классификация типов, этапы - student2.ru

понятие, классификация типов, этапы - student2.ru понятие, классификация типов, этапы - student2.ru понятие, классификация типов, этапы - student2.ru St

       
    понятие, классификация типов, этапы - student2.ru
 
  понятие, классификация типов, этапы - student2.ru

понятие, классификация типов, этапы - student2.ru понятие, классификация типов, этапы - student2.ru Uk

Рис. 1.6. Затухающая карьера

В деловой карьере условно можно выделить несколько этапов:

- предварительный (до 25 лет) – учеба, испытания на разных работах;

- становления (до 30 лет) – освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста или руководителя;

- продвижения (до 45 лет) – продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификации;

- сохранения (до 60 лет) – пик совершенствования квалификации специалиста или руководителя, повышение своей квалификации, обучение молодежи;

- завершения (после 60 лет) – приготовление к уходу на пенсию, подготовка себе замены и к новому виду деятельности на пенсии;

- пенсионный (после 65 лет) – занятие новым видом деятельности.

Тип карьеры, скорость перехода между рабочими местами, направленность стадий карьеры определяются действием системы факторов. Важнейшие из них следующие:

- экономические. Характер и содержание накопления и использования человеческого капитала обусловлены существующим общественным разделением труда;

- социально-психологические. Достижения человека в том или ином виде профессиональной деятельности зависят от его потенциала, базирующегося на природных данных этого человека и определяющего его пригодность к тому или иному виду деятельности.

- социально-экономические. Формирование карьеры определяется уровнем образования и квалификацией работника, его материальной обеспеченностью. Исследования отечественных ученых в области трудовой мобильности человеческих ресурсов свидетельствуют, что наибольшей профессиональной подвижностью отличаются выходцы из малообеспеченных семей. Наибольшая профессиональная устойчивость характерна для высококвалифицированных профессиональных групп работников.

- социально-демографические. Пол, возраст, социальное положение человека коррелируют со скоростью и направленностью карьерного развития. С возрастом в силу биолого-психологических особенностей работника замедляется его продвижение в иерархии организации. Это связано как с уменьшением количества рабочих мест по мере приближения к вершине организационной пирамиды, так и с увеличением требований к работнику в плане сложности работы.

- культурные. Во многих культурах достаточно распространено мнение о сугубо мужских и сугубо женских профессиях.

В настоящее время карьера является объектом управления. Оно обычно осуществляется кадровыми службами и сводится к совокупности мероприятий, которые позволяют работникам раскрыть свои способности и использовать их в наиболее выгодной для себя и организации форме.

Планирование карьеры на предприятии

Планирование карьеры работников на предприятии является частью общей системы планирования и развития персонала и требует предварительного анализа возможных в будущем должностей и требований к ним. Система планирования карьеры включает ряд элементов.

1. Пространство перемещения. Речь идет о возможностях создания должностей на предприятии и их занятии. Это зависит от организационной структуры управления, штатного расписания и типа самой карьеры.

2. Причины или основания для перемещения. Имеются в виду возможности заполнения вакансий, которые появляются при освобождении должностей. Хотя известны случаи создания новых должностей под конкретного человека, которого в свою очередь надо освободить от занимаемой им в настоящее время должности.

3. Направление перемещения. Существуют три направления перемещений работников: вертикальное, горизонтальное (ротация) и особая форма - горизонтальное перемещение, но в перспективную проектную группу.

4. Профиль перемещения. Это вариант вертикального перемещения, но с сохранением обязанностей, что возможно лишь на больших предприятиях со стабильной иерархией и достаточно многочисленными гомогенными (однородными) должностями.

5. Частота перемещений или скорость продвижения. Она определяется временем пребывания сотрудников на своих должностях и зависит прежде всего от барьеров, которые существуют между различными иерархическими уровнями, а также от функциональных разграничений между смежными областями работ.

6. Уровень активности предприятия по вопросам карьеры сотрудников. Он определяется набором мероприятий, которые проводятся на предприятие в рамках системы развития и продвижения сотрудников, и зависит от правового регулирования, размеров предприятия, динамики его развития (происходящих в нем изменений).

Система планирования карьеры всегда целеориентированна и включает производственные и индивидуальные цели.

Производственные цели обусловлены необходимостью деловой и экономической оптимизация работы предприятия. Деловая оптимизация обеспечивается использованием специальных методов управления карьерой для достижения лучшего соотношения между требованиями должностей и квалификацией сотрудников. Экономическая оптимизация направлена на содействие экономическому росту предприятия за счет более полного использования потенциала личности, обеспечения мотивации работников и повышения производительности труда.

Индивидуальные цели планирования карьеры – это стремление к более высокому доходу, большей компетентности и влиянию, большей самостоятельности и т.д.

Идеальный случай планирования карьеры заключается в совпадении производственных и индивидуальных целей, когда сотруднику удается занять один из постов в производственной иерархии в соответствии с его возможностями, а предприятие создает для их реализации необходимые условия.

Успех планированию карьеры обеспечивает соблюдение следующих принципов:

- объективность соответствия квалификации и должности;

- тщательный анализ шансов на продвижение;

- соответствие запланированной должности целям индивидуального развития;

- непрерывность планирования с учетом изменяющихся обстоятельств;

- планирование не более чем на один-два уровня производственной иерархии и на короткий период времени (два-три года);

- доступные, открытые механизмы занятия вакантных должностей;

- взаимосвязь между фазами карьеры и жизненного пути.

Индивидуальное планирование карьеры

В условиях возрастающей конкуренции на рынке рабочей силы все более повышается роль индивидуального планирования карьеры. Видение человеком своего профессионального будущего означает индивидуальное планирование карьеры, осознанное восприятие будущего, установление ориентиров и целей, возможных путей их достижения при продвижении по служебной лестнице.

Карьера каждого человека уникальна. Это далеко не всегда есть план на длительную перспективу. Она зависит не только от конкретной личности – большую роль играет случайность. В современной организации планированием карьеры каждого работника по большей части занимается администрация, заинтересованная в его успехах как решающем факторе успеха предприятия. Но и в этом случае остается актуальным индивидуальное планирование карьеры.

Индивидуальное планирование карьеры означает разработку собственных действий по достижению индивидуально осознанных профессиональных и трудовых позиций, а также поведение, которое направлено на достижение поставленных целей. Планирование неотделимо от поведения, потому что через него проявляется собственная деловая активность и осуществляется корректировка плана карьеры в процессе ее реализации.

Индивидуальное планирование карьеры является составной частью:

- личного планирования, которое кроме карьеры включает отношения с друзьями, семью, материальное положение, трудовую жизнь;

- управления самим собой (самомотивация, самоконтроль, самоорганизация);

- делового общения, техники индивидуальной работы, стиля лидерства;

- целей собственного развития.

Все эти сферы накладываются одна на другую, тесно взаимодействуют и потому не могут быть изолированными.

В карьере менеджера возможны два принципиально различных плана действий:

1. Карьера на предприятиях государственной собственности или в органах государственного управления;

2. Карьера на предприятиях частной формы собственности и путем создания собственного дела.

Чтобы стать предпринимателем, лучше начать свой бизнес. Каждого предпринимателя можно считать менеджером, если он управляет своей фирмой. Когда она становится крупнее, предприниматель нанимает менеджеров. Иные предприниматели не имеют желания или способностей выполнять функции менеджера. Более того, даже серьезный предприниматель часто не может стать преуспевающим менеджером. На практике большинство новых фирм распадается из-за плохих предпринимательских идей. Поэтому наряду с предпринимателями-собственниками есть люди, которые не имели стартового капитала, а были приглашены в фирму для выполнения функций координации, контроля, маркетинга, организации снабжения, производства или сбыта. Это менеджеры. Но они могут стать предпринимателями, если будут действовать предприимчиво. Карьера менеджера не противоречит карьере предпринимателя. Выбор предпринимательской ориентации деятельности зависит не столько от собственности, сколько от деловых качеств человека, его личности. Предприниматели-менеджеры отличаются от предпринимателей-собственников тем, что для них не имеет значения, кто является собственником. Предприимчивый экономист или инженер активно ищет возможности самореализации и делового успеха. Он намеренно рискует. Инициативный технолог или экономист, который внедряет новую технологическую операцию или новые информационные технологии, по духу такой же предприниматель, как и руководитель предприятия, решивший вложить капитал в рискованное дело.

Планирование карьеры должно начинаться с заключения контрактов на будущую работу еще со студенческой скамьи. При этом могут быть использованы различные варианты персонифицированных технологий карьеры для достижения заданных ее уровней. В сфере менеджмента наиболее перспективны две основные ориентации карьеры:

- главных специалистов (в страховом, банковском, бухгалтерском и финансовом деле);

- линейных руководителей (в сфере производства, энергетики, сервиса, информационных технологий, туризма и шоу-бизнеса).

Существует мнение, что для успешной карьеры работу следует менять каждые 5-6 лет. Организации используют ротацию кадров, т.е. их горизонтальное перемещение, а менеджеры полностью меняют привычную ситуацию, уходя в другие фирмы, чтобы не останавливаться в своем росте. Поэтому работу следует искать даже тогда, когда она есть.

Рекомендуемая литература

1. Байгот С.А., Ефимчик Е.Е. Основы деятельности современного руководителя. - Мн.: УМЦ МСХП РБ, 1993. – 57 с.

2. Беляцкий Н.П. Менеджмент: Деловая карьера. – Мн.: Высшая школа, 2001. – 302 с.

3. Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. – Управление персоналом. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. – 352 с.

4. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1991. – 98 с.

5. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. - М.: Экзамен, 2000. – 576 с.

6. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - Мн.: Беларусь, 1990. – 314 с.

7. Кто есть Кто в Республике Беларусь. 2001, т. 1, Наука, Образование / Под ред. И.В.Чекалова – Мн.: Энциклопедикс, 2001. – 220 с.

8. Кто есть Кто в Республике Беларусь. 2001, т. 2, Деловой мир, Культура и искусство, Здравоохранение, Народное хозяйство, Ветераны войны и труда / Под ред. И.В.Чекалова – Мн.: Энциклопедикс, 2001. – 296 с.

9. Сегедов Р.С., Кабушкин Н.А., Кривцов В.Н. Управление персоналом. Сотрудники как фактор успеха предприятия. – Мн.: Тэхналогiя, 1997. – 232 с.

10. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: Норма, 2001. – 546 с.

11. Яккока Л. Карьера менеджера. – Мн.: Парадокс, 1996. – 156 с.

Контрольные вопросы

1. Понятие карьеры.

2. Виды карьеры и их характеристика.

3. Этапы карьеры.

4. Факторы, определяющие карьеру.

5. Система планирования карьеры на предприятии и ее элементы.

6. Цели и принципы планирования карьеры.

7. Особенности планирования индивидуальной карьеры.

8. Карьера менеджера.

9. Карьера предпринимателя.

10. Карьера в сфере менеджмента.

ПрактическИе заданиЯ

Задание 1

Анализ карьеры

Просмотрите краткие биографии деятелей науки, образования, здравоохранения, народного хозяйства, культуры и искусства (приложение 1). Проведите их анализ и сравните деловые карьеры нескольких представителей согласно выданного преподавателем задания.

Анализ должен включать:

- характеристику карьеры по различным признакам;

- определение ее типа;

- описание этапов;

- достижения и успехи, их значимость;

- и т.д.

Задание 2

Тест

Проведите самооценку своих возможностей как предпринимателя, используя тест, приведенный в приложении 2. В нем сформулировано семь основных качеств, необходимых предпринимателю, и степень их проявления, которая оценивается в баллах.

Можно протестировать также своих знакомых, родственников, друзей. При этом Вы выступите в качестве эксперта, давая оценку их качеств.

Ключ к тесту:

25–28 баллов – отличные способности к бизнесу;

21–24 балла – очень хорошие способности;

17–20 баллов – хорошие способности;

13–16 баллов – средние способности;

менее 12 баллов – лучше не заниматься бизнесом.

Задание 3

План индивидуальной карьеры

Составьте план своей карьеры (или карьеры знакомого, родственника, друга). Он должен включать:

- цель;

- тип карьеры;

- основные ее этапы;

- предполагаемые должности и организации;

- способы реализации намерений;

- оценку своих возможностей;

- описание трудностей, проблем, препятствий;

- варианты действий по их преодолению.

При составлении индивидуального плана карьеры воспользуйтесь рекомендациями, приведенными в приложении 3.

Приложение 1

Краткие биографии деятелей науки, образования, здравоохранения,

народного хозяйства, культуры и искусства

Бохан Николай Иванович (25.12.32). Окончил БИМСХ (1957), инженер-механик. Ст. научный сотрудник Белорусской машиноиспытательной станции (1957-1958); инженер-конструктор, аспирант, научный сотрудник Института торфа НАНБ (1958-1964); старший научный сотрудник Центрального НИИ механизации сельского хозяйства нечерноземной зоны СССР (1964-1967); старший препо­даватель, доцент, проректор по научной работе, зав. ка­федрой БИМСХ по н/в. Награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета, Почетной грамотой Со­вета Министров, медалью «Ветеран труда», медалями ВДНХ СССР - бронзовой, серебряной и золотой, знаком «Изобретатель СССР». Почетный член НТО СССР. Кан­дидат технических наук, профессор, Академик Белорус­ской инженерной академии. Автор более 300 печатных научных работ, в т.ч. 9 учебников и учебных пособий, 44 авторских свидетельства СССР, 2 патентов РБ, 10 ра­ционализаторских предложений, внедренных в народное хозяйство с экономическим эффектом.

Бобрик Владимир Иванович (04.01.58). Инженер-механик, окончил БИМСХ. Тракторист колхоза «Светлый путь» (1975); студент БИМСХ (1975-1980); главный инженер колхоза «Светлый путь» (1980-1986); ведущий инженер Молодечненского РАПО (1986-1988); начальник отдела механизации АПК «Молодечненский» (1988-1991); директор ОАО «Молодечненский гормолзавод» с 1996г. по и/в.

Бондарев Николай Игнатьевич (27.11.47). Инженер-электрик, окончил БАТУ (1974). Работал в качестве ст. инженера (1974-1979); гл. инженер «Райсельхозэнерго (1979-1980); директор Рогачевского межколхозного комбикормового завода (1980-1988); директор дирекции строящегося животноводческого комплекса селекционно-гибридного центра «Стальковский» (1988-1991); директор с/к «Заречье» с 1991 по и/в. «Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Беларусь».

Будько Ювиналий Васильевич (01.01.39). Окончил БИМСХ (1966). Преподаватель СПТУ-31 г. Глубокое (1966-1968); аспирант каф. ЭМТП БИМСХ (1968-1971); инженер лаборатории АСУ Белмел-новодхоза (1971-1974); инженер, ст. научный сотрудник лаборатории проходимости машин (1974-1976), ст. пре­подаватель (1976-1977), доцент кафедры ЭМТП БИМСХ с 1978г. по н/в. Кандидат технических наук. Автор более 35 публикаций, в т.ч. «Учебно-методическая и производст­венная литература» - 9 книг (в соавторстве), учебника для с/х вузов «Эксплуатация машынна-трактарнага пар­ку», Мн. Ураджай, 1998 г. (484 с.).

Бусел Иван Павлович. Окончил БСХА (1959), аспирантуру БСХА (1968). Младший, старший научный сотрудник Го­мельской областной с/х опытной станции (1961-1968); младший, старший научный сотрудник отдела экономики БелНИИ мелиорации и водного хозяйства (1968-1981); доцент кафедры экономики и организации сельскохозяй­ственного производства БАТУ с 1981г. по н/в. Кандидат сельскохозяйственных наук. Разработал методы и провел организационно-экономическое обоснование использова­ния мелиорированных земель, картофелепосадочных и картофелеуборочных машин, разработал учебно-методический комплекс изучения дисциплины «Ор­ганизация сельскохозяйственного производства» по спе­циальности механизация сельского хозяйства. Опублико­вал около 100 научных и учебно-методических работ об­щим объемом более 100 п.л. Основные труды: «Техноло­гические карты по возделыванию культур на осушенных торфяниках», Мн.: Ураджай, 1972, 8,6 п.л. (в соавторст­ве); «Организация и планирование растениеводства на мелиорированных землях», Мн.: Ураджай, 1978, 4,6 п.л. и др.

Веремейчик Лариса Антоновна (12.06.51). Окончила БСХА (1973), аспирантуру БСХА (1981). Работала инженером-почвоведом в Мин­ском лесоустроительном предприятии 8 лет; младшим научным сотрудником НИИ почвоведения и агрохимии (1984-1986); ассистент, доцент (1987), зав. кафедрой «Основы агрономии» БИМСХ (1993); декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров БАТУ с 2000г. по н/в. Участвовала в организации современных научно-исследовательских лабораторий овощеводства с учебным классом и компьютерно-информационной базой данных и аналитической лаборатории агрохимии, осна­щенной новейшими приборами и оборудованием. Орга­низовала филиалы кафедры в ведущих НИИ агрономи­ческого профиля НАНБ, привлекла к учебному процессу ведущих ученых РБ. Открыла аспирантуру по специаль­ности агрохимия, является научным руководителем 3-х аспирантов. Награждена грамотами Министерства сель­ского хозяйства и продовольствия, Министерства образо­вания РБ. Автор более 85 печатных работ, в т.ч. в соав­торстве в издательстве «Ураджай» изданы учебник «Асновы агранамii» для вузов, Мн., 1999; учебное пособие для училищ «Основы земледелия, агрохимии и защиты растений», Мн., 2000. Создала новые курсы по агробио­логическим дисциплинам для инженерных специально стей. Разработала и издала учебно-методические посо­бия: «Физиология растений» 1997; «Лекарственные рас­тения» 1999; «Защита растений» 1999; «Агрохимия» 1999; «Биология сельскохозяйственных растений» 2000.

Воробьев Леонид Андреевич (22.10.41). Окончил Ленинградский политехнический инсти­тут им. М.И.Калинина (1966). Старший инженер, руково­дитель группы, начальник отдела в проектных института Белкоммунпроект и Белжилпроект Министерства жилищно-коммунального хозяйства (1973-1978); главный конст­руктор проектов, заместитель директора по научной ра­боте Белорусского конструкторско-технологического ин­ститута городского хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства (1978-1985); зав. кафедрой жилищно-коммунального хозяйства Республиканского ин­ститута повышения квалификации руководящих работни­ков и специалистов отраслей народного хозяйства (1985-1991); зав. кафедрой управления сельскохозяйственным производством БАТУ (1991); профессор Академии управ­ления при Президенте Республики Беларусь (1995). Кан­дидат технических наук (1973), доктор экономических наук (1989), профессор (1991). Академик Международной Академии организационных и управленческих наук, Бе­лорусского отделения жилищно-коммунальной Академии; почетный профессор Словацкого сельскохозяйственного университета. Автор более 120 научных трудов, в т.ч. 7-и книг, 4-х авторских свидетельства на изобретение.

Жулего Людмила Филипповна (23.09.52). Экономист, окончила БГИНХ (1975). Ст. статистик (1969-1971); студентка БГИНХ (1971-1975); начальник районной информационно-вычислительной станции г.п. Октябрьский Гомельской обл. (1975-1977); первый секретарь РК ЛКСМБ г.п. Октябрьский (1977-1980); зав. орготделом Октябрьского РК КРБ (1980-1983); секретарь по оргработе Мозырьского РК КПБ (1983-1986); председатель Ветковского райисполкома (1986-1987); первый секретарь Мозырьского РК КПБ (1988-1992); управляющая отделением БелАПВ Мозыря с 1992г. по н/в. Депутат городского Совета; председатель Союза женщин Мозыря.

Зеленовский Анатолий Антонович (27.08.40). Окончил БСХА (1962). Мастер, про­раб, главный инженер, начальник строительно-монтаж­ного управления мелиорации на Полесье с 1962г; на­чальник Главного управления по осушению земель и строительству совхозов в Полесье (1972-1985); предсе­датель исполкома Брестского областного Совета народ­ных депутатов, первый секретарь Брестского обкома пар­тии и секретарь по сельскому хозяйству ЦК КПБ (1985); начальник Главного производственного управления Ака­демии аграрных наук, начальник Ведущего производст­венно-экономического управления, зам. президента ака­демии (1992-2000); доцент кафедры экономики с/х БАТУ с 2000г. по и/в. Член научно-технического совета Мини­стерства сельского хозяйства и продовольствия РБ. Име­ет звание «Заслуженный мелиоратор БССР», правитель­ственные награды: Орден Ленина, ордена «Трудового Красного Знамени», «Знак Почета», 6 медалей, Почетные Грамоты. Автор 29 научных и методических работ. Раз­работал и внедрил в производство в 52 организациях Главполесьеводстроя новую технологию материально-технического обеспечения строек. Разработал и внедрил в производство в организациях Главполесьеводстроя новые технологии и прогрессивные способы создания осушительно-увлажнительных систем и комплексного освоения земель Полесья. Совместно с НИИ Академии аграрных наук вел внедренческую работу по созданию новых, высокоурожайных сортов с/х культур. Организовал производство питомников размножения и элитного мате­риала в 26 экспериментальных базах Академии аграрных наук и 17 семеноводческих хозяйствах республики.

Комаров Фадей Фадеевич (20.08.45). Физик, окончил Могилевский пединститут (1969). Аспирант физфака БГУ (1971-1974); старший научный сотрудник НИИ ПФП БГУ (1974-1975); зав. лабораторией НИИ ПФП БГУ (1975-1981); зам. ди­ректора по науке НИИ ПФП БГУ (1981-1992); зав. кафед­рой физической электроники БГУ по совместительству (1988); зав. лабораторией НИИ ПФП БГУ с 1992г. по н/в. Кандидат физико-математических наук (1974), доктор физико-математических наук (1982), просрессор (1984), член-корреспондент НАНБ (1996), соросовский профес­сор (1993-1995). Лауреат Государственной премии РБ (1998). Вице-президент физического общества РБ. Автор 8 монографий, 5 из которых переиздано в США, 1 учебно­го пособия, 36 авторских свидетельств и патентов, 274 статей в рецензируемых журналах, 15 обзорных статей.

Коротинский Виктор Андреевич (16.01.53). Окончил ф-т электрификации сельского хозяйства БИМСХ (1975). Стажер-преподаватель кафедры «Приме­нение электрической энергии в сельском хозяйстве (1975-1976), ассистент кафедры «Электротехнология» БИМСХ (1976-1983); старший преподаватель, доцент кафедры «Теплотехника и гидравлика» (1983-1998); декан агроэнергетического факультета БАТУ с 1998г по н/в. Имеет награды: бронзовая медаль ВДНХ СССР, грамоты Мини­стерства сельского хозяйства и продовольствия РБ, по­четная грамота БАТУ, почетная грамота Минского облис­полкома. Автор ряда научных и методических трудов, в т.ч. «Низкотемпературные электронагреватели в сель­ском хозяйстве» / под общей редакцией Л.С. Герасимовича, Мн., «Урожай», 1984; «Курсовое проектирование по теплотехнике и применению теплоты в сельском хозяйст­ве» / Под ред. Б.Х.Драганова, Москва, «Агропромиздат», 1991.

Кравцов Евгений Иванович (16.03.64). Окончил БГИНХ (1986). Старший экономист финансового отдела Минского облисполкома (1986); работал в комсомоле (1987-1991); управляющий Минским отделением Гродненского регионального коммерческого банка «Комплекс» (1991-1996); председатель правления АКБ «МинскКомплексБанк» с 1996г. Автор ряда научных статей, соавтор учебника «Деньги, кредит, банк», книги «Словарь менеджера». Автор сценариев и режиссер ряда кинофильмов, продюсер телепередачи «Банка комиксов», музыкальных исполнителей.

Леньков Иосиф Иосифович (14.02.41). Экономист-кибернетик, окончил БСХА (1964). Рабочий совхоза «Вендорож» Могилевского р-на и облас­ти (1957-1959); главный экономист совхозов «Ортаусский», «Бурминский» Жана-Аркинского р-на Карагандин­ской области Казахстана (1964-1968); аспирант Целино­градского с/х института (1966-1068); аспирант Костром­ского с/х института, ассистент, ст. преподаватель кафед­ры экономики с/х (1968-1970); ст. преподаватель, и.о. до цента (1970-1972); доцент (1972-1987); зав. кафедро» математического моделирования экономических систем АПК БСХА с 1991г. по н/в. Профессор, член-корр. ААН РБ, канд. эконом, наук, доктор экономических наук. Автор более 100 публикаций по проблемам оптимального функционирования производственных подсистем и под­комплексов АПК, новой системы информационных моде­лей и моделей верхнего уровня для планирования и про­гнозирования подсистем и подкомплексов, в т.ч. «Экономико-метаматическое моделирование систем и процес­сов в сельском хозяйстве» - Мн.: Дизайн ПРО - 1998 -301 с.; «Оптимальное планирование АПК района» - Мн_: «Ураджай» - 1987 - 150 с. (монография).

Лещиловский Петр Викентьевич (17.07.38). Экономист, окончил БСХА, Минскую ВПШ. Начальник отдела Минсельхозпрома Республики Беларусь (1969-1989); зам. на­чальника главка Академии аграрных наук Республики Бе­ларусь (1989-1998); зав. кафедрой БГЭУ с 1999г. по н/в. Доктор экономических наук. Автор более 100 научных и методических работ, в т.ч. «Экономика АПК в вопросах и ответах», Минск «Ураджай», 1994, с. 352; «Основы коммер­ческой деятельности». Минсксельхозпрод. Учебный центр, 1996, с. 224.

Лукьяница Владимир Васильевич (18.12.52). Физик, окончил БГУ (1975). Млад­ший научный сотрудник, аспирант, научный сотрудник БГУ и НИИ прикладных физических проблем при БГУ (1975-1992); ассистент (1992); доцент кафедры физики Минского мединститута с 1993 г. по н/в. Кандидат физико-математических наук. Автор 50 научных статей в отече­ственных и зарубежных журналах, 6-и изобретений и 4-х учебных пособий для студентов. Имеет научные работы в области физики полупроводников, электроники и педаго­гики высшей школы.

Миклуш Владимир Петрович (13.09.48). Инженер-механик, окончил БИМСХ (1971). Старший инженер, старший научный сотрудник отраслевой научно-исследовательской лаборатории ремонта машин «Белсельхозтехники» (1971-1978); ассистент (1978-1983); доцент (1983-1995), зав. кафедрой «Ремонт машин» (1995-2000); декан факультета «Технический сервис в АПК» БГАТУ с 2000г. Кандидат технических наук, член-корреспондент Белорусской инженерной академии. Автор 90 научных и учебно-методических работ в области организации и технологии ремонтно-обслуживающего производства, в т.ч. «Организация ремонтно-обслуживающего производства и проектирования предприятий технического сервиса АПК» (учебное пособие).

Мисун Леонид Владимирович (09.09.59). Инженер-преподаватель с/х дисциплин, окончил инженерно-педагогический ф-т БИМСХ (1981). Аспирант, старший инженер, м.н.с., научный сотрудник, старший научный сотрудник БелНИИМСХ (1981-1991); доцент кафедры (1991-1993), докторант (1993-1995), заведующий кафедрой «Безопасность жизнедеятельности» (1995-1998), декан механико-технологического факультета (1998), профессор кафедры (1998), заведующий кафедрой «Безопасность жизнедеятельности» БГАТУ с 1998г. Доктор технических наук, член-корреспондент Международной академии экологии, мастер спорта СССР по тяжелой атлетике. Автор и соавтор 128 публикаций, в т.ч. монографии «Научные и технологические основы производства крупноплодной клюквы» (Мн.: «Хата», 1995-7,05 п.л.); учебного пособия с грифом министерства «Экологическая безопасность на объектах агропромышленного комплекса» (Мн.: Ураджай, 1998-0,75 п.л.); учебно-методических пособий «Экологическая безопасность» (Мн.: БАТУ, 1996-9 п.л), «Радиометрия и дозиметрия» (Мн.: БАТУ, 1999-8 п.л.) и др.

Новиков Анатолий Васильевич (02.01.52). Инженер-механик, окончил БСХА (1973). Служил в СА (1974-1975), аспирант, старший инженер, младший научный сотрудник ЦНИИСЭСХ (1975-1982), с 1982 г по н/в доцент, заместитель декана, декан, проректор по учебно-практической подготовке и производству БГАТУ. Кандидат технических наук, доцент. Ученый секретарь Совета по защите диссертаций в БГАТУ (1996-2000). Автор более 40 научных статей, методических разработок, учебных пособий; имеет 11 авторских свидетельств на изобретения.

Орда Александр Николаевич (12.01.47). Инженер-механик, окончил БПИ (1967). Преподаватель Березинского ГПТУ-42 (1968); инженер-конструктор отдела главного конструктора МТЗ (1968-1972); ст. инженер, аспирант, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник БелНИИМСХ (1972-1985); доцент Академии управления при президенте РБ (1985-1988); ассистент, доцент (1988), заведующий кафедрой сопротивления материалов и детали машин БАТУ с 1999г. Доктор технических наук. Автор 80 научных и методических трудов, в том числе 2-х монографии и 31 изобретения, в т.ч. монографии «Перспективные мобильные энергетические средства для сельскохозяйственного производства», Минск: Наука и техника, 1982; «Математическая модель уплотнения почвы», Материалы международной научно-технической конференции «Моделирование и прогнозирование аграрных энергосберегающих процессов». - ч. 2.

Похабов Валерий Иннокентьевич (01.01.47). Специалист в области экономики и организации промышленности и транспорта, окончил БПИ (1968). Зав. мастерскими, начальник управления автотранспортом треста «Вильяминскводстрой» (1969-1971); аспирант, научный сотрудник Центрального НИИ механизации и электрификации сельского хозяйства СССР (1971-1978); доцент, профессор кафедры экономики и организации автотракторного производства и автомобильного транспорта БПИ (1978-1997); зав. кафедрой «Маркетинг» (1997), зав. кафедрой «Экономика и организация машиностроительного производства» (1999). Кандидат технических наук (1975), доктор экономических наук (1993), профессор (1995). Награжден юбилейной медалью «За доблестный труд» (1970) Председатель совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при БГПА (1997). Автор более 150 научный статей и тезисов докладов, 3-х монографий, 2-х учебников, 27 учебных пособий, 8 брошюр. Подготовил 7 кандидатов наук, консультирует 2-х докторантов.

Рябушко Антон Петрович (17.01.29). Математик, окончил БГУ (1954). Аспирант кафедры геометрии БГУ (1954-1957); ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры геометрии БГУ (1957-1970); доцент кафедры высшей математики БИМСХ (1970-1972); зав. кафедрой высшей математики БАТУ (1972-1998); профессор кафедры высшей математики с 1999г. по н/в. Заслуженный работник народного образования БССР (1991), награжден Почетной грамотой Верховного Совета БССР (1978), медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», Почетными грамотами Министерств высшего образования, сельского хозяйства БССР и др. Доктор физико-математических наук (1972); профессор (1974). Автор монографий: «Движение тел в общей теории относительности», Минск, «Вышэйшая школа», 1979; «Проблема устойчивости движения тел в общей теории относительности», Минск, «Вышэйшая школа», 1987; учебных пособий «Сборник задач по дифференциальной геометрии», Москва, «Наука», 1979 (в соавторстве), переведенной издательством «Мир» на румынский, испанский, французский языки; «Сборник индивидуальных заданий по высшей математике» (в 4-х книгах), Минск, «Вышэйшая школа», 1990-1992 (в соавторстве); опубликовал более 150 работ.

Солонский Михаил Александрович (28.07.60). Инженер-механик, окончил БИМСХ (1983). Аспирант (1983-1986), научный сотрудник кафедры «Тракторы и автомобили» БИМСХ (1986-1991); ассистент, доцент (1991-1998); зав. кафедрой «Тракторы и автомобили» БАТУ (1998). Кандидат технических наук, доцент. Автор более 60 научных работ.

Степанцов Вячеслав Павлович (29.08.49). Инженер-электрик, окончил БИМСХ (1972). Председатель профкома студентов, стажер-преподаватель, ассистент, старший преподаватель, доцент, с 1987г. заведующий кафедрой информационных процессов и технологий, с 1996 г. декан факультета предпринимательства и управления БГАТУ. Кандидат технических наук, член-корреспондент МАИТ. Награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР, знаком «Отличник образования Республики Беларусь», Почетными грамотами Минсельхозпрода и Минобразования РБ. Отмечен персональной надбавкой Президента Республики Беларусь. Опубликовал более 100 научных и методических работ, в т.ч. 17 авторских свидетельств на изобретения, 6 монографий и учебных пособий.

Счастный Валерий Петрович (12.04.56). Инженер-электрик, менеджер-экономист, окончил ТУ-79 химиков г. Гомеля (1974), БИМСХ (1982), Академию управления при Президенте РБ (1996). Служил в СА (1974-1976), с 1984 г. по н/в заместитель секретаря комитета комсомола, ассистент, старший преподаватель, доцент, заместитель декана факультета, проректор по учебно-коммерческой и экономической работе БГАТУ. Кандидат технических наук, доцент. Автор и соавтор более 50 печатных работ, в т.ч. 5 авторских свидетельств на изобретения, патенты, учебное пособие.

Фурунжиев Риза Ибраимович (05.03.41). Специальность - экономическая информатика, окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (1962). Мастер, начальник участка, главный инженер завода (1962-1964), начальник отдела в проектном институте (1962-1966) г. Андижан; аспирант, зав. лабораторией, начальник отдела в НИИ строительства и архитектуры Госстроя БССР (1966-1983); доцент, профессор БГАТУ с 1983г. по н/в. Награжден Почетными грамотами Министерства образования Республики Беларусь, БГАТУ, дипломами победителя Республиканского конкурса МСХиП РБ за подготовку учебного пособия «Микропроцессорная техника в автоматике», Мн.: Ураджай, 1994. Лауреат премии Совета Министров БССР. Кандидат технических наук, академик Международной академии информационных процессов и технологий, Белорусской инженерной академии (1995). Опубликовал более 120 научных работ, в т.ч. 4 Республиканских нормативных документа по проектированию и 6 авторских свидетельств. Разработал и опубликовал 6 учебных пособий для вузов (5 в соавторстве), 26 учебно-методических пособий.

Ходосевич Валерий Иванович (27.02.40). Инженер-механик, окончил БИМСХ (1963). Тракторист Крупской МТС Минской обл. (1956-1957); токарь Новоторжского ремонтного завода Калининской обл. (1957-1958); старший инженер Западной машинно-испытательной станции «Сельхозтехника» Минск (1963-1965); с 1965 г. по н/в аспирант, ассистент, старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой сельхозмашин, декан факультета механизации сельского хозяйства, секретарь парткома, декан факультета заочного обучения, проректор по учебно-практической подготовке студентов и производству, первый проректор - проректор по учебной работе БАТУ. Кандидат технических наук, доцент. Награжден знаками «Отличник образования» и «За заслуги в развитии профтехобразования». Автор 3 образовательных стандартов и более 15 базовых и экспериментальных учебных планов, 18 учебно-методических пособий, 33 научных работ, 6 изобретений.

Шиляев Алексей Семенович (07.09.29). Физик, окончил Удмуртский пединститут. Слесарь завода № 279 Министерства Вооруженных Сил СССР, г. Ижевск (1943-1945); студент Ижевского индустриального техникума Министерства вооруженных СССР, г. Ижевск (1945-1948); студент Удмуртского пединститута (1948-1952); ассистент кафедры физики Удмуртского пединститута (1952-1953); ассистент, старший преподаватель, зав. кафедрой физики Ижевского мединститута (1953-1960); начальник лаборатории Ижевского НИИ п/я 45 (1960-1964); профессор кафедры физики БГАТУ, руководитель учебно-научно-производственного центра коллективного пользования «Ультразвуковая техника и технология». Кандидат физико-математических наук (1963), доктор технических наук (1987), академик Белорусской горной Академии. Президент общественного объединения разработчиков приборов ультразвуковой техники и технологии с 1964г. по н/в. Награжден медалью «Ветеран труда», нагрудным знаком «Изобретатель СССР», Почетной грамотой Минсельхозпрода РБ, дипломом III степени Минсельхозпрода РБ (1998). Автор более 250 научных трудов, монографий, учебных пособий, более 30 авторских свидетельств на изобретения и патентов, 130 докладов на конференциях, симпозиумах, семинарах, совещаниях и т.д. Область научных исследований: молекулярная акустика, физика, техника и технология ультразвука.

Приложение 2

Тест оценки качеств предпринимателя

1. Инициативность:

- ищет дополнительные задания (4 балла);

- находчивый, смекалистый (3 балла);

- выполняет задания без указаний руководителя (2 балла);

- безынициативный и ждет указаний (1 балл).

2. Отношение к другим:

- дружелюбный (4);

- приятный в обхождении, вежливый (3);

- иногда с ним трудно работать (2);

- сварливый и некоммуникабельный (1).

3. Лидерство:

- сильный и всегда уверенный (4);

- умело отдает эффективные команды (3);

- имеет мало последователей (2);

- не имеет последователей (1).

4. Ответственность:

- всегда ответствен (4);

- соглашается с поручениями (3);

- неохотно соглашается с поручениями (2);

- уклоняется от поручений (1).

5. Организаторские способности:

- логичен, организован, пунктуален (4);

- способный организатор (3);

- средние организаторские способности (2);

- плохие организаторские способности (1).

6. Целеустремленность, упорство:

- не боится трудностей (4);

- предпринимает постоянные усилия к достижению целей (3);

- средний уровень усилий для достижения целей (2);

- нет упорства в достижении целей (1).

7. Решительность:

- быстрый, точный (4);

- основательный, осторожный (3);

- действует быстро, но часто ошибается (2);

- всегда сомневается (1).

Приложение 3

Рекомендации по планированию личной карьеры

1. Вы должны знать, какую карьеру хотите сделать. При этом следует определить, какое положение Вы хотели бы занять через 5 или даже 10 лет.

2. Если нет четкого видения самого себя через 10 лет, то следует принимать решение о выборе карьеры. Ваша сфера деятельности может иметь отношение к производству, политике, экономике, науке, спорту, искусству и др.

3. В выборе карьеры поможет самомаркетинг. Вы продавец своей рабочей силы, «охотник» за рабочими местами. Надо знать конъюнктуру рынка рабочей силы и рабочих мест, а также методы работы на этом рынке. Самомаркетинг включает поиск предприятия, фирмы, учреждения, которые бы Вас устроили, а также презентацию самого себя.

4. Можно считать, что первый шаг в планировании личной карьеры Вы уже это сделали, когда выбрали свою будущую специальность.

5. При планировании личной карьеры необходимо учитывать:

- свои сильные и слабые стороны, структуру своих деловых качеств. Для этого существует различные тесты;

- тенденция развития рынка труда, его отраслевые и местные особенности;

- сильные и слабые стороны среды, в которой вы находитесь.

6. Исследуя свои возможности на рынке рабочих мест, старайтесь узнать фирменный стиль, неписаные правила и особенности тех организаций, где вы хотели бы работать.

7. В самом начале своей карьеры вы должны осознать, что продвижение будет определяться той организацией, где вы начнете работать, не меньше, чем вашим собственным вкладом в ее успехи.

8. Основополагающими при планировании карьеры являются три момента:

- знание требований к должности, которую Вы хотели бы занять;

- необходимость оценки структуры своих собственных качеств и выяснения, насколько она соответствует этим требованиям;

- представление о механизме занятия конкретных должностей.

9. Следует определить, что для вас важнее – реализация своих способностей, удовлетворение от труда или его оплата.

10. Принимая те или иные решения по карьере, часто идут на определенные компромиссы, в том числе и с самим собой. Поставленные перед собой цели следует сопоставлять со своими возможностями.

11. В вопросах работы и карьеры нельзя полностью полагаться на мнение даже самых близких людей. Решение не должно опираться только на имеющие вакансии, так как это вопрос вашего образования и квалификации.

12. Работа и карьера не являются сугубо личным делом. Вы ищете работу, организация ищет специалиста. Эти два вектора направлены навстречу друг другу, но не всегда встречаются в лучшем для обеих сторон варианте.

13. Для предприятия наличие у Вас диплома – часто лишь формально необходимый минимум Вашей карьеры. Существуют специалисты как по диплому, так и по опыту работы. Работа по специальности, указанной в дипломе, не всегда предпочтительнее опыта занимаемой должности. Происходит это потому, что есть существенная разница между интеллектуальным потенциалом и профессиональными знаниями.

Составители: доцент Казакевич Л. А.

Студентка Рубан Л. А.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Методические указания

к практическим занятиям на тему “Деловая карьера”

для студентов специальностей

25 01 06 "Менеджмент"

25 01 07 “Экономика и управление на предприятии”

Ответственный за выпуск Казакевич Л. А.

Редактор Филиппова О. В.

Наши рекомендации