КНР в первое десятилетие 21 века.
Именно Дэн Сяопин способствовал стабилизации политической ситуации в Китае и ускорению его социально-экономического развития.
Реформы были продолжены и его преемниками — Цзян Цзэминем (с 1993) и Ху Цзиньтао (с 2002).
В течение 2002−2005 Ху Цзиньтао сосредоточил в своих руках высшие партийные, государственные и военные посты в стране (генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР, главнокомандующий НОАК).
Среднегодовые темпы роста ВВП в 1990—1999 составляли 10,3 %, в 1998—2001 — 10 %, в 2002—2005 — 9 %[источник не указан 94 дня].
По объёму ВВП, рассчитанному по покупательной способности валют, Китай занимает в настоящее время второе место в мире после США[9]. Резко возросли валютные резервы. Объём внешней торговли к 2004 году превысил 850 млрд долл.
Прибрежные провинции на востоке страны в большей степени индустриализированы, в то время как население многих внутренних регионов КНР живёт беднее. Одним из самых бедных регионов страны является Тибет.
В октябре 2005 началась кампания по установлению государственного контроля над деятельностью крупнейших операторов сотовой связи. Проведены массовые чистки среди партийного и государственного руководства провинции Гуандун, обвиняемого в повсеместной коррупции[источник не указан 94 дня].
Пленум ЦК КПК в октябре 2005 принял 11-й пятилетний план, «имеющий своей стратегической целью построение в Китае гармоничного общества».
5 марта 2006 на очередной сессии ВСНП выступивший с программным докладом премьер-министр Вэнь Цзябао предложил снизить темпы экономического роста страны, а высвободившиеся средства направить на улучшение жизни крестьян и увеличение военного бюджета.
Правительство планировало замедлить темпы прироста ВВП Китая до 7,5 % в год против нынешних 10 %. Освободившиеся средства были направлены на сокращение разрыва между уровнем жизни городского населения и крестьян (около 900 млн, или почти 75 % населения). В 2006 году планировалось потратить на развитие аграрного сектора около 340 млрдюаней, что на 14 % больше, чем в 2005 году.
Возросли расходы и на армию. Официальный военный бюджет вырос в 2006 году на 14,7 % и составил 284 млрд юаней (35,5 млрд долл.)
Планируемое увеличение расходов на сельское хозяйство и вооружённые силы будет осуществлено за счёт богатых приморских провинций. Поэтому ожидается, что проведение этой политики может натолкнуться на противодействие так называемого шанхайского клана бывшего председателя Цзян Цзэминя.
Также, согласно этому плану, к 2010 году доля энергии, извлекаемой из возобновляемых источников, должна вырасти с 2,5 до 10 % общего объёма производства электроэнергии[10].
На 2010 год экономика КНР занимает 2 место в мире по величине номинального ВВП, обогнав Японию[13], и 2 место по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности
Согласно Конституции КНР является социалистическим государством, однако около 70 % ВВП обеспечивается частными предприятиями. В соответствии с поправками к Конституции, принятыми в 2004 году, частная собственность является «неприкосновенной». Официально КНР называет свой нынешний экономический строй «строительством социализма с китайской спецификой». Оценки отдельных экономистов о формах экономики в Китае сильно разнятся.
Начиная с 1980 китайская экономика растёт в среднем на 15 % в год. К концу 1990-х годов темпы экономического роста замедлились до 8 % годовых, но с вступлением КНР во Всемирную торговую организацию в 2001 году приток прямых иностранных инвестиций и расширение экспорта привели к новому ускорению.
По официальным данным, в 2003 ВВП Китая вырос на 10 %, но, по мнению экспертов, в действительности прирост ВВП мог достигать 10-12 %. Рост объёма внешней торговли в 2005 году составил 23 %.
Ярким показателем экономического роста страны является потребление энергоносителей. Так, например, потребление нефти в Китае за 40 лет с начала 1960-х увеличилось более чем в 25 раз, составив в 2005 году, по данным Государственного статистического управления КНР, 300 млн тонн. По данным ОПЕК, в 2005 году Китай потреблял 6,5 млн баррелей нефти в день. Собственная добыча КНР составляет около 170 млн тонн в год. В Китае отсутствует ресурсная база, которая могла бы позволить рассчитывать на увеличение добычи нефти, что приводит к постепенному увеличению зависимости от импорта. Учитывая продолжающийся экономический рост, по прогнозам китайских специалистов, к 2020 году потребность страны в импорте нефти достигнет 450 млн тонн. К 2025 году по прогнозам объём потребления нефти в КНР составит 710 млн тонн в год.
Нефтяные компании Китая, такие как Sinopec, ищут возможность доступа к месторождениям нефти и газа за пределами КНР, например в России, Казахстане, странах Африки[15] и Латинской Америки.
Потребление природного газа КНР в 2005 году составило 50 млрд куб. м. Согласно прогнозам, к 2020 году потребление газа вырастет примерно до 200 млрд куб. м.
Объём потребления электроэнергии в 2005 году составил 2,456 трлн кВт·ч. При этом некоторые районы Северного и Южного Китая страдают от нехватки электроэнергии.
Не последнюю роль в развитии Китая сыграло наличие свободных экономических зон. В настоящее время в КНР действуют 4 специальные экономические зоны (регионы) —Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, 14 зон свободной (беспошлинной) торговли, 53 зоны высоких и новых технологий, более 70 научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей, 38 зон переработки продукции, ориентированной на экспорт.
В качестве примера можно привести данные по региону Шэньчжэнь, который получил официальный статус свободной экономической зоны в августе 1980 года. ОЭР Шэньчжэнь — самая быстро развивающаяся зона: в 1979—2008 годах средний ежегодный рост его ВВП составил 31,2 %[16]. Город является первым в Китае по объёмам внешней торговли.
Три из четырёх китайских Специальных Экономических Зон (СЭЗ) — Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу — находятся в провинции Гуандун. Отчасти благодаря этому, провинция Гуандун занимает ведущее место на материковом Китае по производству электронной, текстильной, пищевой, фармацевтической продукции и лидирует в сфере производства бытовой техники.
В провинции находятся сборочные заводы таких гигантов, как Nissan, Honda и Toyota; в нефтяной и нефтехимической отрасли провинции доминирует китайская корпорация Sinopec; среди производителей электроники можно выделить китайские корпорации BBK Electronics, TCL; в регионе также расположено производство Guangzhou Pharmaceutical (GP) — одной из крупнейших аптечных сетей в Китае и проч.
В КНР идут массовые плановые и неплановые многомиллионные миграции населения внутри страны.
Гигантская экономика современного Китая — прежде всего индустриальная. КНР переживает ныне период бурного индустриального развития, хотя все заметнее растет и доля услуг. Рост большинства отраслей промышленности в последние три-четыре десятилетия потрясает воображение. Высокие, а в ряде отраслей индустрии очень высокие темпы развития обусловлены решительным и удачным использованием руководством страны известных факторов. Во-первых, КНР располагает огромными и пока дешевыми трудовыми ресурсами. Людей с высшим образованием в стране, включая Сянган, теперь 3,5%.
Промышленность КНР давно первая в мире, — разумеется, по числу предприятий и численности занятых. Ныне же она либо вторая после США, либо первая по главному показателю — размерам производства большинства отраслей.
КНР — второй после США загрязнитель мировой атмосферы, хотя уступает им вдвое, например, по выбросам СО2.
Почти со всеми соседними государствами урегулированы пограничные (территориальные) отношения, в том числе с Россией. Остаются нерешенными некоторые пограничные спорные вопросы с Индией и Вьетнамом. Китай стал активно действовать в рамках ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) с Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном, Ираном, Индией, Монголией, Пакистаном и Афганистаном.
КНР не завершила пока главную национально-государственную программу — создание «Большого Китая»: остается проблема объединения КНР и Тайваня. Остались в истории лозунги-призывы 50–70-х годов XX в. — «Освободим Тайвань!» (тогда подразумевалось, военным путем). С богатым островом, экономически развитой страной с тех пор было множество серьезных и успешных экономических и других контактов общей стоимостью в сотни миллиардов долларов. Предложения КНР правительству Тайваня о воссоединении страны по примеру Гонконга (капитализм на 50 лет?) последним были отвергнуты. Однако ситуация серьезно изменяется. Жесткая внешняя политика непризнания независимости Тайваня, проводимая КНР, привела к тому, что дипломатические отношения с Тайванем поддерживает лишь 28 небольших развивающихся стран. Просьба Тайваня о приеме в ООН отвергнута последней. Тайвань чувствует себя все более одиноким и беззащитным перед лицом растущей мощи КНР. Вместе с тем возникает угроза восстановления военного могущества Японии — бывшего главного колонизатора в Азии. Наконец, на самом Тайване обостряются споры в политическом руководстве о воссоединении страны, по крайней мере, за начало переговоров с КНР. При этом становится все больше сторонников позитивных решений.