Закономерности дидактики для учителя экономики. Принципы педагогической техники
Дидактика – отрасль научного знания, которая исследует проблемы образования и обучения. Дидактика – это теория образования и обучения. В ней дается научное обоснование содержания образования, т.е. « Чему учить», методов и организационных форм обучения, т.е. « Как учить?» Одновременно дидактика призвана дать ответ на вопросы: кого учить, для чего учить и где учить? Образование – это результат обучения, обучение – основной путь образования. Ключ к мастерству учителя – это микроструктура методов, технология урока. Учителю в повседневной практике нужны не столько методы, сколько приемы, с помощью которых эти методы будут осуществляться. У молодого учителя на вооружении два-три десятка приемов. Между тем у опытного учителя за годы труда соответствующих приемов накапливается до двухсот.
Принципы педагогической техники:
· Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставить ученику право выбора. С одним условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!
· Принцип открытости. Не только давать знания – но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Использовать в обучении открытые задачи.
· Принцип деятельности. Освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности
· Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи
· Принцип идеальности (высокого КПД). Максимально использовать возможности , знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
В основу систематизации приемов положено представление Я.А.Коменского о трех уровнях обучения: сначала должна работать мысль, потом память, потом - руки. Выражаясь языком современной науки, эти уровни можно назвать пониманием, усвоением и применением.
применение
усвоение 7 8 9
понимание 4 5 6
1 2 3
На каждом уровне обучения решаются определенные дидактические задачи со своими приемами и закономерностями их выполнения
1- осознание, 2 - осмысление, 3- обобщение, 4 - текущее повторение, 5 - тематическое повторение, 6 - итоговое повторение, 7 - формирование и совершенствование умений, 8 - стандартное применение, 9 - творческое применение.
Нарушение закономерностей приводит к снижению качества знаний.
Для усвоения знаний в вузовском обучении акцент делается на тематическом повторении, в школьном - на текущем.
Это соответствует возрастным особенностям и уровню развития обучаемых. Но когда в вузе вовсе отказываются от текущего повторения, а в школе - от тематического, то резко снижается качество знаний.
На уровне применения знаний часто наблюдается нелепое стремление как можно быстрее перейти к творческому применению, минуя стандартное. Эта тенденция много раз себя дискредитировала, поскольку невозможно развить творческие способности без труда, скачком.
В предлагаемой систематизации приемов обучения по дидактическим задачам все девять подсистем необходимы. Чтобы понять материал, надо последовательно его осознать, осмыслить и выйти на уровень обобщений. Без осознания материала нельзя перейти к выявлению взаимосвязей между его элементами. Осмысление не будет полноценным, если не будет создана возможность для обобщения.
Следующие три шага - три разновидности повторения - необходимы, чтобы обеспечить запоминание, припоминание и сохранение информации. Это соответствует трехблочной структуре памяти по Аткинсону.
СР КВХ ДВХ
бп
Информация первоначально поступает в сенсорный регистр памяти СР, и за доли векуды, пока она там пребывает, ученик слушая объяснение или читая книгу должен отобрать главное.
В кратковременном хранилище (КВХ) проходит то, что он отобрал. Здесь полученная информация несколько раз прокручивается в блоке повторения, после чего запоминается надолго ( в этом суть текущего повторения), то есть переходит в долговременное хранилище ДВХ. Здесь она должна быть упорядочена для облегчения припоминания ( в этом суть итогового повторения) необходимо информацию из ДВХ периодически припоминать, то есть возвращать снова в КВХ.
Три подсистемы и на уровне применения: вначале надо сформировать элементарные умения, на этой основе организуется стандартное (алгометрическое) применение, которое предшествует творческой работе.
Итак, подведем итог нашему занятию.
Ключ к мастерству учителя - не в абстрактных принципах и методах, и выражен может быть в простых конкретных рекомендациях:
- накопление и систематизация приемов работы;
- опора на закономерности, действующие на каждом уровне, в каждой подсистеме;
- разработка технологий, опирающихся на закономерности и поэтому позволяющих увеличить эффективность педагогического труда
Закономерности обучения.
Закономерности обучения - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.
1.Осознание. Как помочь осознать материал. Под осознанием понимают получение представлений, или установление соответствия между словом и образом. Для того чтобы подобное соответствие состоялось, необходимо взаимодействие первой и второй сигнальной систем человека. При ознакомлении с образной информацией ребенок стремиться перенести ее в словесное поле, а услышанное пытается представить в образах. Естественно, что такой перевод информации из одного поля в другое требует затрат времени и энергии, поэтому опытные учителя заботятся и о наглядности объяснения и об образности речи, облегчая тем самым ученику осознание материала. Педагоги в этом случае следуют логике закономерностей осознания и имеют прекрасные результаты. Закономерность осознания - единство двух сигнальных систем человека. Ее можно выразить и количественно известным соотношением ЮНЕСКО:
15 + 25 => 65
Исследования показали, что при восприятии информации на слух без использования наглядности коэффициент усвоения будет равен примерно 15 процентов; при зрительной подаче - до 25 процентов. Но если задействовать оба канала восприятия, то уровень усвояемости будет не 40, а 65 процентов. Чудесные 25 процентов берутся как бы из ничего. Разумеется, физиологи и психологи находят объяснение этому феномену. Но для нас сейчас важно другое: трудолюбивый, старательный учитель будет вознагражден самой природой, если не пойдет против ее законов.
Итак, слово и образ должны быть едины. Усвоив эту простую истину, попытаемся избежать некоторых наиболее типичных ошибок.
Иногда появление новых для ученика слов не сопровождается получением соответствующих образов. Для учителя начальных классов опора на наглядность - непреложный закон. Для среднего и старшего школьного возраста появление множества терминов по экономике - отсутствие терминологическая работа и гораздо реже используется наглядность
Злоупотребление наглядностью ради наглядности. Применение реальной, но сложной наглядности, имеющей отвлекающие детали, часто приводит к тому, что образ, складывающийся в сознании ученика, получается недостаточно четким, многовариантным
Следующая ошибка - при изложении нового материала молодые учителя увеличивают темп изложения. Опытные преподаватели заботятся не столько о количестве, сколько о качестве передаваемой информации. Вот почему известная педагогическая притча о том, что молодой учитель озабочен тем, чтобы не упустить чего-либо в объяснении, а опытный - не сказать чего-либо лишнего на уроке, имеет под собой почву.
2. Виды и приемы работы учителя на уровне обучения понимания материала по экономике. ( Подсистемы “Осознание” и “Осмысление”, «Обобщение».)
Виды и приемы подсистемы «Осознание»:
· Показ явлений и объектов в природе. Показ объектов в музеях, биоуголках, на выставках.
· Использование наглядности: картинок, плакатов; диафильмов и диапозитивов; транспарантов; кинофильмов.
· Демонстрация: звука (высота, громкость, тембр); тактильных ощущений, - движения;
· явлений; моделей.
· Работа с терминами: составление словарей; иллюстрирование; сопоставление.
· Распознавание образов.
· Использование абстрактной наглядности: таблиц; формул, схем, карт
Осмыслениепонимают как выявление взаимосвязей между представлениями, понятиями, а также уяснение характера взаимосвязей.
Учитель должен всегда иметь в виду: чем больше связей удалось реализовать на уроке, тем выше идет кривая забывания, тем больше уровень остаточных знаний ученика ( на графике зависимости объема Р воспроизведенного материала от времени t, прошедшего после его объяснения, кривая 2 соответствует лучшему осмыслению. Поэтому-то и говорится: прежде, чем запоминать, надо понять, что зубрежка - бесплодна. - 1-1, закономерность осмысления.
Р
t
Вторая закономерность заключается в невозможности реализации всех связей. В самом деле, количество связей между рассматриваемыми понятиями определяется формулой m = n( n-1) \ 2
и очень быстро нарастает при увеличении числа понятий
n | ||||||||
m |
В соответствии с этой закономерностью следует стремиться к выделению главного в материале, ограничиваться наиболее важными взаимосвязями. Здесь может быть полезной иерархия вопросов:
- сначала вопросы, отражающие причинно-следственные связи; обычно они начинаются со слов “ Зачем...” и “ Почему...”;
- затем вопросы, связанные с содержанием - “Что это...”, “Из чего состоит...,”Частью чего является...”, “Какими признаками обладает...”;
- затем вопросы, связанные с действием и способами его осуществления - “Как...”, “Каким образом...”;
- и, наконец, вопросы, касающиеся условий выполнения действий, протекания явлений.
Третья закономерность осмысления описана на количественном уровне. При одной - двух реализованных связях понятие легко выпадает из системы знаний, забывается учеником. При трех связях возможность выпадения существенно снижается. Оптимальность трех связей каждого понятия с другими установлена статистически, и “правило трех связей” верно для большинства учебных ситуаций.
опытный учитель не только заботится об осмыслении материала, но и учит детей самостоятельно мыслить, искать взаимосвязи, задавать вопросы.
Виды и приемы работы подсистемы “Осмысление”:
· Использование простых мыслительных операций: анализа, синтеза; сравнения, противопоставления.
· Выявление меж понятийных связей: при выполнении индивидуальных заданий; в процессе беседы, в процессе дискуссии, с помощью “мозговой атаки”.
· Использование для изучения связей: наблюдений в природе; эксперимента, анализа структурно-логических схем; анализа матриц связей.Пример: Модель экономического кругооборота
· Выяснение характера связей: непосредственных и опосредованных; причинно-следственных и генетических; пространственных и временных; последовательных и параллельных; прямых и обратных.
· Графическая регистрация связей: построение графиков; заполнение таблиц и матриц;
Обобщение.
Обобщение - выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу предметов. Различают обобщения понятийные, тематические, межпредметные и др. У каждого вида обобщения есть особенности, но всегда осуществляется движение мысли от единичного к общему, так как обобщенная информация удобнее для запоминания и использования.
Пример: 1. Охарактеризовать типы экономических систем, а затем найти критерии по которым происходит классификация .
2. Виды рынков.
Возможность разных вариантов обобщения развивает гибкость мышления, приучает учеников к тому, что существуют разные точки зрения, к выбору наиболее существенного основания для обобщения в зависимости от конкретных условий.