Тема № 11. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции (4 часа)

Глоссарий

Монополистическая конкуренция; дифференциация продукта; олигополия; модели олигополий; барьеры входа и выхода; тайный сговор; модель Курно; стратегия вхождения; угрозы, наказания; общественная эффективность.

ПЛАН

1. Монополистическая конкуренция. Значение дифференциации продукта и рекламы. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Монополистическая конкуренция и общественная эффективность.

2. Олигополия. Особенности поведения олигополистической фирмы. Модели олигополии. Модель сговора (в том числе картель). Барьеры входа и выхода. Тайный сговор и его формы: лидерство в ценах, модель фирмы – барометра, ценообразование на основе средних издержек и др. Модель ломанной кривой спроса. Модель Курно. Олигополистическая стратегия и теория игр. Дилемма заключенного. Доминантная стратегия. Стратегия сдерживания вхождения в отрасль. Стратегия угрозы. Стратегия наказания.

3. Олигополия и общественная эффективность.

Вопросы для обсуждения

1. Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.

2. Значение дифференциации продукта и рекламы.

3. Олигополистические отраслевые структуры в российской экономике.

4. Современные картели и их поведение на мировых рынках.

5. Теория олигополии Э. Чемберлина.

Практические задания

1. Олигополия предполагает, что:

а) олигополисты не учитывают поведение своих конкурентов и ведут себя как при совершенной конкуренции;

б) олигополисты вступают в сговор друг с другом;

в) олигополисты пытаются предвидеть поведение конкурентов, но выступают в рамках некого экономического сообщества;

г) могут использовать все вышеперечисленные модели поведения.

2.Основателем теории олигополии признается:

а) К. Маркс;

б) В.И. Ленин;

в) В.В. Леонтьев;

г) Дж. Гэлбрейт;

д) О. Курно;

е) Дж. М. Кейнс.

3. Вы исходите из предложения, что если ваша фирма снизит цену, конкуренты понизят свои цены, но если вы повысите цену, ни одна фирма не последует вашему примеру. Это означает, что ваша фирма:

а) сталкивается с конкуренцией «не на жизнь, а на смерть»;

б) имеет ломаную кривую спроса;

в) ценовый лидер на олигополистическом рынке;

г) наиболее эффективная в отрасли.

4. Один из банков регулярно объявляет об изменении им процентных ставок, а другие банки устанавливают свои ставки очень близко к заявленным. Как можно охарактеризовать такую модель рынка?

5. Какие условия необходимы, чтобы картельное соглашение было эффективным для его участников?

6. Монополистически конкурентная фирма производит в краткосрочном периоде такой объем продукции, при котором издержки равны 10, предельные издержки – 5, предельный доход – 6, цена – 12. Что следует сделать фирме, если она стремится максимизировать прибыль (минимизировать убытки)?

7. Монополистическая конкуренция неэффективна по сравнению с совершенной конкуренций, потому что:

а) объем производства монополизированных фирм превышает общественную потребность;

б) объем производства монополизированных фирм меньше общественной потребности;

в) цены на продукцию монополий слишком низки;

г) средние издержки монополизированных фирм больше, чем средние издержки совершенной конкурентов;

д) в условиях несовершенной конкуренции снижается качество продукции.

Укажите правильный ответ.

8.Точка максимальной прибыли в условиях монополистической конкуренции находится там, где:

а) предельные издержки равны предельному доходу;

б) цена равна предельному доходу;

в) цена равна предельным издержкам;

г) цена ниже предельных издержек;

д) предельные издержки минимальны.

Укажите правильный ответ.

Литература

Основная литература

1. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика / Галина Петровна Журавлева, Николай Александрович Поздняков, Юрий Александрович Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 440 с.

Дополнительная литература

2. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика / под общ ред. А.В. Сидоровича.-2-е изд, перераб и доп. М.: Дело и Сервис, 2010.-624с.

3. Сажина М. А. Экономическая теория / Муза Аркадьевна Сажина, Георгий Георгиевич Чибриков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФОРУМ, 2012. - 608 с

4. Микроэкономика: бакалавр / под ред. А. Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Наши рекомендации