Тема № 11. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции (4 часа)
Глоссарий
Монополистическая конкуренция; дифференциация продукта; олигополия; модели олигополий; барьеры входа и выхода; тайный сговор; модель Курно; стратегия вхождения; угрозы, наказания; общественная эффективность.
ПЛАН
1. Монополистическая конкуренция. Значение дифференциации продукта и рекламы. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Монополистическая конкуренция и общественная эффективность.
2. Олигополия. Особенности поведения олигополистической фирмы. Модели олигополии. Модель сговора (в том числе картель). Барьеры входа и выхода. Тайный сговор и его формы: лидерство в ценах, модель фирмы – барометра, ценообразование на основе средних издержек и др. Модель ломанной кривой спроса. Модель Курно. Олигополистическая стратегия и теория игр. Дилемма заключенного. Доминантная стратегия. Стратегия сдерживания вхождения в отрасль. Стратегия угрозы. Стратегия наказания.
3. Олигополия и общественная эффективность.
Вопросы для обсуждения
1. Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.
2. Значение дифференциации продукта и рекламы.
3. Олигополистические отраслевые структуры в российской экономике.
4. Современные картели и их поведение на мировых рынках.
5. Теория олигополии Э. Чемберлина.
Практические задания
1. Олигополия предполагает, что:
а) олигополисты не учитывают поведение своих конкурентов и ведут себя как при совершенной конкуренции;
б) олигополисты вступают в сговор друг с другом;
в) олигополисты пытаются предвидеть поведение конкурентов, но выступают в рамках некого экономического сообщества;
г) могут использовать все вышеперечисленные модели поведения.
2.Основателем теории олигополии признается:
а) К. Маркс;
б) В.И. Ленин;
в) В.В. Леонтьев;
г) Дж. Гэлбрейт;
д) О. Курно;
е) Дж. М. Кейнс.
3. Вы исходите из предложения, что если ваша фирма снизит цену, конкуренты понизят свои цены, но если вы повысите цену, ни одна фирма не последует вашему примеру. Это означает, что ваша фирма:
а) сталкивается с конкуренцией «не на жизнь, а на смерть»;
б) имеет ломаную кривую спроса;
в) ценовый лидер на олигополистическом рынке;
г) наиболее эффективная в отрасли.
4. Один из банков регулярно объявляет об изменении им процентных ставок, а другие банки устанавливают свои ставки очень близко к заявленным. Как можно охарактеризовать такую модель рынка?
5. Какие условия необходимы, чтобы картельное соглашение было эффективным для его участников?
6. Монополистически конкурентная фирма производит в краткосрочном периоде такой объем продукции, при котором издержки равны 10, предельные издержки – 5, предельный доход – 6, цена – 12. Что следует сделать фирме, если она стремится максимизировать прибыль (минимизировать убытки)?
7. Монополистическая конкуренция неэффективна по сравнению с совершенной конкуренций, потому что:
а) объем производства монополизированных фирм превышает общественную потребность;
б) объем производства монополизированных фирм меньше общественной потребности;
в) цены на продукцию монополий слишком низки;
г) средние издержки монополизированных фирм больше, чем средние издержки совершенной конкурентов;
д) в условиях несовершенной конкуренции снижается качество продукции.
Укажите правильный ответ.
8.Точка максимальной прибыли в условиях монополистической конкуренции находится там, где:
а) предельные издержки равны предельному доходу;
б) цена равна предельному доходу;
в) цена равна предельным издержкам;
г) цена ниже предельных издержек;
д) предельные издержки минимальны.
Укажите правильный ответ.
Литература
Основная литература
1. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика / Галина Петровна Журавлева, Николай Александрович Поздняков, Юрий Александрович Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 440 с.
Дополнительная литература
2. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика / под общ ред. А.В. Сидоровича.-2-е изд, перераб и доп. М.: Дело и Сервис, 2010.-624с.
3. Сажина М. А. Экономическая теория / Муза Аркадьевна Сажина, Георгий Георгиевич Чибриков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФОРУМ, 2012. - 608 с
4. Микроэкономика: бакалавр / под ред. А. Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).