Развитие колхозно-совхозного землепользования в период с 1950-1970 гг.

взлет (1950—1970 гг.) социально-экономического развития

1 Политико-экономические кампании 50 — 60-х гг

В эти годы экономика страны динамично развивалась. За первые десять лет среднегодовые темпы роста валовой продукции сельского хозяйства составили 5,0

Одним из ключевых направлений экономической политики стало возрождение разоренной деревни. Уже в 1954 г. были резко снижены обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов государству, списаны долги колхозов, уменьшены налоги с приусадебных участков и продаж на рынке. В то же время в 1,5–5,5 раза были повышены заготовительные цены на сельскохозяйственные продукты, возросли капиталовложения и поставки техники, были увеличены размеры приусадебных хозяйств.

с 1954 г. – освоение целины. . За счет освоения целинных земель в сельскохозяйственный оборот было вовлечено почти 42 млн га пашни, что позволило значительно снизить продовольственную проблему страны. В Западной Сибири и Казахстане были созданы сотни новых совхозов, машинно-тракторных станций, проложены дороги, построены поселки. Естественно, что это был экстенсивный путь развития отрасли. Но он позволил добиться прироста сельскохозяйственной продукции. Однако грандиозная программа освоения новых целинных земель оказалась плохо подготовлена. В районах целинных земель отсутствовали подъездные железнодорожные пути, не хватало автомашин, чтобы вывозить хлеб на элеватор, не были построены зернохранилища.

с 1955 г. – максимальное расширение посевов кукурузы. Для того чтобы решить зерновую проблему в стране, Н.С. Хрущев выдвинул идею выращивания кукурузы на зерно и на корм скоту по всей стране, невзирая на климатические условия регионов.

с 1957 г. – «мясные» и «молочные» кампании и административные реорганизации, вектор которых был задан стремлением к децентрализации и демократизации хозяйственного управления.

Избранный на пост Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущев стал проводить курс, связанный с социальной ориентацией экономики, увеличением капитальных вложений в сельское хозяйство, с предоставлением больших прав руководителям колхозов. Особое внимание уделялось развитию сельского хозяйства.

В соответствии с решениями мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС начали осуществляться меры по подъему сельского хозяйства и его интенсификации. Одним из важнейших факторов интенсификации сельского хозяйства является мелиорация. Майский (1966 г.) Пленум ЦК КПСС выдвинул Программу развития мелиорации земель.

В ходе ее выполнения площадь орошаемых сельскохозяйственных угодий в колхозах и совхозах увеличилась на 5 млн. га, осушенных – на 2,9 млн. га.

В связи с широким распространением эрозии почв и необходимостью борьбы с ней ЦК КПСС и Совет Министров СССР 20 марта 1967 г. приняли Постановление о неотложных мерах по защите почв ОТ ветровой и водной эрозии. В соответствии с этим Постановлением внутрихозяйственное землеустройство в районах проявления эрозии почв создавало основу для противоэрозионной организации территории сельскохозяйственных предприятий и осуществления комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий.

Оценка земли и проведение земельно-кадастровых работ

Содержание и значение Основ законодательства Союза ССР и союзных республик (Закон о земле).

ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК

, единый общесоюзный нормативный акт, регулирующий обществ, отношения в области использования и охраны земель. Приняты Верх. Советом СССР 13 дек. 1968 (“ Ведомости Верховного Совета СССР”, 1968, № 51, ст. 485). Введены в действие с 1 июля 1969. В дальнейшем в Основы вносились изменения и дополнения (“Ведомости Верховного Совета СССР”, 1977, Мг 38, ст. 567; 1981, № 3, ст. 75; 1980, № 3, ст. 42). Основы земельного законодательства состоят из 12 разделов (51 статья).

Основы установили общие принципиальные положения зем. законодательства, обязательные для всех союзных республик. Согласно Основам задачами сов. зем. законодательства являются регулирование зем. отношений в целях обеспечения в интересах настоящего и будущего поколений научно обоснованного рационального использования и охраны земель, создания условий повышения их эффективности, охрана прав социалистич. организаций и граждан, укрепление законности в области зем. отношений.

Основы закрепляют право исключит, гос. собственности на землю в СССР, устанавливают важное положение о единстве гос. земельного фонда, дают развёрнутую классификацию составных частей этого фонда, что служит основой правового режима отдельных категории земель. Они определяют формы землепользования, устанавливают его сроки, определяют порядок предоставления земель в пользование, закрепляют приоритет с.-х. землепользования. В Основах определены юридические гарантии охраны земель и улучшения их плодородия. Предусматривается разработка общесоюзных и республиканских мероприятий по мелиорации земель, полезащитному лесоразведению, борьбе с эрозией и повышению плодородия почв. Основы чётко определяют права и обязанности землепользователей, регулируют вопросы землеустройства, предусматривают порядок разрешения зем. споров, возмещения землепользователям убытков, причинённых изъятием или временным занятием зем. участков, и др.

Важным положением Основ является введение гос. земельного кадастра. Основы значительно расширяют права местных Советов народных депутатов в решении зем. вопросов, возлагают на них осуществление гос. контроля за использованием всех земель.

Наряду с адм. и уголовной ответственностью за нарушение зем. законодательства Основы предусматривают также возвращение самовольно занятых зем. участков по их принадлежности без возмещения затрат, произведённых за время незаконного пользования. Предприятия, организации, учреждения и граждане обязаны возместить вред, причинённый ими в результате нарушения зем. законодательства. В развитие Основ в каждой союзной республике приняты земельные кодексы.

Введение института аренды земли, значение и роль этой меры в совершенствовании земельных отношений в СССР в период перестройки.

Российское законодательство об арендных отношениях стало развиваться лишь с конца 80-х годов XX столетия. В этой связи можно отметить Указ Президиума Верховного Совета СССР 1989 года «Об аренде и арендных отношениях в СССР», Закон РСФСР 1990 года «О земельной реформе», Земельный кодекс РСФСР 1991 года, первую и вторую части Гражданского кодекса РФ (1994, 1996 гг.). Логичное завершение данный процесс законодательного оформления арендных отношений нашел в Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 года. Однако подготовленная таким образом нормативная правовая база все еще нуждается в развитой единой судебной практике высших судебных инстанций, которая на настоящий момент в России в должном объеме отсутствует.

Практика применения норм об аренде земли также отличается крайней противоречивостью. Эта ситуация обусловлена частым использованием в предпринимательской деятельности, в повседневных отношениях договора аренды земли, ставшим одним из наиболее распространенных гражданских правовых договоров. Такое частое использование приводит и к многочисленным спорным ситуациям, которые в силу отсутствия достаточной нормативной правовой базы и единообразной практики применения противоречиво разрешаются судами различных инстанций.

31. Земельный кодекс РСФСР 1991 г., его содержание и значение.

В 1990—1991 гг. велась разработка нового Зе­мельного кодекса. 25 апреля 1991 г. он был принят. Это — основной земельный законо­дательный акт, в котором урегулированы, по существу, все земель­ные общественные отношения нового земельного строя

Но Кодекс не мог выйти за рамки Конституции, в которой был установлен 10-летний мораторий на продажу (передачу) земель­ных участков. Свободно разрешалась только купля-продажа земли государством у граждан и, наоборот, гражданами у государства.

Серьезнейшей новизной и революционным завоеванием ЗК РСФСР явилось установление судебного разрешения всех земель­ных споров. Раньше они рассматривались только в административ­ном порядке (до этого суды рассматривали лишь один спор — о пользовании земельным участком его собственниками в городе).

Кодексом определены сущность и правовой статус различных форм и видов собственности на землю, владения и пользования землей. Предстоял большой объем работ по справедливому и обоснованному перераспределению земель, переходу к экономическим методам управления земельными ресурсами.

Статья 1. Задачи земельного законодательства РСФСР

Задачами земельного законодательства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики являются регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды и охрана прав на землю граждан, предприятий, учреждений и организаций.

Статья 2. Земельное законодательство Союза ССР, РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР Земельные отношения в РСФСР регулируются настоящим Кодексом, иным законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их компетенции, а также законодательством Союза ССР по вопросам, которые ему добровольно передаются Российской Федерацией.

Статья 3. Формы собственности на землю. В РСФСР устанавливаются государственная собственность на

землю и собственность граждан и (или) их коллективов (совместная или долевая

Статья 4. Состав земель РСФСР В соответствии с основным целевым назначением все земли РСФСР

подразделяются на: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); 3) земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания,

телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; 4) земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 5) земли лесного фонда;6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В местах проживания и хозяйственной деятельности

Статья 5. Отнесение земель к категориям и перевод их

из одной категории в другую

32.Судебник Ивана IV основное содержание.

1550- новый судебник Ивана IV. Судебник – это свод действующих законов, нечто между конституцией и уголовным кодексом. Основные положения:1)увеличение размера пожилого налога пи переходе крестьян от одного помещика к другому в Юрьев День2)наказание за взятки3)ограничение прав помещиков4)боярская дума обрела право высшего законодательного органа при царе. судебник 1550(царский судебник) был принят земским собором. Содержит 100 глав статей. Более подробную регламентацию получили судебный процесс, уголовно – правовые и имущественные отношения. Усиливались черты розыскного процесса, был расширен круг субъектов преступления, а тяжесть наказания была поставлена в зависимости от социальной принадлежности. Увеличивался размер пожилового.

Наши рекомендации