Децентрализация управления народным хозяйством
Попытки децентрализации управления громадным российским экономическим пространством предпринимались и раньше. Е. Владимирский и И.Павлова отмечают, что при Петре I "принципиально изменился механизм взимания податей. Если раньше все подати стекались в Москву, а потом чиновники распределяли полученные средства по областям [как и в 1990-е гг., - А.Л.], что создавало условия для воровства и коррупции, то при новом порядке значительная часть податей оставалась непосредственно местным органам государственной власти и использовалась на хозяйственные и другие нужды населения областей". Таким образом, решение практических хозяйственных задач было возложено на местные органы, дворянство и купечество, в руках которых находились основные капиталы страны. Территория государства была разделена на губернии, а губернаторы наделены широкими полномочиями.
Программные установки нэпа вскоре были конкретизированы в ряде законодательных и нормативных актов. В октябре 1922 г. сессия ВЦИК утвердила Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде, Земельный кодекс. В дальнейшем был принят целый ряд нормативных актов, в том числе "Временное положение о местных финансах", "Положение об имуществах местного значения", "Положение о волостных бюджетах" и др.
Согласно Земельному кодексу, вся земля оставалась в государственной собственности, однако разрешалась аренда, использование вспомогательного труда и найма рабочей силы. Крестьянин получил свободу выбора форм землепользования. Как отмечал видный исследователь периода нэпа Ю.А. Поляков, "важнейшее значение для подъема сельского хозяйства имело то обстоятельство, что размеры налогового обложения крестьянства значительно уменьшились по сравнению с дореволюционным временем. В сочетании с освобождением крестьян от затрат на покупку и аренду земли это составляло один из серьезнейших факторов, обусловивших быстрый подъем сельского хозяйства страны" [46, с. 191]. Решением III съезда Советов в 1925 г. сельскохозяйственный налог был уменьшен на 100 млн. руб. В этом и следующем году были освобождены от налога или получили скидку 9,9 млн. крестьянских хозяйств. Бедняки выплачивали в качестве налога в 1925-1926 гг. менее 5% своего дохода, а зажиточные крестьяне ("кулаки") – от 10 до 40% [там же].
Соответствующие принятым постановлениям мероприятия проводились и в области управления промышленными предприятиями. Были ликвидированы главки и центры (аналоги более поздних отраслевых министерств), созданные в период "военного коммунизма". В компетенции ВСНХ остались только наиболее крупные фабрики, а значительная часть промышленных предприятий перешла в ведение губсовнархозов. По декрету ВЦИК в октябре 1924 г. был восстановлен волостной бюджет.
Для приобретения техники правительство выделяло крестьянам специальные кредиты. Важное место среди мер по государственной помощи занимали землеустроительные работы по устранению дальноземелья, чересполосицы и узкополосицы, оставшихся со времен ликвидации общинного хозяйства в рамках столыпинской реформы. В государственном масштабе ставились семеноводческое хозяйство и племенное животноводство. Эти хозяйства снабжали крестьян лучшими сортами семян и породистым скотом. В решениях III съезда Советов в мае 1925 г., наряду с мерами по снижению налогов и упрощению налоговой системы было принято постановление о дополнительной передаче крестьянству части земель госфонда за счет сокращения числа совхозов. В условиях запрета купли-продажи земли её оборот происходил в виде аренды. В начале сроки аренды были ограничены до одного севооборота, но в 1925 г. срок был увеличен до 12 лет. Это способствовало укреплению в основном середняцких и зажиточных хозяйств. В аренду сдавались также сельскохозяйственные орудия, рабочий скот, что также способствовало обогащению зажиточных и середняцких крестьянских хозяйств. Бедняки организовывались в крестьянские комитеты взаимопомощи (кресткомы), которые создавали артели и товарищества, прокатные пункты, закупали машины, инвентарь.
За период с 1922 по 1925 гг. количество сельскохозяйственных кооперативов возросло с 22 до 55 тысяч. Широкое распространение получили универсальные товарищества, выполнявшие снабженческо-сбытовые функции, первичной переработки сырья, агрикультурного обслуживания, мелкого кредита. Создавались мелиоративные, машинные и др. товарищества. В 1924-1925 гг. бедняцкие хозяйства составили 24,5% всех членов сельскохозяйственной кооперации, середняцкие – 67,5%, зажиточные – 8% [108, с. 595]. Таким образом, в годы нэпа в сельском хозяйстве фактически были сохранены и продолжены мероприятия, начатые в рамках реформы П.А. Столыпина. Указанную преемственность уловили и противники рыночного хозяйства – "левые коммунисты". Е.А. Преображенский в 1925 г. заявил: "Нить экономического развития верхних слоев нашей деревни идет по пути создания капиталистического фермерства. Прерванная революцией, эта нить исторически взята и плетется".