Обслуживание рабочего места
Обслуживание рабочего места- обеспечение его средствами и предметами труда, а также услугами, необходимыми для осуществления трудового процесса.
Обслуживание рабочего места основано на разделении труда между основными и вспомогательными рабочими и охватывает ряд важных функций по видам, срокам и методам их выполнения.
Функция обслуживания– конкретный вид деятельности по обслуживанию основного производства, выполняемый соответствующими рабочими специалистами вспомогательных подразделений и служб предприятия. К ним относятся:
- производственно-подготовительная- комплектование материалов, заготовок, деталей и распределение работ с обеспечением технической и экономической документации (рабочие чертежи, схемы, инструкции, наряды на выполнение отдельных работ и т.п.);
- инструментальная - обеспечение рабочего места инструментом, приспособлениями и поддержание их в исправном состоянии;
- наладочная - наладка, регулировка и подналадка технологического оборудования, приспособлений и сложного инструмента;
- энергетическая - обеспечение рабочего места различными видами энергии (электрической, сжатым воздухом, паром, водой, топливом) и межремонтное обслуживание всех энергетических установок и коммуникаций у измерительных приборов;
- ремонтная - текущий ремонт и межремонтное профилактическое обслуживание оборудования на рабочем месте, а также изготовление или восстановление запасных частей и деталей;
-контрольная - контроль качества продукции или работ, анализ и приемка сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, получаемых со стороны, обслуживание и регулирование контрольно-измерительных приборов, учет, анализ причин и предупреждение брака продукции или работ;
- транспортная - перемещение сырья, материалов, заготовок и других предметов труда, вывоз готовой продукции и производственных отходов;
- складская - приемка, взвешивание, сортировка, маркировка, складирование, учет, хранение и выдача всех видов вещественных материальных ценностей;
- ремонтно-строительная -текущий ремонт и поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений организации и всех коммуникаций на его территории;
- хозяйственно-бытовая - поддержание чистоты и порядка в производственно-бытовых помещениях организации, обеспечение работников спецодеждой, ее ремонт и стирка, питьевой водой, спецпитанием, средствами индивидуальной защиты и другими видами бытового обслуживания работников на производстве.
Та или иная функция обслуживания осуществляется по определенной системе. Под системой обслуживания рабочих мест понимается комплекс мероприятий по регламентации сроков, объемов и методов выполнения тех или иных функций обслуживания. Выделяют централизованную, децентрализованную и смешанную системы обслуживания.
Централизованная система обслуживания осуществляется едиными функциональными службами предприятия. Различают три звена функционального обслуживания:
- обслуживание средств труда;
- обслуживание предметов труда;
- обслуживание работника.
Обслуживание средств труданаправлено на обеспечение непрерывности течения технологических процессов и работы оборудования, а также на поддержание средств труда в рабочем состоянии. К этому звену относят разнообразную подсобно-технологическую деятельность, функции наладки, подналадки, чистки, смазки, окраски, ухода за машинами, агрегатами, комплексами машин и механизмов, за аппаратами, подъемно-транспортными средствами и т.п. На предприятиях выделяют функциональную группу рабочих, занятых обеспечением рабочих мест инструментом, технологической оснасткой и приспособлениями, их восстановлением, ремонтом, обменом и изготовлением.
Обслуживание предметов трудасвязано с их хранением и перемещением (материалов, запасных частей, полуфабрикатов, сырья, заготовок и готовой продукции), а так же контролем за их качеством.
Обслуживание работниканаправлено на удовлетворение его потребностей в трудовой деятельности, т.е. удовлетворение биологических, социально-культурных и бытовых запросов.
Децентрализованная системапредусматривает обслуживание либо основными работниками, либо вспомогательными работниками, закрепленными только за данным цехом, участком или бригадой.
Смешанная или комбинированная системаоснована на рациональном сочетании централизованных функций обслуживания.
Организация (выбор) системы обслуживания учитывает масштаб и тип производства, производственную структуру предприятия, качественный уровень имеющегося оборудования, сложность выпускаемой продукции, требования к ее качеству, планировку производственных площадей и т.д.
С этой точки зрения в основу построения любой из этих систем должны быть заложены следующие принципы:
- планово-предупредительный, профилактический характер обслуживанияозначает согласование системы обслуживания с оперативно-календарным планированием хода основного производства, предварительную подготовку и доставку всего необходимого для эффективного функционирования рабочего места, включая комплектование его материалами, заготовками, инструментом, приспособлениями, документацией в течение смены и суток. Регламент обслуживания должен быть подчинен графику основного производства. Поэтому, работы, требующие остановки оборудования, должны выполняться во внутрисменные и междусменные перерывы или в не рабочие дни;
- гибкость системыозначает возможность ее оперативной перестройки в связи с возможными отклонениями от нормального хода процесса обслуживания;
- высокое качество и экономичностьобеспечиваются соответствующей квалификацией вспомогательных рабочих при их оптимальной численности, четкой организацией труда, обеспечением всем необходимым для выполнения всех функций.
Организация обслуживания рабочих мест может принимать одну из трех основных форм: стандартную, планово-предупредительную или дежурную.
Стандартное (регламентированное)обслуживание осуществляется по жестким временным графикам – «стандарт-планам», в которых предусматриваются:
- время обслуживания и простои оборудования и рабочих мест;
- последовательность выполнения различных видов обслуживания, многие из которых могут совмещаться по времени.
При этой форме все функции выполняются высококвалифицированными вспомогательными работниками. Применяется в массовом производстве и на особо ответственных участках других производств (обслуживание самолетов гражданской авиации, крупных силовых агрегатов и т.п.).
Планово-предупредительноеобслуживание предусматривает комплектование рабочей документации, инструментов и приспособлений, заготовок, проведение ремонтов, наладок и других работ. Все комплекты, в соответствии с календарными планами-графиками основного производства изделий, заблаговременно доставляются на рабочее место. Таким образом, обеспечивается четкая ритмичная работа обслуживающего персонала и минимальная вероятность возникновения простоев у основных работников. Применяется в условиях серийного и крупно серийного производства.
Дежурное обслуживаниеосуществляется по вызовам основных рабочих по мере необходимости, так как часть функций обслуживания выполняются основными работниками (самообслуживание). Применяется в единичном или мелкосерийном производстве.
В современных условиях на предприятиях промышленности применяется комбинация рассмотренных форм обслуживания рабочих мест.
Аттестация рабочего места
Аттестация рабочего места - комплексная оценка на его соответствие современным технико-технологическим, организационно-экономическим и социальным требованиям.
Цель аттестации рабочего места - повышение эффективности производства, качества продукции, рациональное использование основных фондов и трудовых ресурсов в организации.
Задачами аттестации рабочего местаявляются:
- выявление резервов повышения производительности труда и фондоотдачи на рабочем месте;
- определение рабочих мест, не соответствующих требованиям, и разработка конкретных мероприятий по их рационализации и техническому перевооружению, а также ликвидации малоэффективных рабочих мест, рационализация которых нецелесообразна;
- выявление рабочих мест, на которых можно организовать работу на условиях неполного рабочего дня;
- создание объективной основы для определения наиболее эффективных направлений капитальных вложений на рационализацию, модернизацию и техническое перевооружение рабочих мест, реконструкцию действующих предприятий;
- разработка и реализация мероприятий по улучшению условий труда на каждом рабочем месте, повышение уровня обоснованности применения соответствующих льгот и компенсаций на рабочих местах.
Процесс аттестации рабочего места состоит из трех этапов:
- паспортизация рабочего места;
- оценка рабочего места;
- рационализация рабочего места.
Паспорт рабочего местасодержит количественную и качественную характеристику рабочего места и занятых на нем рабочих. Основными источниками информации для его составления служат:
- фактические данные, полученные в результате непосредственного анализа производственного и трудового процессов на рабочем месте;
- соответствия исполнителей требованиям, предъявляемым к ним рабочим местом и ЕТКС;
- технологические карты и карты условий труда на рабочем месте, а также данные замеров факторов, формирующих условия труда на рабочем месте;
- технико-нормировочная документация (должностные, по экслуатации, по технике безопасности инструкции и т.п.);
- положения о подразделениях, модели рабочих мест, типовые паспорта рабочих мест и т.д.
Паспорт содержит следующие разделы:
1 Характеристика оборудования и технологической оснастки
2 Характеристика трудового процесса
3 Характеристика организации рабочего места
4 Условия труда
5 Характеристика использования сырья и материалов
6 Характеристика исполнителей
7 Организационно-технические мероприятия по результатам аттестации рабочего места.
Оценка рабочего местаосуществляется по следующим критериям:
- технико-технологический уровень (оценивается прогрессивность оборудования и технологического процесса, оснащенность рабочих мест);
- организационно-экономический уровень (рациональность планировки, прогрессивность норм труда, загрузка рабочего);
- условия труда и техника безопасности (интегральная оценка условий труда, состояния техники безопасности).
По каждому критерию может быть проставлена одна из следующих оценок:
- если по данному критерию рабочее место соответствует нормативным требованиям, то ставится - 1;
- если по данному критерию рабочее место не соответствует нормативным требованиям, но это соответствие может быть достигнуто, то ставится оценка - 0,5;
- если по данному критерию рабочее место не соответствует нормативным требованиям, и это соответствие достигать экономически не целесообразно или технически невозможно, то ставится оценка - 0.
После этого по каждому направлению определяется групповая оценка, как среднее арифметическое из всех оценок по данной группе. Далее формируют оценку общего организационно-технического уровня рабочего места, как средняя арифметическая величина из шести групповых оценок.
Рабочее место считается аттестованным при следующих условиях:
- в каждой группе нет ни одной оценки «0»;
- в каждой группе может быть не больше одной оценки «0,5»;
- каждая групповая оценка и общая оценка должна быть не менее «0,9».
Если рабочее место не выполняет хотя бы одно условие, то оно считается не аттестованным.
Если общая оценка рабочего места меньше «0,5», то оно должно быть ликвидировано.
Рационализация рабочего местаначинается анализом результатов его оценки, в ходе которого:
- рассматриваются результаты оценки рабочих мест и предложения по их совершенствованию;
- выявляются технические, материальные и финансовые возможности предприятия для проведения рационализации рабочего места;
- рассчитывается экономический эффект от доведения рабочего места до нормативного уровня и необходимые для этого затраты.
По результатам анализа разрабатываются мероприятия по рационализации рабочего места, которые охватывают следующие основные направления:
- повышение технического уровня рабочего места за счет модернизации оборудования, внедрения прогрессивных технологий, механизации, автоматизации и др.;
- повышение организационного уровня рабочего места за счет улучшения планировки, систем обслуживания, приемов и методов труда, нормирование труда и т.д.;
- улучшение условий труда.