Общероссийские приоритетные проблемы социальной политики
В современных условиях правительству приходится решать сложнейшие задачи стабилизации при неуклонном продолжении избранного ранее курса преобразований. Оппоненты правительства и президента как из « ком муно-патр йоги чес кой», так и из «демократической» оппозиции настаиваю на решительной перемене или существенной корректировке самого курса. Эта обшая диспозиция проявляется и в подходах к социальной политике.
В последние годы реально посильная для правительства постановка задач билизации выливалась его в обещание не допустить нового ухудшения положен) большинства населения. Это ставилось на место приоритетной задачи социаль» политики на ближайшие годы.
Сторонники перемены или существенной корректировки курса полагали, что такой постановке задача стабилизации и невыполнима, и недостаточна. За года реформ неблагополучие в социальной сфере вылилось в заметные процессы мае совой деградации населения вплоть до образования многомиллионного (порядка 10 миллионов) «социального дна». Сверхприоритетной проблемой социальной политики становится сегодня недопущение массовой деградации и люмпенизации населения. Задача борьбы с бедностью сегодня уже отстает от потребностей обеспечения национальной безопасности России.
Сохранение принятого в 1991 году общего курса делает не менее острой, чрезвычайной (в силу прямой увязанности с обеспечением национальной безопасности) проблему сохранения независимости страны, предотвращения превращения России в колонию или полуколонию «Большой семерки». Социально-политический аспект этой проблемы в следующем.
Страна пробует выйти из трудностей, опираясь на свою нужность мировому хозяйству. В этом желании войти в международное разделение труда нет опасностей, есть даже благо, если страна сохраняет экономическую независимость. Тогда oi направляет эффект, получаемый от международного сотрудничества, на решен внутренних социальных и экономических проблем и тем самым улучшает общее положение дел в стране. Колониальная зависимость начинается с того, что выгодные для международного сотрудничества отрасли перестают быть собственностью данной страны, становятся собственностью иностранного капитала. Иностранный капи-гал распоряжается эффектом, полученным от международного экономического сотрудничества, совсем не так, как независимая страна. Он не вкладывает этот эффект в улучшение социально-экономической ситуации, в преодоление кризиса тех или яных отраслей и регионов. Связь разных отраслей национального хозяйства разрывается. Экспортные отрасли больше не служат поддержкой и опорой неэкспортных этраслей. Последние больше не имеют шансов выкарабкаться, подняться. Они загнивают и деградируют, отстают все больше и больше.
Население колонизуемой страны также постепенно разделяется на две нерав-лые части. Одна — работники экспортных отраслей - включена в мировой рынок н -смеет более или менее устойчивое положение. Уровень жизни здесь в несколько эаз выше, чем у остального населения, хотя он в несколько раз ниже, чем при та-(их же занятиях в развитых капиталистических странах. А вот остальное населе-те колонии или полуколонии (и это обычно 75-85% населения) прозябает, оказы-шется как бы лишним и не имеющим шансов на достойную перспективу. Они как ш попадают в резервацию.
Воспрепятствовать превращению России в резервацию рыноч неконкурентоспособного большинства населения пока еще можно. Но с каждым ■одом все труднее.
Таковы два чрезвычайных приоритета социальной политики трудящихся. Hi )яду с ними обозначим другие приоритеты:
1) необходимо преодолеть вопиющую социальную несправедливость, созда! )ую принудительной приватизацией в ходе шоковых реформ. Итоги рабо
нескольких поколений оказались присвоенными «властными элитами», кучкой мошенников и финансовых спекулянтов. Массовое несогласие населения с итогами приватизации, массовое ощущение несправедливости, учиненной приватизаторами, стало серьезным фактором социальной вражды в обществе и неблагоприятного климата для законного предпринимательства;
2) необходимо кардинально оздоровить процесс перехода к новой системе цен
ностей/к новым доминирующим идеологиям.
Нынешнее российское государство закладывает основы и поощряет углубление страшнейшего духовного раскола в обществе. Власти культивируют ценности и идеологии, воспринимаемые многими в обществе как чуждые. Фактически создалось положение, при котором капитал уже получил реальные преимущества в пропаганде и культивировании угодных ему идеологий и ценностей. Под покровительством государственных властей осуществляется навязчивая американизация и внедряется люмпенизирующая массовая культура.
Общество заинтересовано в укреплении в новых условиях высоких гуманистических ценностей, таких как справедливость, высокая нравственность в труде, в быту, в повседневном общении, социальная защищенность, взаимопомощь;
3) необходимость создать демократическую систему социальной защищенно
сти. Непременной предпосылкой создания демократической системы социальной
защищенности является отказ государства от функции активного нападающего на
уровень жизни населения, освоение, наконец-то, государством своих конституци
онных социально-защитительных функций;
4) обеспечение условий возрастания общественно полезной и эффективной
экономической активности;
5) обеспечение экологической безопасности и здоровья народа на уровне тре
бований современного мирового сообщества;
6) предотвращение разрушение социальной инфраструктуры, придание им
пульсов развития отраслям социального обслуживания;
7) нормализация политики доходов на основе решения, как минимум следую
щих ключевых проблем:
• форсированное восстановление дореформенного уровня необходимого про
дукта (оплаты труда и социального обслуживания);
• прекращение использования инфляции И гиперинфляции (и в скрытых, и в от
крытых формах) как инструмента экономической полигики государства.
Обеспечить полную индексацию доходов и гарантировать неукоснительную
экономическую и юридическую ответственность виновников несвоевременной
выплаты доходов;
• нормализация налоговой политики и налоговую систему, отменить прогрес
сивный подоходный налог со средней заработной платы, заработки ниже сред
него уровня полностью освободить от подоходного налога;
• запрещение использования правительством каких-либо базовых нормативов
регулирования доходов кроме установленного законом прожиточного мини
мума (а как неотложная мера — запрет на использование так называемого фи
зиологического минимума);
• восстановление и гарантия внебюджетного характера расходования страховых
фондов, сохранение обязательного государственного страхования как источ
ника образования этих фондов;
• восстановление системы компенсации производственных рисков в сочетании с
запретом социально недопустимых рисков на производстве.
8) обеспечение прогресса во всех сферах жизнедеятельности населения;
9) налаживание эффективного взаимодействия федеральной и местных соци
альных политик;
10) обеспечение перспективы развития для каждой социальной группы.
Проблемы устойчивости существующего в России политического строя и политического курса, с одной стороны, и безопасности России и ее народа как геополитических реальностей, с другой стороны, все более становятся не просто разными, но и противостоящими проблемами. Эта ненормальная ситуация могла бы быть разрешена на основе подчинения деятельности существующих властей интересам обеспечения национальной безопасности. Неотложно должны быть обеспечены два ключевых дела:
1) сохранение самостоятельности, независимости социального развития России
на основе экономической, политической и культурной самостоятельности;
2) недопущение дальнейшей массовой социальной деградации населения, осуще
ствление мер, достаточных для социального восстановления образовавшегося
"общественного дна», наращивание реального уровня цивилизованности насе
ления, обеспечение социального прогресса.
Эти два дела тесно связаны. Шоковые реформы создали принципиальные предпосылки массовой деградации. Длительный шок перевел ситуацию в состояние экономического геноцида, сделал предпосылки массовой деградации ее посто-jhho действующими факторами. Усиливающаяся несамостоятельность властей ]оссии угрожает тем, что до 70% населения нашей страны будут надолго лишены (ивилизованных условий существования и вынуждены будут прозябать.
Общество вправе требовать от государства {от Президента, правительства, Фе-крального Собрания, от властей субъектов Российской Федерации) следующих арантий национальной безопасности, напрямую отражающих социальные права и [нтересы населения:
> надежно блокируются возможности восстановления тоталитаризма; ' не используются диктаторские методы в управлении обществом в целом и социальными процессами;
• снимаются угрожающие социальному развитию России зависимость от ино- '
странных государств и давление посредством иностранной экспансии. Тем са
мым гарантируется, что социальное развитие России может н будет осуществ
ляться на основе экономической, политической и культурной самостоятельности;
допущенная социальная деградация населения блокируется, принимаются ме
ры к социальной реинтеграции «социальною дна», целенаправленно и на де
мократической основе формируются и укрепляются необходимые и достаточ
ные факторы обеспечения социального прогресса.
Названные социальные проблемы, решенность или нерешенность которых 1ужит критерием обеспеченности или необеспеченности национальной безопас-зсти, можно и нужно воспринимать как наивысшие и чрезвычайные приорите-ы социальной политики, как стратегические цели ближайшего этапа. Сие-:ма мер, обеспечивающих решение этих проблем, могла бы составить эезвычайную государственную социальную программу, программу соци-■ьного оздоровления России и социальной защиты ее народа.
■ 2. Приоритеты социальной политики в сфере занятости и регулирования доходов населения
Достижение человеком экономической самостоятельности и социального благополучия невозможно без адекватного решения проблемы занятости.
Закрытие многих предприятий в различных регионах России, или резкое сокращение на них численности рабочих мест привело к существенным деструктивным процессам на разного уровня рынках труда.
В ряде территорий вопросы занятости преимущественно решаются за счет ресурсопоглощения кадров рынками труда крупных городов. Все меньшее число жителей малых городов, поселков, иных небольших населенных пунктов, яв-ляюшихся основными административными единицами страны, может найти ра-6otV вблизи места жительства и вынуждено нести существенные физические, материальные, моральные затраты по своему иногороднему трудоустройству. На территории постоянного места жительства их знания, желание работать зачастую не востребуются. Это касается людей разных возрастов и разных профессий. Специфическая система профессионального образования жителей обозначенных поселений, осуществляемая в подавляющем большинстве случаев за счет образовательных учреждений крупных городов не ориентирована на рынок труда их родных мест. Свыше 50% выпускников вузов и средних профобразовательных учреждений не имеют реальной трудовой перспективы по месту жительства, они адекватно своему профессиональному уровню не могут найти место работы И жилье а иных регионах. Все это привело к резкому массовому обнищанию населения.
Ситуация в сфере занятости, регулирования доходов и расходов населения нуждается в коренном изменении. Реальные сдвиги возможны при комплексном решении нижеследующих проблем.
Осуществление структурной перестройки экономики страны проводимой в интересах России И россиян и ориентированной на социо-экономическое перспективное развитие производственной и непроизводственной сфер. Повышение экономической активности должно быть направлено на созидание и прогресс;
• обеспечение народу России возможности трудиться на условиях эффективной,
продуктивной, полной занятости подавляющего большинства трудоспособно
го населения страны;
• создание современных производств и рабочих мест, конкурентоспособных по
уровню производительности, условиям труда, а также культуре организации с
таковыми в развитых зарубежных странах.
Для конкретных территорий потребуется принятие решений с учетом специфики территориальных ресурсов.
Развитие экономически перспективных сфер труда нуждается в поддержке органов власти путем реализации целевых программ, кредитной и налоговой политики, организационной и моральной поддержки инициатив, упреждении и пресечении посягательств на имущественные и финансовые интересы юридических и физических лиц. Последнее особо значимо:
• без принятия адекватных мер в этой сфере цивилизованное, не криминогенное
развитие рынков товаров, услуг, труда будет сдерживаться.
Экономически оправданная переориентация отечественного потребителя на отечественные товарыи услуги в рееурсообеспеченных сферал должна стать шансом по подъему экономики в регионах.В этой связи возможно активизировать малое и среднее предпринимательство путем содействия общественно полезному и эффективному предпринимательству.
Эффективное развитие «малой» экономики должно обеспечить определенные налоговые поступления в региональные бюджеты, что снизит нагрузку на дотации из центра. Это позволит решить уюбодневные социальные проблемы.
Проведение кадровой политики с учетом структурной перестройки экономики. С этой целью следует создавать региональные разного уровня профессиональные образовательные учреждения.
В практике использования кадровых ресурсов сложилось сателлитное положение малых городов, поселков, иных населенных пунктов по отношению к крупным мегаполисам. Эта ситуация должна претерпеть существенные изменения. У жителей конкретных территорий должно быть право выбора территориального места работы,а у региональных рынков труда —■ потенциал квалифицированных кадров.В этой связи необходимо решать проблемы трудовой миграции, одновременно с этим решая связанные с ними правовые, экономические, жилищные и иные вопросы
Средства, предназначенные на поддержание занятости населения, следует использовать преимущество на целевую профессиональную подготовку с ориентацией работников на конкретные рабочие места, как действующие так и перспективные.
Необходимо создать ориентированную на рынок труда систему профессио
нальной ориентации школьников, систему социально-защищенных рабочих мест
для групп населения, трудоустраиваемых на условиях квот. Особое значение имеет
обеспечение развития социального партнерства при решении проблем занятости
лиц, попавших в особые жизненные ситуации (беженцев, переселенцев и др.). Без
работный, либо человек, стремящийся поменять место работы, должен иметь ре
альную перспективу решения своих проблем. Минимизация безработицы________ эко
номически состоятельное направление усилий государства и общества.