Самостоятельное изучение теоретического материала (оформление конспектов)

Теоретический материал по тем темам, для которых необходимо дополнительное самостоятельное изучение, студент прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену и составляет в отдельной тетради письменный конспект ответа объемом не более 1 страницы на один вопрос (план-конспект). К началу сессии студент готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в течение семестра, а также тетрадь с планами-конспектами по самостоятельному изучению теоретического материала дисциплины.

10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ»

«

Особенностью курса «Теория организации» для данных специальностей является то, что основные принципы из закономерности организационной деятельности должны рассматриваться применительно к анализу функционирования хозяйственных организаций.

Поскольку теоретический материал имеет достаточно высокую степень обобщенности и абстрактности преподавателю необходимо изложить материал в доступной для студентов форме, сохраняя, безусловно, научную основу содержания, логику изложения. Практически по каждому вопросу необходимо показывать его практическое проявление и/или использование в реальных технических, биологических и социальных системах.

При изучении дисциплины рекомендуется использование тестов для контроля знаний.

Главный акцент при изучении курса «Теория организации» делается на выявление общих закономерностей функционирования организаций на основе анализа реальных данных о функционировании экономических и социальных систем.

При изучении курса очень полезно использование обзорных материалов о деятельности реальных предприятий, собранных студентами в процессе прохождения учебно-ознакомительной практики.

Методы обучения

Обучение студентов осуществляется по традиционной технологии (лекции, практики) с включением инновационных элементов – применение тестирующих программ в текущей и итоговой аттестации.

С точки зрения используемых методов лекции подразделяются следующим образом: информационно-объяснительная лекция, повествовательная, лекция-беседа, проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками и т. д.

Наибольший эффект в преподавании «Теории организации» достигается при использовании информационно-объяснительной лекций.

Методика чтения лекций.

Методика чтения учебной лекции включает ряд практически важных вопросов, касающихся формы изложения материала: способ его подачи, темп чтения лекции, язык и словарный запас лектора, освещение дискуссионных вопросов.

Для лекций по «Теории организации» наиболее приемлемым следует признать средний темп изложения материала, это связано с новизной понятий дисциплины и большим количеством графиков, формул и таблиц, которые студент должен записать. Также необходимо делать отступления по ходу лекции с целью приведения практических примеров.

Что касается манеры изложения, то наиболее приемлемой является так называемый академический стиль, для которого характерна четкость и ясность формулировок, хорошая литературная форма, владение голосом, хорошая дикция, умение держаться перед аудиторией и устанавливать с ней контакт, поддержание дисциплины.

Практические занятия по «Теории организации» наиболее целесообразно проводить по схеме:

· устный опрос по теории в начале занятия;

· совместный разбор практического применения изучаемой темы;

· самостоятельное работа студентов, с практическими заданиями по выбранной теме.

· выборочный опрос студентов по результатам самостоятельной работы.

Также после ряда тем студентам выдается индивидуальное задание с целью закрепления навыков.

Цель практического занятия - научить студентов применять теоретические знания при анализе практических ситуации.

На практических занятиях должны преобладать следующие методы:

а) практические (письменные здания, групповые задания и т. п.);

б) вербальные (преобладающим методом должно быть объяснение).

Подготовка преподавателя к проведению занятия имеет первостепенное значение. Каким бы опытом преподаватель не обладал, он все равно должен готовиться к каждому практическому занятию.

Во-первых, преподавателю необходимо проработать тему занятия.

Во-вторых преподаватель должен проанализировать все рассматриваемые примеры и проблемные ситуации, предусмотреть, чтобы избежать неожиданностей, возможные варианты, которые могут предложить слушатели. Преподаватель должен быть готов ответить на любые вопросы, относящиеся к содержанию каждого задания.

В-третьих, желательно, готовясь к занятию, наметить, кого из студентов следует спросить по данной теме, имея в виду обеспечение равномерного участия всех студентов в работе и проверку уровня их подготовки к занятиям. Проработать содержание опроса знаний и методику ее проведения (в случае необходимости).

Для контроля уровня усвоения материала дисциплины в течение семестра наиболее целесообразно применять тестовые опросы по теории и индивидуальное внеаудиторное выполнение практических заданий.

Наши рекомендации