Равновесная цена. Вернемся к рассмотренным ранее зависимостям от цены спроса (см
Вернемся к рассмотренным ранее зависимостям от цены спроса (см. рис. 6.2) и предложения (см. рис. 6.3). Если одновременно совместить эти кривые, то в точке пересечения Р получим равновесие спроса и предложения (рис. 6.4).
Рис. 6.4. Установление равновесной цены
Эта точка равновесия свидетельствует о единстве экономических интересов покупателей и продавцов.
Если из точки Р опустить перпендикуляр на ось абсцисс, то в точке Кр определимравновесное количество. Оно показывает величину товарной массы (в данном случае количество яблок), которая удовлетворяет пожелание покупателей и продавцов.
Проекция точки Р на ось ординат - точка Ц„ определяет равновесную цену. Это тот уровень рыночной цены, который одинаково приемлем для участников рыночной сделки.
Все сказанное свидетельствует о том, что равновесная цена и равновесное количество обладают следующими необыкновенными свойствами.
1. Товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Стало быть, достигнутое равновесие свидетельствует онаибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации. Нобелевский лауреат французский экономист М. Алле вывел теоремы с такими фундаментальными положениями: “...всякая равновесная ситуация рыночной экономики является ситуацией максимальной эффективности, и, наоборот, всякая ситуация максимальной эффективности является равновесной ситуацией рыночной экономики”1.
1Алле М. Единственный критерий истины - согласие с данными опыта // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 11. С. 28.
2. В точке равновесия выражен инаибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) количество полезностей.
3. На рынке не обнаруживаетсяни избытка товаров (количества, которое излишне для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита (нехватки) благ.
В заключение напрашивается вопрос: имеется ли на самом рынке внутренняя сила, которая способна преодолевать неравновесное состояние рынка (превышение спроса над предложением, или наоборот) и порождать тенденцию к продаже благ по равновесной цене?
Ответ на этот вопрос мы найдем в следующей теме.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алле М. Экономика как наука. М., 1995.
ГэлбрейтДж. К. Экономические теории и цели общества М 1976 Di.VI-VII.
Долан Э. Дж.,ЛиндсейД.Е. Рынок: микроэкономическая модель СПб., 1992. Гл.2, 3, 4.
Корнай Я. Путь к свободной экономике. М., 1990. Гл. 2. Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М., 1991. Лекции
Макконнелл К. Р., БрюС.Л. Экономикс. М., 1992. Т. 2. Гл.22.
Маркс К. Капитал. Т. 1. Гл. 1-3//Маркс К., Энгельс Ф Соч 2-е изд. Т. 23.:
Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993. Т. 2. Кн. 5. Гл. 15. Т. 3. Кн. 6. Приложение А.
МилльДж-С. Основы политической экономии. М., 1980. Т. 3.
ПиндайкР., Рубинфельд Д. Микроэкономика / Пер. с англ. М. 1992; Ч. I. Гл. 1. .
смита. Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. 1, // Антология экономической классики / В. Петти А Смит Д. Рикардо. М., 1993.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. Гл. 3, 5.
Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. Гл. 4.
ТЕМА 7 КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
Чтобы глубже изучить рыночную систему, надо выяснить: как взаимодействуют между собой ее участники? Истории давно известны два противоположных вида взаимоотношений субъектов рынка - конкуренция и монополия. Сначала рассмотрим конкуренцию.
§ 1. КОНКУРЕНЦИЯ: ЕЕ ВИДЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ
Сущность и виды конкуренции
Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничествомежду участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание -закон рынка.
Чтобы лучше понять конкуренцию, ее нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка являютсянесимметричными.Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка. Наглядное представление об этом мы получим в табл. 7.1, которая характеризует положение продавцов благ.
Таблица 7.1
Конкуренция и монополия
Параметры состояния рынка | Конкуренция | Монополия |
Число продавцов | Много | Один |
Барьеры входа и выхода | ||
из рынка | Нет | Есть (нет вхождения) |
Участие товаровладельцев | ||
в контроле над ценами | Нет | Полный контроль |
Из материалов табл. 7.1 нетрудно сделать следующее заключение. Конкуренция представляет собойнормальное состояние рынка. Да разве можно назвать естественным такое положение, когда все рыночное пространство захватывает один продавец, который никого не допускает к торговой деятельности и сам диктует цены на продаваемые им товары?
Конкуренцию можноклассифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам соперничества.
По масштабам развития конкуренция может быть:
1) индивидуальной (один участник рынка стремится занять “свое место под солнцем” - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
2) местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);
3) отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
4) межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
5) национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
6) глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
Похарактеру развития конкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.
Пометодам ведения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).
Теперь подробнее рассмотрим характер развития рыночного противоборства.
Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеетсямножество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых, никем и ничемне ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применит” свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.
Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX в. Свободное соперничество в современных условиях - редкое явление. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров.
Как будет видно из § 3 данной темы, в XX в. получили развитие новые формы рыночного соперничества - регулируемая государством конкуренция и противоборство монополий.
При первоначальном знакомстве с конкуренцией можно предположить, что свободное соперничество вносит в рыночные отношения полную неорганизованность, беспорядок. В значительной мере это соответствует стихийному развитию рынка. Между тем во всех существующих видах конкуренции в большей или в меньшей мере соблюдаются писаные и неписаные правила рыночного соперничества.