Вопрос 25. Понятие и сущность бюджетной политики
Бюджетная политика - совокупность принимаемых законодательной и исполнительной властью решений и мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества, государства.
Бюджетная политика определяет бюджетное устройство и характер взаимоотношений между бюджетами разных уровней» а также способы мобилизации централизованных финансовых ресурсов и критерии их перераспределения.
Бюджет, если его рассматривать как централизованный денежный фонд государства, является эффективным инструментом распределения и перераспределения финансовых ресурсов, созданных в различных отраслях и сферах человеческой деятельности. Связанные с ним перераспределительные процессы имеют определенные объективные границы, зависящие от совокупности макро- и микроэкономических факторов, государственного регулирования воспроизводственных процессов и народнохозяйственных пропорций.
Экономическое и социальное регулирование процесса воспроизводства должно в первую очередь ориентироваться на оптимальные пропорции в источниках и формах поступления финансовых ресурсов и направлениях централизованного финансирования.
Содержание бюджетной политики многогранно, оно затрагивает практически все стороны жизни общества. Как часть финансовой политики государства бюджетная политика является ядром экономической политики и выступает средством реализации социальной политики государства.
Бюджетная политика начинается с разработки концепции развития бюджета, установления его роли в обществе.
Вдальнейшем формируютсяцели и задачи бюджетной политики, исходя изосновных направлений использования бюджетных отношений.Четко сформулированные цели и задачи финансовой политики,отражающие реальную экономическую и политическуюситуацию в стране, позволяют увязать все бюджетные мерю приятия в единый комплекс, работающийслаженно и целенаправленно.
На завершающем этапе вырабатываются конкретные пути решения поставленных целей и задач. На их основе ежегодно формируется Бюджетное послание Президента РФ.
Становление института бюджетныхпосланий, какосновы составления проектов бюджетов,предусмотреност. 20 Закона РСФСР «Об основах бюджетногоустройстваи бюджетного процесса в РСФСР». С отменойназванного Законаи введением с 1 января2000г. БюджетногокодексаРФ Бюджетное послание Президента РоссийскойФедерации направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.
«В Бюджетном послании Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период» (ст. 170 БК РФ).
Научно обоснованная концепция развития бюджета на ближайшее время и отдаленную перспективу в сочетании с основными направлениями использования бюджетных отношений и конкретными путями их реализации позволяет органически соединить потенциальные свойства бюджета как экономической категории с конкретными путями использования бюджетных отношений.
По содержанию бюджетная политика включает политику в области доходов (фискальную политику), политику в области расходов бюджета, политику в области сбалансированности бюджета и эффективного управления государственным долгом, политику в области международных отношений.
Временной аспект бюджетной политики состоит из бюджетной стратегии, рассчитанной на длительную перспективу, и бюджетной тактики, ориентированной на финансирование мероприятий в конкретном финансовом периоде. Бюджетные мероприятия тактического характера должны укладываться в рамки принятой стратегии и не противоречить ей.
В настоящее время во всех странах наблюдается тесное переплетение тактических задач со стратегическими направлениями развития бюджетных отношений. Поэтому вопросы бюджетного прогнозирования и перспективного бюджетного планирования приобретают в современных условиях особую актуальность.
Бюджетная политика проводится на разных уровнях бюджетной системы (государственном или муниципальном, или как в России - федеральном, региональном или местном). Без самостоятельной, продуманной и результативной бюджетной политики не может быть обеспечена финансово-бюджетная самостоятельность публично-правовых образований.
Основу бюджетной политики составляют стратегические направления экономической и социальной политики государства, которые определяют размеры и пропорции централизованных государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач.
Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. В ее основу должен быть положен научный подход, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и в целом бюджетной системы страны.
Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и дальнюю перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом объективность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определять не только общий объем государственных расходов в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия этих решений.
Результативность бюджетной политики во многом зависит от двух условий: политической стабильности и уровня профессионализма работников бюджетной сферы.