Доля оборота по продукции собственного производства в общем объеме товарооборота рассчитывается
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Задания для контрольных работ
для студентов направления подготовки 260800.62
“Технология продукции и организация общественного питания”
заочной формы обучения в сокращенные сроки
Красноярск 2014
Разработал: старший преподаватель кафедры экономики и планирования
Горащенко Е.В.
Рецензенты:
Утверждено и одобрено на заседании кафедры экономики и планирования
«___»_____________2014г. (Протокол № ___).
Зав. кафедрой экономики и планирования Ю.Л. Александров
Содержание:
Стр. | |
Методические указания по выполнению контрольных работ | |
Задания для контрольных работ | |
Рекомендуемая литература | |
Приложение А. Образец оформления титульного листа контрольной работы |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
В соответствии с учебным планом направления подготовки 260800.62
“Технология продукции и организация общественного питания”
заочной формы обучения в сокращенные сроки формой контроля знаний студентов по курсу «Основы экономики предприятия» является контрольная работа. Контрольная работа выполняется в период экзаменационной сессии и является основанием для получения зачёта по курсу «Основы экономики предприятия».
Контрольная работа включает 4 задания:
- два теоретических вопроса;
- один вопрос на понимание материала;
- три тестовых вопроса;
- задачу.
Вариант контрольной работы выбирается по последним двум цифрам номера зачетной книжки в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 - Определение варианта контрольной работы
Предпоследняя цифра номера зачетной книжки | Последняя цифра номера зачетной книжки | |||||||||
Работа выполняется в отдельной тетради или на листах формата А4, скрепленных в папку. Текст работы излагается компьютерным или рукописным способом аккуратным почерком пастой синего цвета.
Оформление контрольной работы производится в установленном порядке: в работе должен быть указан вариант, приведен перечень заданий, пронумерованы страницы (внизу, в центре страницы), пронумерованы формулы. Сокращения слов в тексте работы не допускаются, за исключением общепринятых сокращений (тыс. руб. кг, в т.ч., и др. и т.д.).
Работа должна иметь титульный лист, оформленный в соответствии с Приложением А. В конце контрольной работы должен быть приведён список использованных источников, должна стоять подпись студента и дата окончания работы.
Выполненная контрольная работа сдаётся на кафедру экономики и планирования (ауд. 5-26).
По результатам проверки работа может быть зачтена или направлена на доработку.
Критерии зачета работы:
- правильно решенная задача (допускаются несущественные ошибки в решении);
- полные правильные ответы на теоретические вопросы;
- аргументированный правильный ответ вопроса на понимание материала;
- правильные ответы на вопросы теста (допускается 1 ошибка).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Вариант 1.
Задание 1. Раскройте содержание вопроса:
1. Классификация и виды предприятий
2. Социально-экономическое значение общественного питания.
Задание 2. Дайте письменный ответ на вопрос:
Расскажите оструктуре товарооборота предприятия общественного питания, значении и методике ее изучения
Задание 3. Выберите один правильный ответ на предложенные вопросы:
3.1. . Интенсивным называется:
а) развитие ускоренными темпами;
б) развитие за счёт эффективного использования ресурсов;
в) развитие за счёт привлечения дополнительных ресурсов;
г) развитие за счёт инвестиций собственных средств
3.2. Рост цен приводит:
а) к росту товарооборота предприятия; б) к снижению товарооборота;
в) товарооборот не изменится; г) зависит от характера спроса.
3.3. Трудовые ресурсы – это________________________________________
______________________________________________________________________
Задание 4. Решите задачу.
Провести анализ динамики товарооборота предприятия общественного питания по данным таблицы.
Таблица - Анализ динамики товарооборота предприятия общественного питания
Показатели | Единицы измерения | Прошлый год | Отчётный год | Отклонение | Темп роста, % |
1. Оборот по собственной продукции | тыс. руб. | 25600,0 | 32500,0 | ||
В том числе: - оборот по обеденной продукции | тыс. руб. | 20480,0 | 27650,0 | ||
2.Оборот по покупным товарам | тыс. руб. | 13780,0 | 15300,0 | ||
3. Валовой товарооборот | тыс. руб. | ||||
4. Доля оборота по собственной продукции в валовом товарообороте | % | ||||
4. Реализовано блюд | тыс. шт. | 380,8 | 397,3 | ||
5. Средняя цена 1 блюда | Руб. |
Вариант 2.
Задание 1. Раскройте содержание вопроса:
1. Понятие предприятия, его цели и задачи. Признаки, характеризующие предприятие.
2. Понятие и состав продукции общественного питания
Задание 2. Дайте письменный ответ на вопрос:
Раскройте черты сходства и различия общественного питания с другими отраслями экономики.
Задание 3. Выберите один правильный ответ на предложенные вопросы:
Доля оборота по продукции собственного производства в общем объеме товарооборота рассчитывается
а) Дсп = О : Опсп *100 б) Дсп = Опсп : О * 100
в) Дсп = Опсп : О пт * 100 г) Дсп = О - Опт
где О – товарооборот, руб.
Опсп – оборот по продукции собственного производства, руб.
Дсп – доля собственной продукции в товарообороте, %
Опт – оборот по покупным товарам, руб.
3.2. В зависимости от формы собственности предприятия подразделяются на:
а) малые, средние, крупные;
б) частные, государственные, смешанные;
в) хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, филиалы;
г) предприятия промышленности, транспорта, сельского хозяйства и др.
3.3.Поставщиков сырья и товаров, покупателей продукции предприятия, конкурентов относят:
а) к внешней макросреде предприятия;
б) к внешней микросреде;
в) к внутренней среде;
г) в зависимости от конъюнктуры рынка
Задание 4. Решите задачу.
Рассчитать возможный объем оборота по продукции собственного производства столовой за год, если дневная пропускная способность ее торгового зала составляет 2400 человек, коэффициент использования пропускной способности торгового зала – 60 %. Средняя норма потребления – 2,5 блюда на 1 посетителя. Средняя стоимость 1 блюда - 9,40 руб. Столовая работает без выходных дней с одним санитарным днем в месяц. Объем реализации прочей продукции собственного производства составляет 30 % от оборота по обеденной продукции.
Вариант 3.
Задание 1. Раскройте содержание вопроса:
1. Сущность и функции общественного питания.
2. Категория эффективности и ее место в системе хозяйствования. Критерий и показатели эффективности.
Задание 2. Дайте письменный ответ на вопрос:
Объясните отличие оптового товарооборота предприятия общественного питания от розничного.
Задание 3. Выберите один правильный ответ на предложенные вопросы:
3.1. Оборот по собственной продукции увеличился на 7%, оборот по покупным товарам – на 10%. Доля собственной продукции в товарообороте при этом:
а) увеличилась; в) осталась неизменной;
б) снизилась; г) информации недостаточно для ответа.
3.2. Доведенная до кулинарной готовности и оформленная порция пищи называется:
3.3. Природно-климатические факторы, налоговую политику государства, численность и половозрастной состав населения относят:
а) к внешней макросреде предприятия;
б) к внешней микросреде;
в) к внутренней среде;
г) в зависимости от конъюнктуры рынка
Задание 4. Решите задачу.
По данным таблицы рассчитать план и структуру товарооборота на будущий год, если в планируемом году ожидается увеличение валового товарооборота на 670 тыс. руб., а доля собственной продукции в валовом товарообороте увеличится на 0,58%.
Таблица - Расчёт плана товарооборота предприятия общественного питания
Показатели | Единицы измерения | Отчётный год | План будущего года | Отклонение | Темп роста, % |
1. Оборот по собственной продукции | тыс. руб. | 35600,0 | |||
2.Оборот по покупным товарам | тыс. руб. | 19780,0 | |||
3. Валовой товарооборот | тыс. руб. | ||||
4. Доля оборота по собственной продукции в валовом товарообороте | % |
Вариант 4.
Задание 1. Раскройте содержание вопроса:
1. Внешняя макросреда предприятия: понятие, состав и ее роль в деятельности предприятия.
2. Продукция собственного производства предприятия общественного питания, ее состав и показатели учета.
Задание 2. Дайте письменный ответ на вопрос:
Расскажите о формах общественного питания, чем отличается коммерческое общественное питание от социального?
Задание 3. Выберите один правильный ответ на предложенные вопросы:
3.1. Сумма денежных средств, полученных от реализации продукции другим предприятиям для последующей доготовки, составляет:
а) розничный товарооборот;
б) оптовый товарооборот;
в) валовой товарооборот предприятия;
г) зависит от учетной политики предприятия
3.2. Интенсивным называется:
а) развитие ускоренными темпами;
б) развитие за счёт эффективного использования ресурсов;
в) развитие за счёт привлечения дополнительных ресурсов;
г) развитие за счёт инвестиций собственных средств.
3.3. Темп роста рассчитывается по формуле:
а) товарооборот прошлого года * товарооборот отчетного года/100;
б) товарооборот отчетного года*100/ товарооборот прошлого года;
в) товарооборот прошлого года*100/ товарооборот отчетного года;
г) товарооборот отчетного года/ товарооборот прошлого года.
Задание 4. Решите задачу.
Рассчитать возможный объем оборота по продукции собственного производства для кафе за год, если кафе на 80 мест работает 12 часов в день. среднее время обслуживания одного посетителя – 60 мин. Коэффициент использования пропускной способности торгового зала – 65 %. Средняя норма потребления – 2 блюда на 1 посетителя. Средняя стоимость 1 блюда - 45 руб. Кафе работает без выходных дней с одним санитарным днем в месяц. Объем реализации прочей продукции собственного производства составляет 30 % от оборота по обеденной продукции.
Вариант 5.
Задание 1. Раскройте содержание вопроса:
1.Факторы внутренней среды, определяющие объем товарооборота, резервы его роста.
2. Воспроизведите схему производственно-финансового цикла и расскажите о механизме функционирования предприятия.
Задание 2. Дайте письменный ответ на вопрос:
Какая из функций общественного питания вам кажется наиболее важной? Почему?
Задание 3. Выберите один правильный ответ на предложенные вопросы:
3.1.Покупные товары предприятий общественного питания это:
а) сырье и товары, закупаемые у других предприятий;
б) все, что предприятия общественного питания закупают на рынке;
в) готовая к употреблению продукция, реализуемая без дополнительной обработки;
г) все ответы верны
3.2.Оптовый товарооборот предприятий общественного питания отличается от розничного:
а) объемом реализуемой продукции; б) ценой;
в) составом реализуемой продукции; г) формой оплаты;
д) целями и субъектами реализации продукции.
3.3. В наиболее общем виде экономическую эффективность можно определить как:
а) разницу между затратами и ресурсами;
б) разницу между результатами и затратами;
в) соотношение результата и произведённых затрат;
г) достижение наивысшего результата;
Задание 4. Решите задачу.
Рассчитать плановый объем товарооборота для студенческой столовой на год, если в институте учатся 4000 студентов и работают 500 сотрудников. Степень охвата питанием студентов – 40%, сотрудников – 50%. Средняя норма потребления – 2 блюда, средняя цена 1 блюда - 28 руб. Столовая работает 210 дней в году. Оборот по прочей продукции собственного производства составляет 30 % от оборота по обеденной продукции. Оборот по покупным товарам – 10% от оборота по продукции собственного производства.
Вариант 6.
Задание 1. Раскройте содержание вопроса:
1. Факторы внешней среды, определяющие объем товарооборота и резервы его роста.
2. Предпосылки возникновения общественного питания
Задание 2. Дайте письменный ответ на вопрос:
Докажите необходимость эффективного использования ресурсов.
Задание 3. Выберите один правильный ответ на предложенные вопросы:
3.1. К малым предприятиям в общественном питании относят предприятия:
а) с численностью работников до 30 человек,
б) с численностью работников до 50 человек,
в) с численностью работников до 100 человек,
г) с площадью зала до 150 кв. м.
3.2. Принципом ведения хозяйственной деятельности предприятия не является:
а) самостоятельность;
б) получение прибыли;
в) удовлетворение потребностей общества;
г) имущественная ответственность
3.3. Выраженное в процентах соотношение составных частей товарооборота в общем его объеме характеризует:
а) состав товарооборота; б) структуру товарооборота;
в) динамику товарооборота; г) спрос на продукцию предприятия.
Задание 4. Решите задачу.
Рассчитать объем и структуру товарооборота предприятия на будущий год, если оборот по собственной продукции в отчетном году составил 45715 тыс. руб., а его доля в общем объеме товарообороте – 67,24% Планируемый темп роста оборота по продукции собственного производства в будущем году - 107,8%, оборота по покупным товарам – 106,0% . Как вы оцениваете предстоящие изменения в работе предприятия? Решение оформите таблицей.
Вариант 7.
Задание 1. Раскройте содержание вопроса:
1. Особенности предприятий общественного питания
2. Внешняя микросреда и ее роль в деятельности предприятия.
Задание 2. Дайте письменный ответ на вопрос:
Объясните необходимость и раскройте методику изучения сезонных колебаний товарооборота.
Задание 3. Выберите один правильный ответ на предложенные вопросы:
3.1. Сумма денежных средств, полученных от реализации продукции населению в целях потребления, составляет:
а) розничный товарооборот;
б) оптовый товарооборот;
в) валовой товарооборот предприятия;
г) зависит от учетной политики предприятия
3.2. Основное отличие общественного питания от других отраслей экономики заключается:
а) в сочетании функций производства, реализации и организации потребления кулинарной продукции
б) в специфике выпускаемой продукции
в) в специфике технологических процессов
г) все ответы верны
3.3. Интенсивное развитие отличается от экстенсивного тем, что:
________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 4. Решите задачу.
Составить производственную программу по выпуску супов и рассчитать оборот по обеденной продукции по столовой на месяц.
Плановым меню на декаду предусмотрен выпуск борща и рассольника в течение 5 дней по 200 порций, супа молочного по 50 порций ежедневно. Столовая работает без выходных дней, средняя цена 1 порции борща – 24 руб. 60 коп., 1 порции рассольника – 21 руб. 20 коп., 1 порции молочного супа – 18 руб. 50 коп. Доля первых блюд в объеме реализации обеденной продукции составляет 26%.
Вариант 8.
Задание 1. Раскройте содержание вопроса:
1. Понятие и состав товарооборота предприятия общественного питания.
2.Ресурсы предприятия: виды, значение, основные направления повышения эффективности использования ресурсов предприятий.
Задание 2. Дайте письменный ответ на вопрос:
Как влияет цена на объем товарооборота предприятия?
Задание 3. Выберите один правильный ответ на предложенные вопросы:
3.1. К объединениям предприятий относится:
а) монополия; в) товарищество;
б) филиал; г) концерн
3.2. Наиболее управляемой для предприятия является:
а) внешняя макросреда; б) внешняя микросреда;
в) внутренняя среда
3.3. В зависимости от формы собственности предприятия подразделяются на:
а) малые, средние, крупные;
б) частные, государственные, смешанные;
в) хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, филиалы;
г) предприятия промышленности, транспорта, сельского хозяйства и др.
Задание 4. Решите задачу.
Определить все виды товарооборота предприятия общественного питания за год.
В течение года на предприятии произведено 244 тыс. блюд, в том числе: супы – 17,6% от общего количества блюд, вторые блюда – 31,5%, закуски – 43,1%, сладкие блюда – 7,8%. Средняя цена на 1 блюдо составила соответственно 50 руб. 40 коп., 103 руб. 60 коп., 74 руб. 30 коп., 44 руб.70 коп. Полуфабрикаты, кондитерские и кулинарные изделия составили 35,3% от выпуска обеденной продукции, 27,7% их реализовано в розничную сеть и другим предприятиям общественного питания. Удельный вес покупных товаров в общем объеме товарооборота составил 39,9%.
Вариант 9.
Задание 1. Раскройте содержание вопроса:
1. Объединения предприятий, их виды и цели создания.
2.Порядок создания и регистрации предприятий общественного питания.
Задание 2. Дайте письменный ответ на вопрос:
Объясните преимущества общественного питания перед питанием домашним.
Задание 3. Выберите один правильный ответ на предложенные вопросы:
3.1. Налоговую политику, природно-климатические факторы относят:
а) к внешней макросреде предприятия;
б) к внешней микросреде;
в) к внутренней среде;
г) в зависимости от конъюнктуры рынка
3.2. Критерием отнесения предприятия к малым является:
а) объём производства продукции или оказываемых услуг;
б) предельная численность работников;
в) стоимость основных фондов
г) по выбору отраслевого министерства
3.3. Основное отличие общественного питания от других отраслей экономики заключается:
а) в сочетании функций производства, реализации и организации потребления кулинарной продукции
б) в специфике выпускаемой продукции
в) в специфике технологических процессов
г) все ответы верны
Задание 4. Решите задачу.
Рассчитать возможный объем оборота по продукции собственного производства закусочной за год, если предприятие работает с 8 до 21 часа, среднее время обслуживания 1 посетителя – 30 мин., коэффициент использования пропускной способности торгового зала – 68 %. Средняя норма потребления – 2 блюда на 1 посетителя. Средняя стоимость 1 блюда - 40 руб. Закусочная работает без выходных дней с одним санитарным днем в месяц. Объем реализации прочей продукции собственного производства составляет 30 % от оборота по обеденной продукции.
Вариант 10.
Задание 1. Раскройте содержание вопроса:
1. Товарооборот и выручка предприятий общественного питания, их сущность и значение.
2. Общественное питание как сфера деятельности и отрасль экономики.
Задание 2. Дайте письменный ответ на вопрос:
Объясните, что такое внешняя и внутренняя среда предприятия, и чем они отличаются друг от друга.
Задание 3. Выберите один правильный ответ на предложенные вопросы:
3.1. К малым предприятиям относятся предприятия:
а) производящие узкий ассортимент продукции;
б) с небольшим объемом производства;
в) с численностью работников до 100 человек,
г) с площадью зала до 150 кв. м.
3.2. К микроэкономическим показателям эффективности относятся:
а) рентабельность предприятия;
б) товарооборот общественного питания на душу населения;
в) внутренний валовый продукт на душу населения;
г) производительность труда
3.3.Обеденная продукция это:
а) блюда и кулинарные изделия;
б) продукция, входящая в состав обедов;
в) первые, вторые, сладкие блюда и закуски;
г) продукция, реализуемая через раздачу.
Задание 4. Решите задачу.
Определить все виды товарооборота предприятия общественного питания за год.
В течение года предприятием реализовано 270 тыс. блюд. Средняя цена 1 блюда составила 74 руб. 30 коп, реализовано холодных и горячих напитков собственного производства на сумму 2 516, 3 тыс. руб. Полуфабрикаты и кондитерские изделия составили 30,5% от выпуска обеденной продукции, 27,7% их реализовано в розничную сеть и другим предприятиям общественного питания. Оборот по покупным товарам составил 36,9% от оборота по собственной продукции.
Вариант 11.
Задание 1. Раскройте содержание вопроса:
1. Воспроизведите схему производственно-финансового цикла и расскажите о механизме функционирования предприятия.
2. Риски и способы их снижения.
Задание 2. Дайте письменный ответ на вопрос:
В чем заключается отличие оптового товарооборота предприятия общественного питания от розничного?
Задание 3. Выберите один правильный ответ на предложенные вопросы:
3.1.Фактор, не оказывающий непосредственного влияния на объем товарооборота предприятия общественного питания:
а) цена на продукцию;
б) конкуренция;
в) размер заработной платы персонала;
г) организация снабжения
д) численность работников;
3.2. Главной целью деятельности предприятий является:
а) выпуск продукции;
б) создание рабочих мест;
в) получение прибыли;
г) удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах.
3.3. Экстенсивным называется:
а) развитие ускоренными темпами;
б) развитие за счёт эффективного использования ресурсов;
в) развитие за счёт привлечения дополнительных ресурсов;
г) развитие за счёт инвестиций собственных средств.
Задание 4. Решите задачу.
Определить общую сумму выручки предприятия, объем валового и розничного товарооборота и выручку от оказания услуг, если на расчетный счет предприятия за месяц поступило:
- 420 тыс. руб. от другого предприятия общественного питания за проданные ему полуфабрикаты;
- 1520 тыс. руб.- выручка из кассы кафе от реализации продукции в зале;
- 670 тыс. руб. – выручка бара, в том числе 82 тыс. руб.- за услуги бильярда;
- 45 тыс. руб.- выручка от доставки продукции к местам потребления.
Вариант 12.
Задание 1. Раскройте содержание вопроса:
1. Принципы ведения хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики.
2. Экономическое значение общественного питания.
Задание 2. Дайте письменный ответ на вопрос:
Объясните необходимость и раскройте методику изучения сезонных колебаний товарооборота.
Задание 3. Выберите один правильный ответ на предложенные вопросы:
3.1. Покупателей продукции предприятия относят:
а) к внешней макросреде предприятия;
б) к внешней микросреде предприятия;
в) к внутренней среде предприятия;
г) в зависимости от экономической ситуации
3.2. Рост цен приводит:
а) к росту товарооборота предприятия; б) к снижению товарооборота;
в) товарооборот не изменится; г) зависит от характера спроса.
3.3. К материальным ресурсам относят: _____________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 4. Решите задачу.
Провести анализ динамики товарооборота предприятия общественного питания по данным таблицы. Сделать вывод.
Таблица - Анализ динамики товарооборота предприятия общественного питания
Показатели | Единицы измерения | Прошлый год | Отчёт-ный год | Отклонение | Темп роста, % |
1. Оборот по собственной продукции | тыс. руб. | 46400,0 | 48500,0 | ||
В том числе: - оборот по обеденной продукции | тыс. руб. | 36480,0 | + 1232,0 | ||
2.Оборот по покупным товарам | тыс. руб. | 14728,0 | 15300,0 | ||
3. Валовой товарооборот | тыс. руб. | ||||
4. Доля оборота по собственной продукции в валовом товарообороте | % | ||||
4. Реализовано блюд | тыс. шт. | 360,8 | 367,3 | ||
5. Средняя цена 1 блюда | руб. |
Вариант 13.
Задание 1. Раскройте содержание вопроса:
1. Внешняя среда деятельности предприятия: понятие, состав, роль в экономике предприятия.
2. Социальное значение общественного питания.
Задание 2. Дайте письменный ответ на вопрос:
Объясните различия между показателями товарооборота и выручки предприятия.
Задание 3. Выберите один правильный ответ на предложенные вопросы:
3.1. Покупные товары предприятий общественного питания это:
а) сырье и товары, закупаемые у других предприятий;
б) все, что предприятия общественного питания закупают на рынке;
в) готовая к употреблению продукция, реализуемая без дополнительной обработки;
г) все ответы верны.
3.2.Общественное питание выполняет следующие функции:
а) кормит людей
б) производство продукции и обслуживание потребителей
в) снабжение предприятий торговли полуфабрикатами, кондитерскими и кулинарными изделиями
г) производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции и покупных товаров
д) организация досуга потребителей
е) все ответы верны
3.3. К макроэкономическим показателям эффективности относятся:
а) рентабельность отрасли;
б) товарооборот общественного питания на душу населения;
в) внутренний валовой продукт на душу населения;
г) производительность труда
Задание 4. Решите задачу.
Рассчитать плановый объем товарооборота для столовой на год, если в в предприятии работают 450 сотрудников. Степень охвата питанием – 80%. Средняя норма потребления – 2,5 блюда, средняя цена 1 блюда - 32 руб. Столовая работает 249 дней в году. Оборот по прочей продукции собственного производства составляет 15 % от оборота по обеденной продукции. Оборот по покупным товарам – 10% от оборота по продукции собственного производства.
Вариант 14.
Задание 1. Раскройте содержание вопроса:
1. Предприятие: понятие, отличительные признаки и цели создания.
2. Структура товарооборота предприятия общественного питания, значение и методика ее изучения
Задание 2. Дайте письменный ответ на вопрос:
Объясните, почему предприятию необходимо изучать спрос
Задание 3. Выберите один правильный ответ на предложенные вопросы:
3.1. Продукция предприятий общественного питания это:
а) продукция, реализуемая предприятиями общественного питания;
б) продукция, изготовленная из сырья и товаров, прошедших обработку в предприятиях общественного питания;
в) продукция, отпускаемая в другие предприятия торговли и общественного питания.
3.2. Темп роста рассчитывается по формуле:
а) товарооборот прошлого года * товарооборот отчетного года/100;
б) товарооборот отчетного года*100/ товарооборот прошлого года;
в) товарооборот прошлого года*100/ товарооборот отчетного года;
г) товарооборот отчетного года/ товарооборот прошлого года.
3.3.Организационную структуру предприятия относят:
а) к внешней макросреде предприятия;
б) к внешней микросреде предприятия;
в) к внутренней среде предприятия;
г) в зависимости от экономической ситуации
Задание 4. Решите задачу.
По данным таблицы проанализировать выполнение плана товарооборота. Сделать вывод.
Таблица - Анализ выполнения плана товарооборота предприятия общественного питания
Показатели | Единицы измерения | План | Факти-чески | Откло-нение | Процент выполнения плана |
1. Оборот по собственной продукции | тыс. руб. | ||||
2.Оборот по покупным товарам | тыс. руб. | + 412,6 | |||
3. Валовой товарооборот | тыс. руб. | 70500,0 | |||
4. Доля оборота по собственной продукции в валовом товарообороте | % | 68,50 | - 0,21 |
Вариант 15.
Задание 1. Раскройте содержание вопроса:
1. Значение товарооборота предприятия общественного питания.
2. Понятие и состав ресурсов предприятия.
Задание 2. Дайте письменный ответ на вопрос:
Раскройте черты сходства и различия общественного питания с другими отраслями экономики.
Задание 3. Выберите один правильный ответ на предложенные вопросы:
3.1.Отношение товарооборота отчетного периода к товарообороту периода, принятого за базу сравнения, выраженное в %, называется:
а) удельным весом; б) темпом прироста; в) темпом роста; г) структурой.
3.2. Интенсивным называется:
а) развитие ускоренными темпами;
б) развитие за счёт эффективного использования ресурсов;
в) развитие за счёт привлечения дополнительных ресурсов;
г) развитие за счёт инвестиций собственных средств.
3.3.Оптовый товарооборот предприятий общественного питания отличается от розничного:
а) объемом реализуемой продукции; б) ценой;
в) составом реализуемой продукции; г) формой оплаты;
д) целями и субъектами реализации продукции.
Задание 4. Решите задачу.
Определить общую сумму выручки предприятия, объем валового и розничного товарооборота и выручку от оказания услуг, если на расчетный счет предприятия за месяц поступило:
- 480 тыс. руб. от супермаркета за проданные ему кулинарные изделия;
- 1200 тыс. руб.- выручка от реализации продукции в зале ресторана;
- 380 тыс. руб. – выручка караоке-бара, в том числе 42 тыс. руб.- за услугу караоке);
- 118 тыс. руб. выручка от организации выездного обслуживания (кейтеринг), в том числе 88 тыс. руб. – стоимость питания.
Вариант 16.
Задание 1. Раскройте содержание вопроса:
1.Конкуренция, её виды и значение в деятельности предприятия.
2. Продукция собственного производства предприятий общественного питания: ее понятие, состав, значение и показатели учета.
Задание 2. Дайте письменный ответ на вопрос:
Объясните, для чего предприятию необходимо изучать внешнюю среду.
Задание 3. Выберите один правильный ответ на предложенные вопросы:
3.1.Оборот по собственной продукции увеличился на 7%, оборот по покупным товарам – на 10%. Доля собственной продукции в товарообороте при этом:
а) увеличилась; в) осталась неизменной;
б) снизилась; г) информации недостаточно для ответа.
3.2 Критерием отнесения предприятия к малым является:
а) объём производства продукции или оказываемых услуг;
б) предельная численность работников;
в) стоимость основных фондов
г) по выбору отраслевого министерства
3.3. Основное отличие общественного питания от других отраслей экономики заключается:
а) в сочетании функций производства, реализации и организации потребления кулинарной продукции
б) в специфике выпускаемой продукции
в) в специфике технологических процессов
г) все ответы верны
Задание 4. Решите задачу.
Составить производственную программу по выпуску блюд и рассчитать оборот по обеденной продукции по столовой на месяц (30 дней).
Если в дневном плановом меню предусмотрен выпуск 50 порций борща, 30 порций солянки, 30 порций рассольника, 50 порций супа молочного и 40 порций щей из свежей капусты. Столовая работает без выходных дней. Цена 1 порции борща – 28 руб. 40 коп., 1 порции рассольника – 25 руб. 15 коп., 1 порции молочного супа – 18 руб. 10 коп., 1 порции солянки – 40 руб., 1 порции щей– 35 руб. 20 коп. Доля первых блюд в объеме реализации обеденной продукции составляет 28%.
Вариант 17.
Задание 1. Раскройте содержание вопроса:
1. Продукция общественного питания: понятие, состав, показатели учета.
2. Риски и способы их снижения
Задание 2. Дайте письменный ответ на вопрос:
Докажите преимущество интенсивного пути развития предприятия перед экстенсивным.
Задание 3. Выберите один правильный ответ на предложенные вопросы:
3.1. Общественное питание относится:
а) к производственной сфере б) к непроизводственной сфере
в) нет верного ответа в) все ответы верны
3.2. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия подразделяются на:
а) малые, средние, крупные;
б) частные, государственные, смешанные;
в) хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, филиалы;
г) предприятия промышленности, транспорта, сельского хозяйства и др.
3.3. Выраженное в процентах соотношение составных частей товарооборота в общем его объеме характеризует:
а) состав товарооборота; б) структуру товарооборота;
в) динамику товарооборота; г) спрос на продукцию предприятия.
Задание 4. Решите задачу.
Рассчитать объем и структуру товарооборота предприятия на будущий год, если оборот по собственной продукции в отчетном году составил 15715 тыс. руб., оборот по покупным товарам – 11765 тыс. руб. Планируемый темп роста оборота по продукции собственного производства в будущем году - 105,8%, оборота по покупным товарам – 106,0% . Как вы оцениваете предстоящие изменения в работе предприятия? Решение оформите таблицей.
Вариант 18.
Задание 1. Раскройте содержание вопроса:
1. Принципы ведения хозяйственной деятельности предприятия в условиях
рыночной экономики.
2.Услуги предприятий общественного питания, их виды и особенности.
Задание 2. Дайте письменный ответ на вопрос:
Объясните разницу между собственной продукцией предприятия общественного питания и покупными товарами.
Задание 3. Выберите один правильный ответ на предложенные вопросы:
3.1. К малым предприятиям в общественном питании относят предприятия с численностью работающих:
а) до 100 чел., б) до 50 чел., в) до 30 чел.,
г) численность значения не имеет, основной критерий – число мест в зале.
3.2. Сумма денежных средств, полученных от реализации продукции населению, составляет:
а) розничный товарооборот;
б) оптовый товарооборот;
в) валовой товарооборот предприятия;
г) зависит от учетной политики предприятия
Эффективность это -___________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 4. Решите задачу.
По данным таблицы проанализировать динамику объёма и структуры товарооборота, если в отчётном году оборот по собственной продукции вырос на 370 тыс. руб., а его доля в валовом товарообороте снизилась на 1,50%. Сделать вывод.
Таблица - Анализ динамики товарооборота предприятия общественного питания
Показатели | Единицы измерения | Прошлый год | Отчётный год | Отклонение | Темп роста, % |
1. Оборот по собственной продукции | тыс. руб. | 42510,0 | |||
2.Оборот по покупным товарам | тыс. руб. | ||||
3. Валовой товарооборот | тыс. руб. | 68912,5 | |||
4. Доля оборота по собственной продукции в валовом товарообороте | % |
Рекомендуемая литература:
1. Конституция Российской Федерации. – М. : АСТ: Астрель, 2008. — 63 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 3 ч. : по сост. на 20 февраля 2008 г. – Новосибирск : Сиб. универс. изд-во, 2008. – 528 с.
3. Российская Федерация. Государственная Дума. Об акционерных обществах : федер. закон от 26.12.1995, № 208-ФЗ // Консультант+.
4. Батраева Э.А. Экономика предприятия общественного питания : учеб. пособие / Э.А. Батраева ; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск, КГТЭИ, 2009. – 592 с.
5. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 280 с. – (Высшее образование).
6. Ефимова О. П. Экономика общественного питания : учеб. пособие / О. П. Ефимова ; ред. Н. И. Кабушкин. - 6-е изд., испр. - Минск : Новое знание, 2008. - 347 с
7. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В.Сергеева. – 3-е изд., перераб. и пол. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 560 с.
8. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008. - 528 с. — (100 лет РЭА им. Г.В.Плеханова).
9. Экономика организации (предприятия): учебник для вузов/ Под ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. – 618 с.
10. Экономика предприятия / Под ред. А.Е. Карлика, М. Л. Шухгальтер: Учебник для вузов. 2-е изд., переработанное и допол. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с: ил.
11. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 604 с. — (Высшее образование)
Приложение А