Механизм привлечения инвестиций в образование
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Инвестиции в образование и профессионально-квалификационное развитие»
Выполнила студентка 3 курса заочной формы обучения (гр. 3214Б5ЭК1)
Лугинина Татьяна Николаевна
___________
(подпись)
Научный руководитель
_____________________
Шилов М.Л.
(подпись)
г. Нижний Новгород
2016г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Инвестиции в образование………………………………………….……5
1.1. Механизм привлечения инвестиций в образование………………………5
1.2. Особенности инвестиций в образование и профессионально-квалификационное развитие рабочей силы………………………………..7
1.3. Управление инновационным развитием образования…………………...10
Глава 2. Тенденции в сфере образования в Российской Федерации…………..19
2.1. Роль образования в развитии российского общества……………………19
2.2. Инвестиции в систему образования в Российской Федерации………….24
2.3. Оценка эффективности инвестиций в сфере образования………………28
Заключение………………………………………………………………………...33
Список литературы……………………………………………………………......34
Приложение………………………………………………………………………..36
Введение
В условиях современной действительности особое значение для благосостояния общества, государства и экономики страны в целом приобретает человеческий капитал. В процессе глобализации страны делают акцент на развитии инновационной экономики (экономики знаний), движущей силой которой является высокоразвитый человеческий капитал и его составляющие. В связи с этим образование, улучшение показателей здоровья, трудовая мобильность и другие его компоненты становятся основополагающими факторами экономического роста и конкурентоспособности экономики страны. Совокупность инвестиций в развитие и улучшение качеств этих составляющих человеческого капитала позволит повысить потенциал членов общества. Осуществление инвестиций и вопрос об их эффективности для образования становится также весьма актуальным в мировом сообществе.
Актуальность рассматриваемой темы в современной экономике большинства стран мира также объясняется повышением роли знаний, информации, формирования и поддержания межстрановой коммуникации, - всего, что относится к интеллектуальным, социальным, связанным с человеком характеристикам. Умения, способности, знания, которые составляют «багаж» работника, и все навыки, которые он приобретает в процессе обучения, получения образования, дополнительной, специальной подготовки, опыта, - все это представляет собой запас производительных активов предприятия и страны. С точки зрения социально-экономического развития муниципальных образований проблема привлечения инвестиций является одной из самых актуальных. При этом достижение стабилизации и ускоренного развития муниципалитетов возможно лишь на основе осуществления эффективной инвестиционной политики и использования новейших механизмов привлечения инвестиций. Утверждения о том, что инвестиции в образование являются лучшим вложением в себя, давно не новость. Однако до недавнего времени они оставались во многом спорными и не подтвержденными системным анализом. Тем более что уровень обучения в российских вузах значительно упал. К примеру, авторитетное агентство Times Higher Education, оценивая мировые ВУЗы, не включило в рейтинг качества обучения ни один из российских. Однако проведенные исследования немецких специалистов подтвердили необходимость инвестиций в систему образования в цифрах.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
— выявить роль инвестиций в развитии муниципального образования;
— рассмотреть отечественный опыт повышения инвестиционной привлекательности образования;
Структура работы включает в себя введение, две логически взаимосвязанные главы с таблицами и диаграммами, заключение, список литературы, приложения.
Глава 1. Инвестиции в образование
Механизм привлечения инвестиций в образование
В современных условиях по мере сокращения бюджетного финансирования на федеральном уровне и роста финансовой несостоятельности бюджетов муниципальных образований в качестве основного источника инвестиционного финансирования выступают средства предприятий и организаций, размещенных на территории муниципалитета, а также иностранных и отечественных инвесторов. Наиболее важная задача для органов власти в этих условиях – привлечение инвестиций в перспективные и значимые для развития экономики муниципального образования и региона отрасли. В то же время, ряд малых городов России отличаются низким уровнем диверсификации экономики при высокой концентрации признаков высокоурбанизированного развития. Именно такая группа малых городов составляет территории, относящиеся к сфере деятельности государственной корпорации куда входят 29 муниципалитетов, в их числе как ЗАТО – закрытые территориально-административные образования (их 10), так и поселения-города при атомных станциях и муниципальные образования, в которых предприятия играют роль градообразующих или наиболее существенных элементов городской экономики.
Вместе с тем сегодня механизм реализации стандартов корпоративно-социальной ответственности дополняется новыми инструментами взаимодействия крупнейшей и влиятельной с органами власти на местах. Причина тому – наличие определенных угроз, возникающих из-за замедления темпов социально-экономического развития в муниципалитетах, таких как: отток молодежи; старение основных фондов предприятий, находящихся на территории муниципального образования; низкий уровень заработной платы работников предприятий; отсутствие механизмов самореализации молодежи и лиц, высвобождаемых при оптимизации производств. В целях нивелирования сложившихся угроз высокотехнологичному и конкурентоспособному бизнесу на первый план выходят проблемы повышения качества жизни на территории присутствия и уровня комфортности среды проживания и сглаживания эффекта «оторванности» от возможностей крупного мегаполиса. При этом вызывают определенный интерес следующие направления поддержки таких муниципальных образований, инициируемые в настоящее время: меры по развитию инвестиционной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки инновационной деятельности; сопровождение и реализация инвестиционных проектов; мероприятия, направленные на создание и развитие центров исследований и разработок, технопарков и производственных кластеров. На региональном и муниципальном уровнях предприняты реальные шаги по созданию инновационной инфраструктуры в виде производственных бизнес-инкубаторов, промышленных технопарков как будущих центров науки, технологий и инноваций, которые будут координировать совместную деятельность производственных компаний и научно-исследовательских организаций в сфере разработки инновационных решений в различных отраслях промышленности. Технопарки как механизмы привлечения инвестиций Технопарки – крупные скопления промышленных компаний с их научно-техническими подразделениями. Обычно технопарки хорошо приживаются в районах с уже развитой промышленностью. С одной стороны, наличие технопарков обусловливает привлекательность территории для инвестиций, а с другой – у местных предприятий появляется серьезный субсидируемый конкурент, изменяющий расстановку промышленных сил и бизнеса в регионе, к которой приходится приспосабливаться. Как правило, технопарки предлагают целый набор услуг, дающий возможность предпринимателям и представителям малого и среднего бизнеса гибко ориентироваться в инновационных средах, выбирая те, что принесут бóльшую прибыль. Чтобы попасть в технопарк, клиенты проходят процедуру отбора, позволяющую выявить наиболее прогрессивных из них, т. е. лучше других планирующих свою деятельность и учитывающих долгосрочную перспективу своего развития.