Доходы организаций торговли от реализации товаров и факторы, влияющие на их величину

Доходы от реализации товаров являются основным видом доходов торговой организации: их доля в общих доходах составляет более 80 %.

Как экономическая категория доход от реализации товаров – это часть стоимости товаров, предназначенная для возмещения расходов на реализацию, формирования прибыли и выполнения финансовых обязательств торговли перед государством.

Как экономический показатель доход от реализации товаров – это превышение торговой выручки над покупной стоимостью товаров за определённый период времени.

Доход от реализации товаров измеряется в абсолютном (стоимостном) и относительном (процентном) выражении, т.е. суммой и уровнем.

Сумма дохода от реализации товаров представляет собой величину реализованных:

§ торговых надбавок (скидок) – в розничных торговых организациях;

§ оптовых надбавок (скидок) – в оптовых торговых организациях;

§ наценок на собственную продукцию и часть покупных товаров, а также торговых надбавок (скидок) на покупные товары и сырьё для изготовления собственной продукции – в организациях общественного питания.

Уровнем дохода от реализации товаров называется отношение суммы дохода от реализации товаров к сумме товарооборота, выраженное в процентах:

Доходы организаций торговли от реализации товаров и факторы, влияющие на их величину - student2.ru

где УДр – уровень дохода от реализации товаров, %

Др – сумма доходов от реализации, р.;

Т – объём товарооборота, р.

В розничной торговле уровень дохода от реализации учитывается, анализируется и планируется по отношению к розничному товарообороту; в оптовой торговле – к оптовому или складскому товарообороту с участием в расчётах; в общественном питании – к общему товарообороту общественного питания. Данный показатель отражает долю торговли в розничной цене товара и характеризует уровни затрат и прибыли от операций, вязанных с реализацией товаров.

Пример. Розничный товарооборот торговой организации, осуществляющей розничную торговлю, за отчётный год по данным бухгалтерской отчётности достиг 14452 млн. руб., НДС и др. обязательные платеж составили 1950 млн. руб. , себестоимость проданных товаров – 10496 млн. руб.. Определите сумму и уровень дохода о реализации.

Решение:

1. Определяем розничный товарооборот без налогов и сборов:

Троз.б/н = 14452-1950=12502 млн.р.

2. Определяем сумму дохода от реализации товаров:

Др =14452-1950-10496= 2006 млн. руб.

3. Определяем уровень от дохода от реализации:

УДр = Доходы организаций торговли от реализации товаров и факторы, влияющие на их величину - student2.ru

В аналогичном порядке исчисляется сумма и уровень доходов от реализации в организациях оптовой торговли и общественного питания.

На доход от реализации товаров оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам относятся:

· степень насыщенности рынка товарной массой: при её увеличении (уменьшении) наблюдается относительное снижение (повышение) уровня цен, вслед за которым идёт замедление (ускорение) темпов роста чистого дохода при наращивании объёмов реализации товаров;

· покупательная способность потребителей: если она высокая (низкая), имеет место положительная (отрицательная) динамика процесса реализации товаров, а следовательно, происходит рост (уменьшение) суммы и уровня доходов от реализации товаров;

· денежные доходы населения: их увеличение (снижение) повышает (снижает) покупательную активность населения, и как следствие – отражается ростом (падением) объёмов товарооборота и доходов торговли;

· уровень цен на товары и материальные ресурсы, тарифов на услуги: рост (снижение) цен и тарифов, как правило, вызывает увеличение (уменьшение) как выручки, так и дохода от реализации;

· ценовая, налоговая и денежно-кредитная политика государства и регионов: посредством законодательных и нормативно-правовых актов государство может контролировать общий уровень цен, поддерживать необходимые макроэкономические пропорции между потреблением и накоплением, а также нормами прибыли в сфере производства и товарного обращения;

· нормативы или ставки отчислений от доходов: прослеживается обратная зависимость дохода, остающегося в распоряжении торговой организации, от роста (снижения) их норм.

Внутренние факторы дифференцируются на группы факторов прямого и косвенного влияния.

Прямое воздействие оказывают:

· объём товарооборота: чем он больше (меньше), тем внушительнее (незначительнее) сумма дохода благодаря реализации большей (меньшей) товарной массы (при прочих равных условиях);

· состав и ассортиментная структура товарооборота: их изменение может вызвать как увеличение, так и уменьшение суммы и уровня дохода от реализации товаров, что определяется изменением соотношения товаров с более высокой и более низкой торговой надбавкой в общем объёме реализации;

· уровень цен закупки товаров у поставщиков: поскольку основой формирования розничной цены являются отпускная цена предприятия (в случае приобретения товаров у изготовителя) либо оптовая цена (при закупке у посредников), возможно и абсолютное, и относительное увеличение (снижение) суммы реализованных торговых надбавок и скидок за счёт разницы в ценах, по которым приобретается товар;

· нормы торговых и оптовых надбавок (скидок), наценок общественного питания: в направлении увеличения (уменьшения) их размеров изменяются сумма и уровень дохода снижаются, поэтому целесообразно осуществлять поставки товаров преимущественно по прямым связям; в оптовой торговле – наоборот: относительное увеличение поставок через склады увеличивает сумму и уровень доходов организаций;

· выбор поставщика и условия поставки товаров: правильный выбор поставщика означает приемлемые цены поставки товаров и форму оплаты, гарантированные частоту и комплектность поставок, необходимую долю фасованных товаров, разумные размеры переоценки (уценки, дооценки) и товарных потерь, а все вместе – стабильность и доходность работы торговой организации.

Косвенное воздействие оказывают:

· товарооборачиваемость, методы продажи товаров, производительность труда, издержкоёмкость – т.е. факторы, влияющие на объём товарооборота, а через него на величину доходов;

· количество и качество дополнительных услуг, предоставляемых при продаже товаров;

· уровень организации торгово-технологических процессов; использование достижений маркетинга научно-технического прогресса; качество управления торговой организацией, торгового обслуживания населения и применяемых ресурсов. Механизм влияния этих факторов на количественные и качественные показатели опосредован параметрами объёма товарооборота.

Наши рекомендации