Степень срочности приобретения товара
Если потребление данного товара (услуги) не может быть отложено с точки зрения данного покупателя, то спрос на такой товар неэластичен. Например, повышение цен на шампанское накануне Нового года не приводит к снижению спроса на него.
Эластичность спроса можно определить с помощью коэффициента эластичности или анализа того, как изменится выручка продавца от продажи после изменения цены товара.
Коэффициент эластичности спроса по ценепоказывает относительное изменение объема спроса при относительном изменении цены,
где ЕD — коэффициент эластичности спроса по цене,
Р1 — первоначальная цена,
Р2 — новая цена,
Q1 — первоначальный объем спроса,
Q2 — новый объем спроса, после изменения цены.
У нас 2 формулы. Чтобы избежать неточности, при расчете коэффициента эластичности применяются средние арифметические значения Р и Q. Тогда формула коэффициента эластичности по цене после преобразования окончательно примет вид:
Другими словами, коэффициент эластичности спроса по ценепоказывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении цены товара на 1%.
Коэффициент эластичности спроса по цене всегда будет иметь отрицательное значение, поскольку объем спроса и цена изменяются в противоположных направлениях.
Второй показатель эластичности спроса по цене — общая выручка продавца от продажи товаров — ТR
ТR= Р х Q,
где Р — цена товара,
Q — количество проданного товара по этой цене.
ТИПЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ЦЕНЕ