Тема 2. Макроэкономические показатели и система национального счетоводства
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Макроэкономика
Направление подготовки: 080100 «Экономика»
Профили подготовки:
080100-1 – «Экономика предприятий и организаций (транспорт)»
080100-2 – «Экономика предприятий и организаций (строительство)»
080100-3 – «Мировая экономика»
Кафедра: Экономические теории
Квалификация (степень) выпускника:бакалавр
Форма обучения: очная
Москва 2011 г.
Проверено ОМО____________________
Файл РП__________________________
Цели освоения учебной дисциплины
· обеспечить знание студентами важнейших экономических категорий и законов, принципов поведения экономических агентов и их взаимодействия в условиях рынка, основных инструментов экономического анализа, включая использование базового математического аппарата;
· обеспечить системное представление студентов об устройстве и механизмах функционирования современных рынков и инструментах эффективного влияния государства на экономику;
· обеспечить понимание студентами многообразия экономических процессов в современном мире, их представление о приоритетных направлениях развития национальной экономики.
Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Макроэкономика»относится к базовой части профессиональногоцикла и предназначена для реализации программы подготовки бакалавров экономики. Данная дисциплина призвана сформировать у студентов современную теоретическую базу знаний, прикладных направлений и аналитических подходов к постоянно трансформирующейся экономической обстановке.
Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:
знание в рамках школьной программы курсов алгебры, обществознания, основ экономики, экономической географии, всемирной истории, информатики и иностранного языка;
умение читать и понимать учебную литературу и общественно-научную публицистику,выделять главное и абстрагироваться от второстепенного;
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; навыками математического анализа и логическим мышлением.
Содержание дисциплины является логическим продолжением курса «Микроэкономика» и служит основой для освоения дисциплин «Эконометрика», «Статистика», «Институциональная экономика», «Макроэкономическое планирование и прогнозирование», «Маркетинг», «Менеджмент», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Экономика общественного сектора», «Экономика труда», «Финансы». Знания, полученные студентами при изучении дисциплины «Макроэкономика» должны стать основой в проведении ими исследовательских работ, при анализе микроэкономических ситуаций и выработке собственных выводов и рекомендаций.
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины
Процесс изучения дисциплины, в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП, направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций (ОК и ПК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
- способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
- способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
- способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);
- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);
- способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;
· основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;
· основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
· основы построения, расчета и анализа макроэкономических показателей;
· факторы распределения доходов населения;
· основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства.
Уметь:
· анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;
· выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
· определять социально-экономические показатели на основе типовых методик;
· осуществлять поиск информации, сбор и анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач; анализировать результаты расчетов, обосновывать полученные выводы и делать прогнозы;
· представлять результаты расчетно-графической работы в виде выступления, доклада, статьи;
· организовывать работу и работать в малом коллективе и рабочей группе.
Владеть:
· методологией макроэкономического исследования;
· современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
· методами и приемами анализа экономических явлений и процессов на макроуровне с помощью стандартных теоретических моделей;
· современными методиками расчета и анализа макроэкономических показателей;
· навыками выполнения аналитических видов работ на основе технологии CASE STADY;
· навыками активного участия в коллективных дискуссиях;
· навыками теоретического анализа научной и публицистической литературы по актуальным вопросам экономики.
Структура и содержание дисциплины
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
Вид учебной работы | Трудоемкость дисциплины | Семестр (количество недель в семестре) | |
Всего часов | Из них в интерактивной форме | 2 ( 17 ) | |
Аудиторные занятия (всего): в том числе: Лекции (Л) Лабораторные работы (ЛР) Практические занятия (ПЗ) | |||
Самостоятельная работа студента(СРС) всего, в том числе: | |||
СРС в семестре: Курсовой проект (КП) Курсовая работа (КР) Расчетно-графические работы (РГР) Реферат (РЕФ) Другие виды самостоятельной работы | |||
СРС в сессию: Экзамен | |||
Вид промежуточной аттестации | + | Экзамен | |
Общая трудоемкость, ч. | |||
Общая трудоемкость, зачетные единицы |
4.2. Разделы дисциплины, виды занятий и формируемые
компетенции по разделам учебной дисциплины
№ пп | Наименование раздела дисциплины | Л | ПЗ | СРС | Всего часов (без экзамена) | Формируемые компетенции (ОК, ПК) |
1. | Методологические основы курса «Макроэкономика» | - | ОК1, ОК4, ОК9, ОК12, ОК13 ПК1 – ПК4, ПК6, ПК8,ПК12, ПК13 | |||
2. | Макроэкономические показатели и система национального счетоводства | ОК1, ОК4, ОК9, ОК12, ОК13 ПК1 – ПК4, ПК6, ПК8,ПК12, ПК13 | ||||
3. | Макроэкономическое равновесие | ОК1, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК9, ОК12,ОК13 ПК1 – ПК10, ПК12, ПК13 | ||||
4. | Макроэкономическая динамика: цикличность и экономический рост | ОК1, ОК4 – ОК9, ОК11 – ОК13 ПК1, ПК2, ПК4 – ПК6, ПК8 – ПК15 | ||||
5. | Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица | ОК1, ОК4 – ОК 9, ОК11 - ОК13 ПК2, ПК4 – ПК9, ПК10 | ||||
6. | Теория денег. Банковская система. Кредитно-денежная политика | ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК12, ОК13 ПК1 – ПК5, ПК8 – ПК13 | ||||
7. | Теория налогов. Бюджет. Бюджетно-налоговая политика | ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК12, ОК13 ПК1 – ПК5, ПК8 – ПК13 | ||||
8. | Актуальные направления современной экономической политики государства | ОК1, ОК4, ОК5, ОК12, ОК13 ПК1 – ПК5, ПК8 – ПК12 | ||||
9. | Национальная экономика и мировое хозяйство | ОК 1, ОК4 – ОК9, ОК11 – ОК13 ПК1 – ПК6, ПК8, ПК9, ПК11 – ПК13, ПК15 | ||||
Всего часов: |
4.3. Содержание дисциплины.
Тема 1. Методологические основы курса «Макроэкономика»
Предмет макроэкономики. Макроэкономическая политика. Актуальные проблемы современной макроэкономики. Становление и развитие макроэкономических исследований.
Понятие моделей. Типы моделей: статические и динамические. Методы исследования: агрегирование и моделирование. Макроэкономический кругооборот. Понятие «открытой» и «закрытой» экономики.
Тема 2. Макроэкономические показатели и система национального счетоводства
Валовой внутренний продукт (ВВП) и способы его измерения. Производственный метод расчета ВВП. Доходный метод расчета ВВП. Расходный метод расчета ВВП. Основное макроэкономическое тождество.
Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП. Макроэкономические индексы.
Показатели системы национального счетоводства: чистый внутренний продукт, национальный доход, личный и располагаемый доход.
ВВП и «Чистое экономическое благосостояние».