Стоимость материальных затрат
Материалоёмкость –показывает, сколько материалов затрачивается на единицу продукции.
Материалоёмкость = стоимость материальных затрат
Стоимость продукта
Фондоотдача –выражает эффективность использования средств труда, т.е. показывает сколько продукции приходится на единицу затрат основных производственных фондов. Этот показатель заставляет лучше использовать оборудование.
Фондоотдача =стоимость изготовления продукта
Стоимость затраченных основных
Производственных фондов
4. Понятие собственности. Типы, формы и виды собственности.
Изучение хозяйственного строя той или иной страны неминуемо оставит вопрос: кому принадлежит экономическая власть, кто распоряжается общественным богатством. Суть этой власти состоит в характере присвоения средств производства и его результатов.
Отношения собственности возникают между людьми по поводу присвоения материальных и духовных благ.Присвоение означаетотношение людей к определённым вещам как к своим.
Собственность в экономическом смысле –это сложная система хозяйственных отношений, которые существуют в производстве. Эта система включает в себя такие группы отношений:
1. отношения по поводу присвоения условий производства и его результатов;
2. отношения хозяйственного использования имущества;
3. экономическая форма реализации отношений собственности.
Истории известны два основных типа собственности – частная и общественная.
Частная -средства производства и продукт принадлежат частным лицам. Они могут присваивать продукт как своего, так и чужого труда. Поэтому, различают частную собственность трудовую и нетрудовую что имеет решающие значения для характеристики разных форм частной собственности: мелкотоварная, рабовладельческая, феодальная, частнокапиталистическая.
Общественнойсобственности присущи общественное присвоение средств производства и изготовленного продукта. Её можно представить в двух основных видах: как собственность народа в целом и как собственность отдельных коллективов. Реально же в хозяйственной практике она выступает в формах собственности – государственная, акционерная, коллективная, кооперативная, общественных организаций.
Собственность экономически реализуется когда приносит доход её субъекту. Такой доход может быть выражен прибылью, разного рода платежами. Например, в условиях аренды – арендная плата, при концессии – платежи. Государство также реализует свою собственность через систему налоговых платежей.
5. Постоянный и переменный капитал. Основной и оборотный капитал.
Чтобы начать производство предприниматель часть своего денежного капитала затрачивает на покупку средств производства. В процессе производства эта часть капитала своей величины не изменяет и трудом рабочих без изменений переносится на стоимость годового продукта, поэтому эта часть капитала называется постоянным капиталом (с) –средства производства. Вторая часть денежных капиталов затрачивается на покупку рабочей силы. Эта часть капитала в процессе производства меняет свою величину, т.к. рабочий создаёт стоимость больше, чем стоимость рабочей силы, поэтому эта часть капитала называется переменным капиталом (v)– стоимость рабочей силы.
(c+v) – авансированный капитал, затраты предпринимателя.
Прибыль предпринимателю приносит не весь затраченный капитал, а только переменный. Стоимость созданная сверх стоимости рабочей силы называется прибавочной стоимостью (m).Таким образом рабочий день работника делится на необходимое рабочее время и на прибавочное рабочее время.
РД=НРВ+ПРВ
Необходимое рабочее время –время в течении которого работник создаёт стоимость, равную стоимости рабочей силы, т.е. работает на себя.
Прибавочное рабочее время –время в течении которого работник создаёт излишек над стоимостью рабочей силы, т.е. прибавочную стоимость.
W –стоимость товара.
W=c+v+m
(v+m) –новая стоимость, национальный доход.
Норма прибавочной стоимости (m’) –отношение прибавочной стоимости к переменному капиталу выраженное в процентах, означает степень эксплуатации работника.
M’= m*100% m’=ПРВ*100%
V НРВ
6. Основные направления приватизации государственных предприятий в Украине.
В проведении приватизации принимают участие определённые органы, физические и юридические лица. Это субъекты приватизации. К ним относятся государственные органы приватизации, а также разного рода продавцы, покупатели государственного имущества и посредники.
Государственные органы приватизации включаютФонд государственного имущества Украины и его региональные отделения и представительства. Он подотчётный Верховной Раде Украины.
Покупателями государственного имущества могут быть:
а) граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства;
б) юридические лица, зарегистрированные на территории Украины;
в) юридические лица иностранных государств.
Не имеют права быть покупателями органы государственной власти и управления, работники Фонда государственного имущества Украины, а также юридические лица, в имуществе которых доля государственной собственности превышает 25%.
Государственная программа приватизации предусматривает проведение приватизации путём как выкупа, так и бесплатно. Соответственно предлагалось несколько способов приватизации разных объектов:
· выкуп объектов малой приватизации товариществами покупателей, созданных работниками этих объектов. Такой способ приватизации не предусматривает конкуренцию покупателей;
· выкуп государственного имущества предприятия по альтернативному плану приватизации;
· выкуп государственного имущества, сданного в аренду. Собственником объекта становиться арендатор;
· продажа на аукционе. Собственником объекта становиться покупатель, который предложил максимальную цену; продажа по некоммерческому конкурсу. Собственником объекта становиться покупатель, который предложил лучшие условия дальнейшей эксплуатации объекта или при равных условиях – более высокую цену;
· продажа по коммерческому конкурсу. Собственником становиться покупатель, который предложил самую высокую цену;
· продажа с отсрочкой платежа. Собственником становиться тот, кто на конкурентной основе получил право оплаты за объект с отсрочкой платежа на три года при условии предварительного взноса 30% стоимости объекта;
· продажа акций открытых акционерных обществ (на аукционе, по конкурсу, на фондовой бирже). Собственником государственных предприятий становятся покупатели, которые на конкурентной основе предложили самую высокую цену за наибольшее количество акций;
Выкупу подлежат преимущественно небольшие государственные предприятия. Крупные предприятия приватизируются путём преобразования их в акционерные общества.
Работники предприятий, которые приватизируются, имеют льготы:
а) право на первоочерёдное приобретение акций по их номинальной стоимости на общую сумму выданного работнику приватизационного сертификата;
б) право на первоочерёдное приобретение за счёт собственных средств акций по их номинальной стоимости на половину суммы выданного работнику приватизационного имущественного сертификата.
7. Сущность рынка и его функции.
Сегодня в экономическом понимании рынок означает способ организации экономической жизни, характерными признаками которой является коммерческий характер взаимодействий, конкуренция между хозяйственными субъектами. Экономические пропорции формируются под влиянием формирующихся цен и конкурентной борьбы. Цены в основном складываются на основе спроса и предложения. Если хозяйство страны функционирует на вышеуказанных принципах, то такую экономику называют рыночной. Ее антиподом является командная директивная экономика (СССР). В такой экономике деятельность всех хозяйственных субъектов централизована, регулируется государством. Пропорции между отраслями устанавливаются на основе директивных планов. Государство устанавливает, кому, что, сколько производить и куда реализовывать. Цены устанавливаются административно.
В современной экономической системе рынок выполняет такие положительные функции:
Стоимостнообразующая и ценообразующая –
· осуществляет окончательное определение стоимости товаров и услуг и их реализацию, преобразует продукт труда в товар;
· воспроизводящую – обеспечивает непрерывность процесса общественного воспроизводства (в частности, связь между производством и потреблением), формирует целостность национальной системы и ее связь с другими национальными экономиками в масштабе мирового рынка;
· стимулирующая – заставляет производителей товаров и услуг снижать индивидуальные затраты ниже общественно-необходимых, повышать общественную полезность товаров и услуг, их качество и потребительские свойства;
· регулирующая – оказывает регулирующее влияние на экономику в целом, на пропорции между разными сферами и отраслями экономики, приводят в соответствие платежеспособный спрос и предложение, накопление и потребление, и другие пропорции;
· контролирующая – способствует контролю потребителей над производством, выравниванию цен;
· конкурентно-стимулирующая – усиливает конкуренцию между производителями товаров и услуг, как в масштабе отдельной страны, так и в рамках мирового хозяйства, а также стимулирует движущие силы экономической системы;
· санующая – способствует банкротству нежизненонеспособных предприятий, благодаря чему оздаравливает экономическую систему.
8. Условия функционирования рынка.
Для эффективного функционирования рынки необходимы определенные условия:
1. Реальный плюрализм (многообразие) форм собственности и форм хозяйствования. Опыт: должен существовать индивидуальная, частная собственность (основанная как на своем, так и на чужом труде), коллективная собственность (акционерная, кооперативная, собственность трудовых коллективов) и т.д., государственная, муниципальная, смешанные формы собственности (разные комбинации).
2. Неспособность субъектов предпринимательской деятельности влиять на уровень цен. При наличии монополий, эффективность функционирования рынка уменьшается.
3. Развитое антимонопольное законодательство и наличие достаточных механизмов его реализации. Антимонопольное законодательство ослабляет монополистические тенденции в экономике и способствует эффективному функционированию современного рынка.
4. Высокоразвитая система экономического и административного регулирования экономики со стороны государства (при преобладании экономических методов), что ведет к существованию регулируемого рынка.
5. Наличие и доступность всесторонне информации о рынке, а для этого должна быть развита маркетинговая деятельность.
6. Наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплексных органов, институтов, служб, предприятий, которые обслуживают рынок.
7. Конкурентная борьба между разными субъектами предпринимательской деятельности.
8. Развитый комплекс с объектов собственности, которые могут стать объектом купли-продажи. К таким объектам относятся средства производства, в т.ч. земля, рабочая сила, интеллектуальная собственность (в виде патентов, лицензий), услуги, разные виды ценных бумаг, деньги, недвижимость, предметы потребления и т.д.
9. Стабильная денежная и финансовая системы и отсутствие или низкий уровень инфляции и стабильность налоговой системы (а она порождает стабильность финансовой).
10. Рациональное соединение либерализма (открытости внутреннего рынка) и протекционизма (система защиты от внешней конкуренции).
9. Условия и причины возникновения товарного производства и его сущность.
Общественное разделение труда.
Материальной причиной возникновения товарных отношений является общественное разделение труда. Оно означает, что каждый производитель специализируется на выпуске определенной продукции и поэтому, чтобы удовлетворить свои потребности производители вынуждены вступать в обмен друг с другом.
Общественное разделение труда предусматривает специализацию, т.е. закрепление отдельных лиц и целых трудовых коллективов за определенными производствами или отдельными видами деятельности.
А Смит: "специализация – ключ к богатству нации". Специализация создает важные предпосылки для роста производительности труда, повышения профессионального уровня работников и накопления их производственного опыта, создания условий для внедрения механизации производственных процессов и т.д.
Одного общественного разделения труда для перехода натурального хозяйства в товарное недостаточно.
Второй причиной и условием возникновения товарного производства является социально-экономическое обособление производителей друг от друга, что проявилось впервые с возникновением частной собственности. Экономическая обособленность производителей проявилась в том, что производители сами стали присваивать результаты своего труда.
Товарное производство – это такая организация общественного хозяйства, когда отдельные продукты производятся обособленными производителями и для того чтобы удовлетворить общественные потребности необходима купля-продажа на рынке этих продуктов, которые становятся товаром. Обмен товаров происходит на основе эквивалентов товаров, которые обмениваются, должно быть одинаковое количество затраченного труда.
Отсюда вытекает, что основными чертами товарного производства являются:
1. общественное разделение труда;
2. социально-экономическая обособленность производителей;
3. экономические связи между обособленными товаропроизводителями путем обмена.
10. Виды рынков. Типы рынков.
В зависимости от того, что является предметом купли-продажи различают такие виды рынков:
1. Финансовый рынок (в узком понимании – денежный). В него входит рынок наличных, рынок долговых обязательств (государственных и частных облигаций), спекулятивный рынок денег и других ценных
бумаг – акций, сертификатов.
2. Рынок рабочей силы – рынок труда. К нему относятся рынки профессиональные, отраслевые, региональные и отдельных сфер производства. Субъектами этого рынка есть наемные работники, предприниматели и государство.
3. Рынок средств производства, или рынок капитала. В этом рынке различают рынок средств труда и рынок предметов труда.
4. Рынок предметов потребления: производство товаров длительного пользования и текущего потребления.
5. Рынок услуг. Услуга от товара отличается тем, что она полезна не как вещь, а как деятельность. В составе услуг различают личные услуги (удовлетворение потребности отдельного человека – образование, здравоохранение, культурно-бытовое обслуживание), и услуги, которые удовлетворяют коллективные и общественные потребности (охрана порядка, оборона, управление обществом, народное хозяйство).
6. Рынок интеллектуальной собственности. Патенты, лицензии, проекты, "ноу-хау" ("знать как"). "Ноу-хау" – это совокупность технических знаний и производственного, коммерческого и др. опыта, необходимых для изготовления какого-либо изделия.
7. Валютный рынок. Купля-продажа иностранных валют и платежных документов (чеков, векселей, акредетивов, телеграфных и почтовых переводов), выраженных в иностранной валюте.
На валютном рынке осуществляются операции по внешней торговле, расчетов, миграции капиталов и рабочей силы, туризма.
Рынок информации – определенная совокупность экономических отношений по поводу сбора, обработки, систематизации информации и продажи ее конченому потребителю. От качества и объема информации зависит правильность принятого решения.
Рынок золота – определенная совокупность производственных отношений по поводу организации и осуществление купли-продажи золота. Выполняют ее банкирские дома и специализированные фирмы, которые занимаются очисткой металла и изготовляют слитки, ставят на них тавро, сохраняют.
Продавцами золота есть золотодобывающие страны, собственники частных и государственных запасов золота.
На международных рынках золота (Лондон, Цюрих и др.) товар продают преимущественно в стандартных слитках по 12,5 кг с пробой 999, 995, на внутренних рынках – в слитках от 5г до 1 кг, а также в листах, пластинах, монетах.
Типы рынков.
В зависимости от условий, в которых действует рынок, выделяют рынок свободный монополизированный и регулируемый.
Свободный рынок – рынок, на котором присутствует больше количество обособленных производителей и каждый из них не в состоянии повлиять на решения друг друга. Цены складываются свободно и нет никаких преград для входа на рынок и выхода из него. Такой рынок существовал с н. XVIв. До конца XIXв.
Монополизированный рынок – рынок на котором количество продавцов данного товара незначительно, доступ к кредитам и ресурсам затруднен, действия участников рыночных отношений согласовываются (они договариваются о ценах и объемах производства, рынках сбыта и т.д.).
Регулируемый рынок – рынок который контролируется и регулируется государством с помощью экономических и административных методов.
Ни одни из этих рынков в развитых странах в чистом виде не существует. В одних сферах и отраслях экономики преобладает свободный (например, сфера услуг, розничной торговли), в других – монополизированный, в третьих – регулируемый рынок. Но в целом в этих странах рыночные рычаги регулирования экономики сочетаются с государственными, причем последние преобладают.
Выделяют также национальный, мировой, региональный и др. рынки.
11. Инфраструктура рынка.
Инфраструктура рынка – совокупность государственных, частных и общественных органов и организаций, набор технических средств ,которые обслуживают интересы субъектов рыночных отношений, обеспечивая их эффективное взаимодействие. Инфраструктуру рынка делят на организационно-техническую, финансово-кредитную и научно-исследовательскую инфраструктуру.
Организационно-техническая инфраструктура – включает товарные биржи, аукционы, торговые дома, брокерские кампании, центры информации, различные ассоциации производителей и потребителей, компьютерная сеть, государственные инспекции (налоговая служба контроля за качеством и ценами). Все эти указанные органы способствуют установлению деловых контактов между производителями, дают производителям и потребителям информацию, консультации, координируют рыночные связи и регулируют рыночные отношения.
Финансово-кредитная включает в себя банки, фондовые и валютные биржи, инвестиционные и страховые компании. Все эти организации занимаются мобилизацией временно свободных денег, преобразуют их в кредиты, а кредит в капиталовложения, т.е. эта инфраструктура способствует тому, что каждая денежная единица эффективно работает.
Научно-исследовательская включает в себя институты по изучению рыночных проблем, фирмы дающие консультацию и информацию, аудиторские организации и специальные учебные заведения.
12. Товар. Потребительная стоимость и меновая стоимость товара.
Товар – продукт труда, который удовлетворяет какую-либо потребность человека и производится не для личного потребления, а для обмена путем купли-продажи. Для того чтобы вещь стала товаром она должна обладать двумя свойствами:
1. удовлетворять потребность человека.
2. обладать способностью обмениваться в определенном количественном соизмерении на другой товар
1. Способность товара удовлетворять какую-либо потребность человека называется потребительской стоимостью товара (например, ручка). Чтобы стать товаром вещь должна удовлетворять потребности не того, кто ее произвел, а общество, т.е. обладать общественной потребительной стоимостью.
В процессе обмена товаров на рынке создается впечатление, что меновые пропорции устанавливаются случайно. На самом же деле в процессе обмена видна определенная закономерность, которая заключается в том, что на протяжении длительного времени меновые пропорции находятся на определенном уровне. Приравнивание одного товара к другому свидетельствует о том. Что у всех разнообразных товаров есть что-то общее, что делает их соизмеримыми. Общим во всех товарах является труд, затраченный на их производство. Воплощенный в товары труд составляет стоимость товара.
2. Способность товара обмениваться в определенном соизмерении на другой товар называется меновой стоимостью.
Таким образом, в основе стоимости товара лежит общественный труд и общественная потребительная стоимость.
В товарах и услугах воплощен не какой-нибудь труд, а общественный, т.е. такой который создает общественную потребительную стоимость. Именно общественный труд лежит в основе обмена товаров и услуг, делает их количественно сопоставляемыми, а также формирует их стоимость. Поэтому в стоимости отражается не только количество общественного труда, но и качество продукции, ее полезный эффект. Стоимость является второй важной стороной товара, а меновая стоимость – внешняя форма ее проявления.
13. Величина стоимости товара. Выбор товара потребителем.
У производителей, которые выпускают один и тот же товар разная оснащенность производства. Разная квалификация работников, а значит и затрачивается разное время на производство единицы продукции. Рабочее время, в которое отдельный производитель затрачивает, на производства товара называется индивидуальным рабочим временем. Но на рынке покупателей не интересует, кто сколько времени затратил и рыночная стоимость товара будет определяться не индивидуальными затратами труда, а общественно необходимыми.
Общественно-необходимые затраты труда – это затраты труда на производство товара при нормальных средних условиях производства (средний уровень техники, средняя квалификация и умелость работника). Эти затраты приближаются к индивидуальным затратам тех предприятий, которые выпускают основную массу данного товара. Эти общественно-необходимые затраты формируются и определяются на рын6ке в результате конкуренции. Если затраты предприятия окажутся больше общественно-необходимы то в условиях конкуренции эти предприятия не создадут стоимости их товары общество не признает т.е. покупатель не будет по индивидуальной стоимость брать товар. Стоимость товара – величина непостоянна, и зависит от производительности труда.
Производительность труда – количество продукции, которое производится в единицу рабочего времени.
С ростом производительности труда в каждой единице продукции воплощается меньшее количество труда. Вследствие чего стоимость единицы продукции уменьшается, а стоимость всей продукции остается неизменной.
Зависит стоимость товара еще от интенсивности труда.
Интенсивность труда – затраты труда в единицу времени.
Рост интенсивности труда равнозначен удлинению рабочего дня. Это обусловлено тем. Что при росте интенсивности труда вдвое, работник за минуту должен делать вдвое больше движений. Поэтому более интенсивный труд создает за единицу времени больше стоимости, чем менее интенсивный труд.
Таким образом, стоимость товара находится в обратно пропорциональной зависимости от производительности труда и прямо пропорциональной – от интенсивности труда.
На стоимость товара влияет еще сложность труда. Труд бывает простой и сложный.
Простой труд – труд, который не требует образования и квалификации (труд землекопа).
Сложный труд – труд, для выполнения которого необходимы специальная подготовка, овладение определенной специальностью, что, в свою очередь, предусматривает необходимость в получении образования.
В сложном труде воплощен не только труд квалифицированного работника, а и опосредственный труд, который был затрачен на его подготовку (труд учителей, мастеров, которые готовили будущего специалиста). Поэтому сложный труд – это умноженный (возведенный в степень) простой труд, и за единицу времени он создает большую стоимость.
Определение стоимость товара общественно необходимыми затратами труда – это его характеристика со стороны производителя. Такой подход разработал Маркс и он получил название теории трудовой стоимости.
14. Закон стоимости и его функции.
Закон стоимости действует при нескольких способах производства. Этот закон выражает необходимые постоянные и существенные связи между общественно-необходимыми затратами труда и ценами товаров при условии соответствия спроса и предложения.
Производство и обмен товаров совершается на основе обмена эквивалентов, т.е. обмен товаров и услуг между производителями и их купля на рынке происходит соответственно общественно-необходимым затратам труда на их производство. Этот закон заставляет товаропроизводителей снижать индивидуальные затраты труда за счет улучшения организации производства, внедрение новой техники, технологии и т.д. если равновесие между спросом и предложением, нарушается то этот закон не действует. Идеально этот закон действует только в условиях простого товарного производства. В этом случае цена колеблется вокруг стоимости товара. Закон стоимости выполняет следующие функции:
1. Закон стоимости выступает стихийным регулятором пропорций общественного производства. Он распределяет труд между различными отраслями. Происходит это стихийно на рынке благодаря колебанию цен вокруг стоимости.
2. Закон стоимости является двигателем технического прогресса т.к. он заставляет производителей постоянно совершенствовать производства, улучшать организацию труда с тем чтобы затраты труда не были выше общественно-необходимых затрат, а значит выжить в конкурентной борьбе.
3. Благодаря закону стоимости происходит дифференциация товаропроизводителей, т.к. в результате конкуренции те товаропроизводители, у которых индивидуальная стоимость товара выше общественной рыночной разоряются, а те, у которых ниже, обогащаются.
15. Деньги и законы денежного обращения. Инфляция.
Денежное обращение –непрерывное движение денег в сфере обращения и их функционирования, как средство обращения и платежа. Количество денег которое необходимо для обращения подчиняется специфическим законам. Количество необходимых денег зависит от трёх факторов:
1. от суммы цен товаров, которые подлежат реализации;
2. в скорости оборота денежной единицы;
3. от использования денег в функции средства платежа.
Регулирование денежного обращения осуществляется на основе использования законов денежного обращения. Кg =
ЕЦ – сумма цен всех товаров. О – среднее число оборотов за год денежной единицы.
Это всеобщий закон количества денег в обращении и действовал до тех пор пока деньги не стали использоваться в функции средства платежа. Теперь эта формула имеет более сложный вид;
К – сумма цен товаров проданных в кредит
П – сумма платежей по которым наступил срок уплаты
ВП – сумма взаимопогашающих платеже
ДР – денежный резерв.
Если равновесие между товарной и денежной массой нарушается то, с помощью финансово-экономических методов необходимо один из показателей отрегулировать:
1. необходимо увеличить производство товаров или увеличить импорт товаров;
2. ускорить оборот денег, т.е. чаще выдавать зарплату (по неделям);
3. уменьшить денежную массу, т.е. изъять деньги из оборота.
Инфляция –сложный процесс, который ярко отражает все основные проблемы и противоречия экономики. Общепринято считать, что инфляция это обесценивание денег вследствие превышения денежных знаков, которые находятся в обращении над суммой товарных цен. Но не всякое повышение цен есть инфляция. Если цены повысились из-за подорожания сырья, что привело к росту затрат то в этом случае обесценивание денег является результатом ростом цен. Инфляция же вызывается нарушением закона денежного обращения, т.е. эмиссии лишних денег.
Методы стабилизации денежного обращения:
1. нуллификация;
2. ревалоризация;
3. девальвация.
Нуллификация (с перевода – уничтожение) – это такая денежная реформа, при которой обесцененные деньги аннулируются и объявляются недействительными. Этот метод используется при супер-инфляции. В Германии в 1924 году при нуллификации 1 марка обменивалась на 1 триллион старых марок.
Ревалоризация –это возвращение предыдущей покупательской способности денежной единицы. Для этого из обращения изымаются лишние деньги, этот метод используется при незначительной инфляции.
Девальвация –означает снижение обменного курса денежной единицы одной страны по отношению к денежной единице другой страны.
16. Спрос и закон спроса. Предложение и закон предложения.
Основными элементами любого рынка есть спрос, предложения и цена. В их взаимодействии состоит механизм функционирования рынка.
Спрос – количество продукта, которое потребители готовы и способны купить за определённую цену на протяжении соответствующего промежутка времени и в определённом месте.