Эффективность совершенно конкурентного рынка
Проблема обеспечения рыночной эффективности состоит в том, чтобы, во-первых, рационально распределить ресурсы и, во-вторых, обеспечить их эффективное использование.
Рациональное распределение ресурсов достигается тогда, когда их распределение между отраслями обеспечивает производство оптимального с точки зрения общества, т.е. соответствующего структуре его потребностей набора благ. Так как рыночные цены отражают общественную ценность продукта, а предельные издержки его производства — ценность используемого для производства данного продукта ресурса, то соизмерение этих показателей будет свидетельствовать о степени соответствия распределения ресурсов потребностям общества, т.е. эффективности их распределения. Наиболее эффективное распределение ресурсов будет достигаться тогда, когда предельные издержки производства продукта будут равны его рыночной цене МС = Р, так как в этом случае ценность последней единицы продукции для покупателя равна ценности необходимых для ее производства ресурсов.
Эффективное использование ресурсов достигается тогда, когда производство включенных в оптимальный набор благ осуществляется при наименьших для существующих технологий издержках. Это означает, что в качестве показателя эффективности использования ресурсов должен быть принят уровень долгосрочных средних издержек.
Совершенно конкурентный рынок экономически эффективен, так как действующие на нем рыночные силы принуждают фирмы к производству с минимальными долгосрочными средними издержками, обеспечивая тем самым наилучшее использование ресурсов, и реализацию продукции по ценам, равным предельным издержкам производства, чем обеспечивается рациональное распределение ресурсов.
Как мы уже знаем, на совершенно конкурентных рынках фирмы всегда осуществляют предложение в соответствии с принципом МС = Р, а в условиях долгосрочного рыночного равновесия производят с минимальными средними издержками Р = LATCmin. Поэтому в рамках долгосрочного периода точка отраслевого равновесия совершенно конкурентного рынка соответствует положению MC = Р = LRACmin. Следовательно, для данного типа рынка выполняются оба условия эффективности, и он является экономически эффективным.
Экономическую эффективность совершенно конкурентных рынков не следует рассматривать в качестве идеала, к которому надо стремиться. Здесь есть свои ограничения:
— во-первых, указанная эффективность достижима только при условии полной стандартизации продукции, а это не только ведет к сужению товарного ассортимента, а значит, и снижению благосостояния потребителей, но и противоречит условию рационального распределения ресурсов;
— во-вторых, функционируя при нулевой экономической прибыли, фирмы оказываются лишенными источника развития, что становится препятствием на пути научно-технического прогресса.
7.4 РЫНОЧНАЯ МОНОПОЛИЯ
Основные характеристики чистой монополии:
Чистая монополия — это тип рыночной структуры, где весь объем отраслевого предложения концентрируется у одного продавца, который реализует продукт, не имеющий близких заменителей, а проникновение в отрасль других продавцов заблокировано.
Основные характеристики:
• единственный поставщик, отрасль - синоним фирмы, поскольку фирма всего одна;
• реализуемый продукт уникален, отсутствуют близкие заменители данного вида продукции;
• на пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного происхождения;
• доступ к информации блокирован;
• монополист обладает рыночной властью: полностью контролирует цены, поставки продукта на рынок.
Абсолютная (чистая) монополия — редкое для хозяйственной практики явление. Чаще приходится сталкиваться с монопольными влияниями, когда фирма выпускает уникальный продукт или один продавец господствует на локальном рынке. Тем не менее, анализ модели чистой монополии оказывается чрезвычайно полезным при исследовании рыночного поведения обладающих рыночной властью фирм и уяснении причин и целей государственного вмешательства в работу рынка, где сильны монопольные проявления.