Формирование индивидуального и рыночного спроса.
Изменение дохода потребителя меняет объем его покупок. Проследим влияние изменения денежного дохода покупателя на приобретение благ, сделав допущение, что цены благ, вкусы и предпочтения потребителя остаются неизменными.
На рис. показана максимизирующая покупки комбинация Е, при доходе I, и ценах благ X и Y, соответственно, Px1 и Py1. При возросшем доходе покупатель сможет приобретать больше блага Х, больше блага Y или больше обоих благ, что означает новое равновесное состояние потребителя Е2.
Если мы соединим точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями – Е1, Е2, Е3, показывающие последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода, то получим кривую «доход-потребление» или кривую уровня жизни.
Если кривая «доход – потребление» – луч, выходящий из начала координат под углом 45 градусов, это означает, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага X, и блага Y. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой. При положительном наклоне кривой дохода-потребления, товары называются нормальными товарами. Это означает, что при более высоких доходах приобретается больше товаров, при более низких – меньше.
Поведение потребителя не вписывается в строго определенную и тем более формализованную шкалу предпочтений покупки одного товара другому. Можно лишь говорить об общих принципах, которыми руководствуются потребители, выбирая товары для покупки.
Информация, полученная из кривой «доход-потребление» может быть использована для построения кривой Энгеля для товаров.
Э. Энгель в XIX в. установил закономерность в поведении потребителей, согласно которой по мере увеличения доходов покупателей структура потребления смещается в сторону дорогих товаров. Кривая Энгеля – выражает зависимость между денежным доходом потребителя и количеством приобретаемого товара. При этом доля доходов, затрачиваемых на приобретение товаров первой необходимости, уменьшается, а часть дохода, направляемая на предметы роскоши – увеличивается.
|
_I_
Рy3
_I_
|
_I_ • E2
Py1 • E1
0 Х
I, ден. ед. Кривая Энгеля I3 . Е3 I2 • E2 I1 • E1 X, шт. X1 X2 X3 |
Кривая «доход – потребление»
и построение кривой Энгеля
С одной стороны, уменьшение доли расходов высокодоходной части населения, затрачиваемых на товары повседневного спроса, необязательно означает, что эта категория граждан уменьшает потребление простейших товаров.
С другой стороны, смещение потребления богатых людей в область дорогих и ценных товаров может происходить и путем замещения более дешевых товаров и услуг, которые "вымываются" из зоны потребления. Интересно отметить, что изменение структуры потребления в соответствии с законом Энгеля наблюдается не только в связи с уже полученным, но даже в связи с ожидаемыми доходами. Вместе с тем закон Энгеля не носит абсолютного характера, так как структура потребностей ряда людей может не зависеть от величины доходов.
Рассматривая кривую «доход – потребление», мы исходили из постоянства цен благ. Теперь предположим в качестве постоянной величины доход, а в качестве переменной возьмем цену блага Х. Допустим, что цена блага Х снижается, т.е. Px1 >Px2>Px3и т. д. Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения КM1 в положение КM2 (рис. 6.2). Дальнейшее снижение цены отражает прямая КM3. Обозначив точки касания кривых безразличия U1, U2, U3 с бюджетными ограничениями точками Е1, Е2, Е3 и соединив их, получим кривую «цена – потребление».
Y
|
K
|
. . .
0 М1 М2 М3 Х
а
Px
Px1
Px2 Кривая спроса
|
0 X
Х1 Х2 Х3
б
Кривая "цена – потребление" (а)
и построение кривой спроса (б)
На основе этой кривой можно построить кривую спроса (рис. 6.2.б), в этом случае на оси ординат откладывается цена товара X (Px), а на оси абсцисс – количество блага X. При анализе кривой «доход – потребление» мы рассматривали влияние изменения дохода, при анализе кривой «цена – потребление» – влияние изменения цен на относительную замену одного блага другим. Можно определить, в какой степени изменение спроса на благо Х вызвано изменением цены, а в какой – реального дохода. Нисходящий характер кривой спроса отражает закон спроса: чем ниже цена товара, тем на большее его количество предъявляется спрос. Понижение цены на товары имеет одновременно двоякое проявление последствий.
Можно объяснить действие закона спроса, основываясь на концепциях эффекта замещения и эффекта дохода.
Во-первых, у покупателей действительно возрастает покупательская способность. Они могут купить за меньшее количество денег большее количество товаров, кроме того, у них останется достаточно средств для дополнительных покупок. Во-вторых, возрастет потребление подешевевших товаров, уменьшится потребление относительно подорожавших товаров. Рассмотрим каждый из этих процессов в отдельности на графике (рис. 6.3).
Y
K
С0 . Е0 E1
С1 U2
К2 Е2
С2 U1
0 • • • X
F0 M F2 F1 M2 M1
эффект замещения эффект дохода
Эффект потребительского поведения на рынке
Первоначальная бюджетная линия обозначена КМ. Потребитель максимизирует полезность за счет выбора «потребительской корзины» (одежда и продукты питания) в точке Е0 достигая уровня полезности, соответствующего кривой безразличия U1.
При снижении цены бюджетная линия проходит по линии КМ1. Теперь в точке E1 на кривой U2 потребитель выбирает свой набор благ. Следовательно, снижение цены продовольствия допускает возрастание реального дохода и повышение удовлетворения потребностей. Сначала потребитель покупает OF0 единиц продуктов, после изменения цены потребление продовольствия увеличилось до OF1, т.е. увеличение объема покупок продуктов питания, представлено отрезком F0F1. На этом фоне заметно снижение покупок одежды от С0 до С1. Отметим, что одежда относительно дорога по сравнению с продовольствием. Эта замена отражается движением вдоль кривой безразличия. Изменение потребления продуктов питания, связанное с изменением их цен, при условии, что степень удовлетворения (или реальный доход) остается неизменным, представляет собой эффект замещения. Он может быть измерен проведением бюджетной линии К2М2 параллельно новой бюджетной линии КМ1, которая отражает более низкую относительную цену продуктов питания, так, чтобы она касалась кривой безразличия U1. При заданной бюджетной линии потребитель приобретает набор товаров в точке E2 и, следовательно, потребляет 0F2 единиц продовольствия. Отрезок линии F0F2 представляет собой эффект замещения, свидетельствующий об увеличении количества требуемых продуктов питания при снижении их цены.
Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) исключительно в результате изменения относительной цены одного из товаров.
Рассмотрим изменение потребления продовольствия вызванное ростом дохода при изменении цены. В целом это окажет определенное влияние на средний уровень цен и, следовательно, на величину реального дохода. Покупателю нужно платить уже меньше денег на приобретение того же количества продовольствия. В результате у него появляется дополнительная сумма денег, что равносильно увеличению дохода покупателя. Эти дополнительные средства он может потратить на приобретение любых товаров, в том числе и товара продовольственного.
Если вернуться к предыдущему графику, то можно сказать, что в таком случае рост продовольствия с OF2 до OF1 произошел под воздействием эффекта дохода. Графически эффект дохода показывается так, что бюджетная линия, проходящая через точку E2, смещается к бюджетной линии КМ1. Потребитель приобретает теперь набор товаров E1 на кривой безразличия U2, а не набор E2 на кривой U1. Эффект дохода отражает движение от одной кривой безразличия к другой, и, таким образом, с его помощью можно измерять динамику покупательной способности потребителя.
Эффект дохода – это изменение спроса потребителя исключительно вследствие изменения реального дохода.
В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как происходит расширение потребления нормальных товаров.
Разграничение эффекта дохода и эффекта замещения имеет важное значение для понимания закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики и позволяет определить изменение спроса при росте или падении цен на товары и услуги.
Задание на семинар.
1. Эффект Гиффена. Эффект дохода и замещения для товаров Гиффена.