Пример назначения цены в зависимости от затрат и эластичности спроса по цене
Стратегия | Цена, руб. | Возможный объем сбыта, шт. | Число изделий точки безубыточности | Число изделий, работающих на прибыль |
Убытки |
Метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам и учитывать отклонения фактических затрат от нормативных (табл. 3).
Его преимущество состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их полной величине.
Метод обеспечивает непрерывное сопоставление фактически произведенных затрат со стандартными.
Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль.
Метод стандартных издержек, в отличие от простого отражения затрат, дает возможность пофакторного их анализа.
Наиболее сложным элементом системы стандартных издержек является определение стандартов затрат.
Для формирования экономически обоснованных стандартов необходимо детальное изучение:
· методов производства;
· технических характеристик и цен аналогичной продукции конкурентов;
· требований к данным изделиям, предъявляемых на мировом рынке и т.п.
Это большая и требующая постоянного внимания и затрат работа, которую могут себе позволить только крупные фирмы и предприятия, что и ограничивает применение метода в практике ценообразования большинства предприятий.
Метод прямых затрат — способ формирования цен на основе определения прямых затрат, исходя из конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматриваются как прямые.
Сущность метода прямых затрат состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки-прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной» или «маржинальной» прибыли.
На практике переменные издержки могут в определенных условиях, когда имеются большие незагруженные мощности и стоит вопрос о выживании фирмы, выступать нижним пределом цены.
Если в случае применения метода полных затрат расчет начинается с суммирования всех затрат, связанных с производством продукции, то в случае метода прямых затрат фирма начинает с оценки потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене. Подсчитывается сумма прямых переменных затрат и определяется величина наценки («маржинальной» прибыли) на единицу продукции и на весь объем прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Вычитая из полученных суммарных наценок постоянные расходы, определяют прибыль при реализации продукции.
Из условного примера, приведенного в табл.5 видно, что наибольшую прибыль предприятие получит при продаже 800 изделий по цене 15 тыс. руб.
Метод прямых затрат позволяет с учетом условий сбыта находить оптимальное сочетание объемов производства, цен реализации и расходов по производству продукции.
Таблица 5.