III. Развитие рынка труда и гарантии занятости населения

Стороны считают, что модернизация экономики, инновационное развитие должны формировать спрос на квалифицированных работников, сопровождаться созданиемэффективных рабочих мест с высокой производительностью, качеством и безопасными условиями труда, достойной заработной платой.

Эти процессы должны поддерживаться государственной политикой и взаимодействием социальных партнеров в сфере занятости населения и развития трудовых ресурсов по следующим направлениям:

– совершенствование системы информации о рынке труда;

– повышение эффективности государственной политики и качества государственных услуг в сфере занятости;

– улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности;

– совершенствование правового регулирования в сфере рынка труда и занятости;

– повышение эффективности внешней трудовой миграции и стимулирования внутренней территориальной мобильности трудовых ресурсов.

Стороны:

3.1. Формируют систему прогнозирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в профессионально-квалификационном и территориальном разрезах;

– повышают эффективность системы мониторинга ситуации на рынке труда в разрезе субъектов Российской Федерации;

– проводят согласованную политику в области регулирования трудовой миграции – принимают меры по созданию единого окружного информационного поля и единой базы данных по вакансиям рабочих мест.

3.2. Обеспечивают выполнение:

– комплекса мероприятий в соответствии со Стратегией действий на рынке труда на 2011-2015 годы;

– «Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;

– Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;

– основных направлений в области трудовой миграции.

3.3. Принимают активное участие в реализации региональных программ содействия занятости населения:

– обеспечивают координацию действий и консолидацию финансовых средств, направляемых на реализацию мероприятий по регулированию рынка труда и содействию занятости населения;

– принимают меры по предотвращению критических ситуаций на рынке труда регионов ЮФО, активно используя региональные программы дополнительных мер содействия занятости населения;

– противодействуют попыткам дестабилизации рынка труда, ограничения прав трудящихся, распространения форм занятости на необоснованной временной основе;

– разрабатывают дополнительные меры по обеспечению занятости населения, созданию новых и сохранению действующих рабочих мест на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда;

– способствуют выводу из хозяйственного оборота неквалифицированных рабочих мест с низкой оплатой и неудовлетворительными условиями труда, созданию эффективных рабочих мест с достойной заработной платой и безопасными условиями труда, сокращению нелегальной и теневой занятости населения;

– рассматривают на заседаниях региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений выполнение мероприятий по содействию занятости населения, созданию новых и сохранению действующих рабочих мест, миграционной политике и их результативность по развитию сферы занятости и рынка труда;

– определяют в соглашениях всех уровней, коллективных договорах критерии массового высвобождения работников в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, либо сокращением численности или штата работников. В случае отсутствия данных критериев в соглашениях всех уровней, коллективных договорах, Стороны договорились, что на территории ЮФО действуют следующие критерии:

а) ликвидация организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;

б) сокращение численности или штата работников организации в количестве:

- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;

- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;

- 500 и более человек в течение 90 календарных дней;

в) увольнение работников в количестве 1 процента общего числа работающих в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.

3.4. Создают экономические условия в области налоговой, бюджетной и кредитной политики для обеспечения функционирования эффективно действующих и создания новых рабочих мест (в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства), включающие:

– меры экономического стимулирования для организаций, вкладывающих средства в расширение производства, и для инновационно-активных предприятий, внедряющих отечественные наукоемкие технологии и социально ориентированные проекты;

– развитие кредитной кооперации.

3.5. Реализуют экономические условия в области налоговой, бюджетной и кредитной политики для обеспечения функционирования эффективно действующих рабочих мест и создания новых рабочих мест (в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства), включающие в региональных программах содействия занятости населения и трехсторонних региональных соглашениях совместные действия Сторон по повышению эффективности занятости населения.

Принимают меры по недопущению создания в организациях рабочих мест с заработной платой ниже величины регионального прожиточного минимума.

Содействуют трудоустройству незанятых граждан в порядке направления по организованному набору рабочей силы, в том числе вахтовым методом из трудоизбыточных в трудонедостаточные субъекты Южного федерального округа или субъекты Российской Федерации.

Принимают согласованные меры по защите прав работников «заемного труда» (по схемам «аутсорсинга», «аутстаффинга» и т.п.).

3.6. Совершенствуют нормативную базу, регулирующую трудовую миграцию в Южном федеральном округе.

Органы исполнительной власти:

3.7. Считают одной из основных задач проводимых конкурсов инвестиционных проектов, создание новых рабочих мест и сохранение имеющихся, соблюдение трудовых и социальных гарантий наемных работников.

3.8. Обеспечивают выполнение региональных программ содействия занятости населения и осуществляют контроль за эффективным использованием средств программы.

3.9. Разрабатывают прогноз развития отраслей с целью определения потребности в трудовых ресурсах в зависимости от инвестиций, технического перевооружения предприятий.

3.10. Обеспечивают:

– разработку и реализацию нормативных правовых актов и региональных программ в сфере содействия занятости населения, включая мероприятия для категорий, нуждающихся в особой поддержке, – женщин, молодежи, лиц пенсионного возраста, инвалидов;

– реализацию мероприятий, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

– с участием средств массовой информации организацию информационно-разъяснительных кампаний по информированию населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства и профессионального обучения, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий) и публикации на официальных сайтах.

3.11. Содействуют созданию условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудование (оснащенных) для них рабочих мест.

Органы исполнительной власти и объединения работодателей:

3.12. Принимают участие в разработке и реализации мер, направленных на развитие профессиональной подготовки работников и адаптацию системы профессионального образования к потребностям экономики.

Органы исполнительной власти и профсоюзы:

3.13. Добиваются уменьшения квоты на иностранную рабочую силу с учетом необходимости приоритетного найма российских граждан, а также реальных потребностей и возможностей субъектов Южного федерального округа по приему и обустройству иностранной рабочей силы.

Работодатели:

3.14. Принимают меры по соблюдению квот рабочих мест для трудоустройства инвалидов и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве.

3.15. Создают специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах квотированных рабочих мест.

3.16. Предусматривают в коллективных договорах дополнительные мероприятия по созданию условий для совмещения работающими женщинами обязанностей по воспитанию детей.

3.17. Учитывают мнение первичной профсоюзной организации при принятии решения о подаче заявки на замещение вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками.

3.18. Организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации высвобождаемых работников по перечню вакантных должностей и свободных рабочих мест до наступления увольнения.

3.19. Принимают меры по обеспечению рабочими местами выпускников профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования.

Работодатели и профсоюзы:

3.20. Способствуют при разработке отраслевых соглашений и коллективных договоров в обязательном порядке включению мер, направленных на обеспечение занятости работников, их профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и разработку планов развития персонала организации.

3.21. Способствуют привлечению иностранной рабочей силы с учетом мнения соответствующих объединений профсоюзов.

Профсоюзы:

3.22. Предлагают для включения в коллективные договоры и соглашения мероприятия, направленные на:

– сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест;

– переподготовку высвобождаемых работников, сохранение для них существующих в организации социальных льгот.

3.23. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь профорганизациям, членам профсоюзов по вопросам занятости и трудового законодательства.

Наши рекомендации