Положительные и отрицательные стороны деятельности рыночного хозяйства.
1. Эффективное размещение ресурсов – рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров.
2. Возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации – достаточно иметь данные о цене и об издержках производства. Зная суммарные затраты на сырьё и материалы, рабочую силу можно примерно рассчитать выгоду.
3. Гибкость и высокую адаптированность к изменяющимся условиям. Тогда когда в 70-х ХХ в. резко возросли цены на энергоносители, рынок ответил разработкой альтернативных источников энергии, ресурсосберегающих технологий, жесткой экономией ресурсов.
4. Оптимальное использование результатов НТР. Стремление получить высокую прибыль заставляет товаропроизводителей идти на риск и разрабатывать новые товары, новейшие технологии, что позволяет иметь преимущества перед конкурентами.
5. Свобода выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии решений, заключении различных сделок.
6. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей: повышение качества товаров и услуг, более быстрая корректировка неравновесия.
Негативные стороны.
1. Неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов.
2. Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды, только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание экологически чистых производств.
3. Не может регулировать использование ресурсов принадлежащих всему человечеству (рыбные богатства океана).
4. В условиях рынка часто игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений. За ДДТ – шведский химик Мюллер получил Нобелевскую премию. Еще в 60-х были высказывания, что это эликсир смерти.
5. Не создаёт стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт).
6. Не дает гарантию получения дохода и его перераспределения в пользу бедных, способствует расслоению общества.
7. Не обеспечивает фундаментальных исследований в науке.
8. Подвержено нестабильному развитию и инфляционным процессам. Решение этих задач берёт на себя государство.
Роль государства в регулировании рынков.Классики исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданам этой продукции.
К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные, эффекты. Когда производство какой-либо продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются дополнительные затраты. При этом на цене продукта, которая повлекла за собой подобные побочные эффекты, это сможет и не сказаться.
Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства.
Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX в., что существуют ситуации, так называемые фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов.
Следует отметить, что “слёг” к проблемам справедливости и равенства. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной незащищённости.
Когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это заканчивается чрезвычайно серьёзными социальными конфликтами.
Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство. Вмешательство государство требует и другая рыночная проблема – безработица. Необходимы условия по её сокращению или смягчению её последствий, если она всё же неизбежна.