Методика подготовки научно-литературного труда
Циклы | Этапы | Содержание работы |
1.Исследова-тельский 2. Информа-ционный 3. Аналитико-синтетический 4. Критический 5.Трансляцион-нооформитель-ский | Исследование нерешенных проблем Выявление и получение информации об имеющихся уже знаниях Анализ и обобщение полученных знаний Критика имеющихся знаний и выявление нерешенных проблем Фиксация промежуточных и конечных результатов исследования | · Обобщение результатов экспериментов; · Экспериментальные исследования; · Теоретические исследования; · Материальное обеспечение исследования; · Определение методики исследования · Определение границ исследования; · Написания плана исследования; · Перечисление вопросов, на которые должен ответить исследователь; · Формулирование цели и задач исследования; · Описание проблемы, которую собирается решить исследователь; · Выбор и формулирование темы исследования; · Выявление литературных источников и предварительное знакомство с ними; · Оценка актуальности; · Анализ, сопоставление и критика полученных знаний; · Описание состояния проблемы на момент начало работы; · Составление раздела «Состояние вопроса и уровень его исследования; · Консультации со специалистами для выявления малоизученных вопросов; · Характеристика места проблемы в более широкой области знаний. · Написание научного текста (монографии, диссертации, статьи и т.д.) · Формулировка выводов; · Разработка конкретных рекомендаций; · Оформление изобразительно-графического материала; · Сопоставление полученных данных с теорией. |
Одним из широко распространенных и важных видов непубликуемых научных документов является отчет о НИР [13]. Отчет содержит подробную информацию о существе проведенного исследования, дает исчерпывающую характеристику объекта исследования, описывает методику и ход исследования, включает подробный и тщательный анализ полученных результатов и полученные выводы. Назначение этого документа – исчерпывающе осветить выполненную работу по её завершению или за определенный промежуток времени. Общими требованиями к отчету являются: четкость и логическая последовательность изложения материала, убедительность аргументации, краткость и четкость формулировок, конкретность изложения результатов работы, обоснованность рекомендаций и предложений.
Структура отчета включает набор обязательных и факультативных частей. Обязательными структурными частями отчета являются: титульный лист; реферат; введение; основная часть; заключение; список использованных источников.
Общие требования к реферату в отчете определяются по ГОСТ 7.9-77. Реферат любого отчета начинается с указания объема, количества иллюстраций и таблиц, количества использованных источников, указания языка[15]. Затем располагается перечень ключевых слов, которые в совокупности дают представление о содержании отчета. Ключевыми словами являются слова или словосочетания из текста документа, которые несут существенную смысловую нагрузку с точки зрения информационного поиска. Перечень включает от 5 до 15 ключевых слов, а оптимальный объем текста реферата должен содержать не более 2000 знаков. Текст реферата в отчете обычно отражает следующие аспекты: объект исследования; цель работы; метод исследования и аппаратуру; полученные результаты и их новизну; степень внедрения; эффективность; область применения; основные структурные и технико-эксплуатационные характеристики. Излагается содержание реферата в связанной последовательной форме.
В основной части отчета помещаются главные сведения с иллюстрациями и таблицами, отражающие существо, методику и основные результаты НИР.
В соответствии с предъявляемыми требованиями и тремя этапами выполнения работ в основной части отчета находят отражение следующие моменты:
Ø Обоснование выбора принятого направления исследования, методы решения задачи и их сравнительные оценки, разработка общей методики проведения НИР, анализ и обобщение существующих результатов;
Ø Характер и содержание выполненных творческих исследований, методы исследования, обоснование необходимости проведения экспериментальных исследований, сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями;
Ø Обобщение результатов проведенного исследования, оценка полноты решения поставленной задачи, соответствие выполненных исследований программе, оценка достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ.
Выполненный отчет оформляется в соответствии с ГОСТ 9327-60 через полтора межстрочных интервала. Допускается печатать отчет и через два межстрочных интервала. Текст отчета печатают при соблюдении следующего размера полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм., верхнее – не менее 13 мм, нижнее – не менее 20 мм. Вписывать в текст отчета отдельные слова, формулы допускается только черными чернилами или тушью. Текст основной части отчета делят на разделы, подразделы, пункты. Заголовки разделов печатают симметрично тексту прописными буквами и начинают с нового листа. Страницы отчета нумеруют арабскими цифрами.
Работа над рукописью научного произведения (тезисы доклада, доклад, научное сообщение, журнальная статья и т.д.) проходит ряд последовательных стадий оформления:
· накопление информации;
· систематизация и обобщение первичных материалов;
· подготовка чернового варианта рукописи;
· редактирование рукописи;
· отбор и оформление таблиц, схем, рисунков;
· подготовка белового варианта рукописи;
· консультации по материалу со специалистами;
· оформление окончательного варианта рукописи произведения.
Большое значение для научной работы имеет стиль изложения, для которого должны быть характерны такие качества как: точность, ясность, краткость, строгость описаний и определений, актуальность, новизна и достоверность материалов. К числу желательных качеств изложения относится экспрессия, то есть образность и выразительность речевых средств. Это достигается путем применения крылатых слов- пословиц, литературных образов, синонимов, эпитетов и т.д.
Следует отметить, что писать следует каждодневно, пропуск одного- двух дней отрицательно отражается на творческом процессе, так как писание приводит не только к литературному оформлению вопроса, но и к усилению творческого поиска. Известный английский писатель Сомерсет Моэм писал: »Перо порождает мысль».
При изложении научно-литературной работы выбирают формы изложения. Наиболее часто используют следующие формы изложения: строго последовательное; целостное; выборочное; этюдное; раздельное. Рассмотрим их особенности.
Строго последовательное изложение рукописного материала предполагает освещение замыслов и идей в том порядке, какой автор установил для себя по избранной композиции научного произведения, без предварительной редакции. Каждый автор волен избирать любой строй и порядок организации научных материалов, чтобы получить внешнее расположение их и внутреннюю логическую связь в таком виде, какой он считает лучшим, наиболее убедительным для раскрытия своего творческого замысла.
Целостное изложение представляет подготовку научного произведения в самом общем виде, без отделки и отшлифовки деталей. Только после обсуждения чернового наброска рукописи с научным руководителем (консультантом) автор дорабатывает произведение в окончательный беловой вариант.
Выборочное изложение осуществляется по мере накопления материалов, то есть отдельными не увязанными между собой разделам, что иногда приводит к возникновению повторений.
Этюдное изложение предполагает оформление сначала Грубых набросков, затем черновика рукописи для обсуждения в кругу специалистов, и, наконец, доведение ее до белового варианта.
Раздельное изложение применяется при работе небольшого научного коллектива. В этом случае каждый исполнитель готовит свою часть работы, а один из авторов обобщает произведение в целом.
Нередко качество выполненной научной работы снижается из-за неудовлетворительной литературной обработки. Нечеткость структуры материала, односторонность и неполнота изложения, недостаточность аргументации, неясность выражения мысли, тяжелый слог являются основными недостатками научной работы. Поэтому рекомендуется, чтобы язык и стиль научной работы был формально-логический, то есть научное изложение состояло из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности. Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность.
Важнейшим средством выражения логических связей являются:
специальные функционально- синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.);
противоречивые отношения (однако, так как, ввиду того что, в отличие от, наряду с…, между тем, в то время как, в связи с тем…, тем не менее);
причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же);
переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к …, обратимся к …, рассмотрим, остановимся на…, рассмотрев, перейдем к …, необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть);
итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать… , в результате, как показал анализ, резюмируя сказанное, на основании полученных данных).
В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.).
Особое внимание в процессе изложения необходимо уделять правильному выбору научных терминов и определений, ибо учетно-экономические дисциплины имеют свою только им присущую терминологическую систему. Для этого целесообразно составлять для себя словарь экономических выражений, терминов, эпитетов, красивых образов и пр.
Обязательным условием объективности изложения материала является ссылка на источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. Это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.).
Стиль письменной научной речи – это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения.
Качествами, определяющими культуру научной речи, являются смысловая точность, ясность и краткость. Неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы. Поэтому важно избегать речевой избыточности и тавтологии, канцеляризмов, необоснованной иноязычной лексики, надо правильно выбирать слова и выражения, удачные грамматические конструкции. Важное значение, при этом имеет редактирование текста посредством вычеркивания или сокращения. Выдающийся русский писатель Достоевский А.Ф. писал: «Величайшее уменье писателя – это уметь вычеркивать. Кто умеет, и кто в силах, свое вычеркивать, тот далеко пойдет. Все великие писатели писали чрезвычайно сжато. А главное, не повторять уже сказанного или без того понятного».
Необходимо обращать внимание на художественные и смысловые длинноты и отбрасывать лишнее, устранять придаточные предложения, отягчающие фразы, где возможно сокращать запятые, заменяя их точками. Следует вычеркивать повторяющиеся слова и заменять их синонимами.
Изложение работы, как и исследования, представляет сложный процесс, в котором элементы простого умственного труда органически сочетаются с творческими. При этом в процессе оформления и, благодаря ему, ранее разработанные положения могут порождать новые идеи и приводить к новым выводам.
Литературная обработка требует выполнения некоторых подготовительных операций. Прежде всего, составляют план изложения, беря за основу рабочий план и учитывая изменения, происшедшие в процессе исследования. План изложения целесообразно разрабатывать в несколько этапов: сначала наметить основные разделы, затем – их членение на главы, параграфы и т.д. Полезно иметь несколько вариантов плана, а за основу выбрать лучший. После этого, необходимо установить объем каждой части, исходя из запланированного общего объема. В соответствии с намеченным планом и объемом исследователь приводит в порядок накопленный материал: отбрасывает лишнее и распределяет по главам и параграфам все то, что он намерен использовать. Если в процессе изложения возникают сомнения, то об этом делают пометки на полях или отдельных карточках, а после окончания раздела наводят справки и устраняют их. Работу целесообразно оформлять в порядке установленном планом, однако иногда лучше изложение начинать с более легких глав, например, описательных. Улучшает литературную обработку предварительное обсуждение результатов работы на конференциях (семинарах) или опубликование главного содержания в виде статей, а также получение критических замечаний от специалистов.
После завершения каждая глава внимательно перечитывается. Особенно внимательно следует отнестись к начальной части исследования и к заключительной. По окончании изложения работы ее вновь перечитывают, обращая особое внимание на взаимную увязку частей. Повторения, противоречия, ошибки и другие недостатки. Особенно тщательно проверяют (лучше всего по первоисточнику) формулы, цифры, цитаты, библиографические ссылки. При необходимости рукопись дорабатывают, производя тщательную детальную отшлифовку текста рукописи, каждого предложения, вывода, формулы, буквально каждого отдельного слова. Следует внимательно проверить орфографию и пунктуацию произведения, устранить архаизмы и речевые штампы. Обязательными требованиями к рукописям, сдаваемым в печать, являются следующие: рукопись должна быть считанной после перепечатки на компьютере; в рукопись должны включаться текстовая часть, оригиналы иллюстраций, библиографический список; допускается вписывание от руки в текст рукописи математических формул, не имеющих алфавитов.
Одна страница рукописи через два интервала может вмещать не более 30 строк, каждая строка содержать не более 60 знаков, считая пробелы между словами и знаки препинания. Поля страницы необходимо чтобы были: левое – не более 20-25 мм, правое – 10 мм.
Особое значение при оформлении рукописи научной работы имеет создание комплексных текстовых документов с помощью процессора Microsoft Word.Современные компьютеры являются прекрасным средством создания и хранения результатов научно-исследовательской работы в виде статей, тезисов, курсовых и дипломных работ, диссертаций. Большинство таких материалов кроме текста могут иметь формулы, таблицы, диаграммы и рисунки. Для создания подобных документов используется текстовый процессор Microsoft Word.
Word – одна из самых современных программ в классе текстовых процессоров, дает возможность выполнять все без исключения традиционные операции над текстом, предусмотренные в современной компьютерной технологии:
· набор и модификация неформатированной алфавитно-цифровой информации;
· форматирование символов с применением множества шрифтов разнообразных начертаний и размеров;
· форматирование страниц (включая колонтитулы и сноски);
· форматирование документа в целом (автоматическое составление оглавления и разнообразных указателей);
· проверка правописания, подбор синонимов и автоматический перенос слов.
В процессоре Word реализованы возможности новейшей технологии связывания объектов, которая позволяет включать в документ текстовые фрагменты, таблицы, иллюстрации, подготовленные в других приложениях Windows.
Текстовый процессор Word существенно облегчает создание грамотных и литературно правильных документов. Проверка текста и исправление ошибок в нем может производиться автоматически или вручную. Процессор также позволяет переключать текст с кириллицы (русского алфавита) на латиницу (английский алфавит) и обратно, использовать определенные символы, создавать маркированные списки, выделять, убирать, вставлять или копировать текст.
Одной из важных функций процессора является форматирование текста, под которым понимают выбор и изменение гарнитуры шрифта, его размера и начертания, выравнивание текста, управление параметрами абзаца.
При подготовке научной работы часто приходиться в текстовой документ вводить математические выражения и формулы. Для этого существует специализированное приложение Math Cad или встроенный редактор в процессор Word, который называется Microsoft Eguation 3.0.
В научных работах значительное место занимают графические материалы, то есть рисунки и изображения или, как еще принято их называть, векторные и растровые изображения.
Рисунки (векторные изображения) состоят из линий различной формы (прямые, кривые) и геометрических фигур. Простейшие средства для их создания имеются в самом процессоре Word. Для создания более сложных рисунков используются специальные программы типа Adobe Illustrator и Gorel Draw.
Изображения– это растровые объекты, они состоят из точек (пикселей). Параметры каждой точки (координаты, интенсивность, цвет) описываются в файле. Растровые изображения обычно используются для фотографий и фоновых изображений. Текстовый процессор Word не имеет средств для создания растровых изображений. Они вставляются как внешние объекты из файла, подготовленного другими средствами (графическим редактором, с помощью сканера, цифровой камеры, графического планшета). Самыми распространенными программами для создания растровой графики являются Adobe Hhotoshop и Corel PHOTO- PAINT. Возможна также загрузка любой графики, встречающейся на Web- странице.
Следует также учитывать, что при вставке рисунков в документ Word можно выполнять редактирование вставленных графических материалов, например, обтекание, обрезку, вставку, изменение названий и формата рисунка, создание собственных рисунков, осуществлять предварительный просмотр, создавать автореферат документа.
Рукописи представляющие определенный интерес для узкого круга специалистов могут депонироваться[23].Депонирование производится в соответствии с Инструкцией о порядке депонирования рукописных работ по естественным, техническим и общественным наукам, утвержденной ГКНТ и другими компетентными органами. Информация организаций, ученых и специалистов о депонированных рукописях осуществляется путем публикации рефератов рукописей в соответствующих реферативных журналах и библиографических указателях ВИНИТИ, ЦБТЭИ и других органах научно-технической информации. Авторам рукописей, принятых на депонирование, высылается справка о депонировании. К рукописям, представляемым на депонирование предъявляются определенные требования. Так, рукопись должна включать: титульный лист, основной текст, иллюстрации, приложения, библиографию, оглавление. Кроме того к рукописи должны быть приложены выписка из решения ученого совета о передачи рукописи на депонирование, два экземпляра реферата, рецензия специалиста, шесть экземпляров библиографических карточек, необходимая документация, подтверждающая возможность открытого опубликования рукописи.
Одной из форм научной работы являются всероссийские конкурсы на лучшую научную работу студентов[25]. К ним предъявляются в основном такие же требования, как и к отчету о научно-исследовательской работе. Главы обычно являются основой рубрикации научной работы. Они нумеруются насквозь по всей работе арабскими цифрами. Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы. Заголовки глав печатаются прописными буквами, а заголовки параграфов – строчными. Работа должна быть отпечатана машинописным способом на одной стороне листа размером 210*296 мм через два интервала. По всем четырем сторонам листа должно оставаться поле. Размер левого поля – 35 мм, правого – не менее 10 мм, верхнего и нижнего полей не менее 20 мм. Основными элементами работы, оформляемой на смотр-конкурс являются: титульный лист; аннотация; отзыв руководителя; содержание работы; введение; аналитический обзор литературы; материалы и методы исследований; заключение; выводы и предложения, список литературы.
Курсовая работа является начальной формой научно-исследовательской работы[79]. Она подготавливает студента к выполнению более важной по своему значению дипломной работы, а также может служить основанием для выступления с докладом на научной студенческой конференции. Цель курсовой работы не только закрепление и углубление знаний по курсу бухгалтерского учета, (аудита и экономического анализа), но и формирование навыков исследования и самостоятельного изложения наиболее важных проблем бухгалтерского учета и аудита. Тематика курсовых работ разрабатывается применительно к учебной программе и научной работе кафедры. Курсовая работа, как правило, состоит из введения, теоретической части, специальных вопросов, заключение и по объему не должна превышать 35-40 страниц. Студент обязан теоретически обосновать рассматриваемые вопросы и показать их значение для практики бухгалтерского учета (аудита или экономического анализа), а также дать описание объекта исследования, показав связь исследуемого вопроса с задачами конкретной отрасли деятельности и бухгалтерского учета.
При освещении специальных (основных) вопросов, раскрывается документальное оформление операций, организация синтетического и аналитического учета, отчетность материально-ответственных лиц, бухгалтерская отчетность, автоматизация бухгалтерского учета. Излагаемый материал иллюстрируется схемами, таблицами, формами документов и отчетности, регистрами синтетического и аналитического учета, примерами счетных формул, графическими схемами корреспонденции счетов.
В заключении пишутся выводы и предложения, вытекающие из содержания работы, и направленные на совершенствование бухгалтерского учета, на улучшение хозяйственной деятельности, мобилизацию внутренних резервов, обоснование принимаемых решений.
Дипломная работа представляет собой самостоятельное научное исследование студента-дипломника, позволяющее наиболее полно раскрыть полученные им в процессе обучения знания и умения, применить их для решения практических задач[40].
Структурными элементами дипломной работы являются: титульный лист; задание на выполнение дипломной работы; реферат; содержание; введение; основная часть; заключение; список литературы; приложения.
Основными требованиями, предъявляемыми к дипломной работе, являются:
глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем;
всестороннее использование данных бухгалтерской и статистической отчетности;
умелая систематизация цифровых данных в виде таблиц и графиков с необходимым анализом и выявлением тенденций в развитии экономического субъекта;
критический анализ фактических материалов в целях совершенствования методики учета (аудита, экономического анализа) и поиска резервов;
аргументированность выводов и обоснованность предложений;
логически последовательное и самостоятельное изложение материала в соответствии с установленными требованиями.
В дипломной работе освещаются теоретические основы исследования, производится глубокий анализ действующей практики, организации и техники ведения бухгалтерского учета, охватываются смежные вопросы нескольких учетно-экономических дисциплин.
Дипломная работа выполняется, как правило, на основе дальнейшей разработки тем курсовых или научных студенческих работ, однако она носит комплексный характер и в большей степени содержит элементы исследования. Объем дипломной работы вместе с иллюстрациями не должен превышать 100 страниц. Рекомендуется примерно следующая схема изложения материала: введение, основной текст, заключение, список литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность темы, определяется цель и основные задачи работы, формулируется научная новизна и практическая значимость работы, определяется предмет и объект исследования, структура, хронологические рамки и информационная база исследования.
Основной текст содержит обычно три главы:
· в первой – рассматриваются теоретические основы исследуемой темы и задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом, контролем и экономическим анализом, она служит теоретической базой для рассмотрения практических вопросов исследуемой проблемы;
· во второй анализируется состояние дел на конкретном участке учета – освещаются вопросы организации и техники бухгалтерского учета с точки зрения соответствия их современным требованиям, обосновываются рекомендации по устранению недостатков и пути дальнейшего совершенствования учета;
· в третьей – раскрываются вопросы экономического анализа или аудита в соответствии с темой исследования, высказываются критические замечания и определяются направления совершенствования экономического анализа (аудита), вскрываются и подсчитываются резервы повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности, варианты и механизм реализации предложений.
Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов, характеризует степень раскрытия темы, показывает аргументированность выводов и научную новизну предложений.
Оформление дипломной работы осуществляется по правилам ГОСТ 7.32-81 «Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления». При оформлении работы следует обратить внимание на язык материала, особенно на лексику и фразеологию, морфологию, синтаксис, орфографию и пунктуацию.
К дипломной работе прилагается выписка или заключение руководства организации, по материалам которой она написана, отзыв научного руководителя, рецензия специалистов.
Выполнение дипломной работы может стать началом для научной деятельности – написания магистерской или кандидатской диссертации.
Диссертация - научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника[31]. Служит в качестве квалификационной работы, призванной показать научно-практический уровень исследования, представленного на соискание ученой степени (магистра, кандидата наук, доктора наук). В частности, диссертация на соискание ученой степени кандидата наук является научно-исследовательской работой, выполненной самостоятельно или под руководством ученого, содержащая решение части или отдельных вопросов крупной научной или научно-технической проблемы.
Объем рукописной диссертации: для докторских – не более 300 машинописных страниц, для кандидатских – не более 150, для магистерских не должен превышать более 100 страниц. Текст печатается через два интервала, поэтому на стандартном листе располагается 29-30 строк, а в строке – 60-65 символов. Рисунки, таблицы, приложения, списки литературы не входят в установленный объем диссертации. Для гуманитарных диссертаций разрешено несколько увеличивать объем: для кандидатских – до 180 страниц, для докторских -360.
Наряду с перечисленными видами научных произведений могут быть:
· Rраткое сообщение – научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской работы. Назначение такого документа- оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом её этапе.
· Научный доклад – научный документ, содержащий изложение результатов научно-исследовательской работы, опубликованной в печати или прочитанной в аудитории. Доклад может содержать обоснованные, доказанные, апробированные сведения или вопросы и предложения постановочного характера.
· Обзор – научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами её развития.
Учебник или учебное пособие представляет изложение современных научных данных, теорий, относящихся к определенной отрасли знаний (учебной дисциплине), предусмотренных для описания соответствующими программами обучения. Учебник представляет научную ценность, если автор приводит в нем результаты собственных исследований или коллектива ученых, а также последние достижения науки. Важно, если в учебнике формулируются важнейшие проблемы теории и практики, актуальность решения которых велика в современный момент.