Центральный музей Казахстана
Центральный музей Казахстана был открыт в 1831году в городе Оренбурге. Много сделал для этого музея известный русский филолог Владимир Иванович Даль.
В 1929 году музей переехал в Алма–Ату. Он находится на площади Республики. Экспозицию музея открывает залдревнего искусства Казахстана, в котором представлены наскальные гравюры, прикладное искусство, образцы монументальной и мелкой пластики – памятники эпох палеолита, бронзы и раннего железа, сакской культуры тюркского каганата.
Сейчас в музее насчитываются более 120 экспонатов. Здесь есть останки древних животных. Археологи нашли их в разных районах Казахстана. Вы увидите старинную посуду, национальную одежду, ювелирные украшения, красивые ковры.
Экспонаты музея рассказывают об истории, природе, экономике, науке и культуре нашей республики. Здесь бывают жители города и его гости, туристы, школьники, студенты.
1. Что нового вы узнали о Центральном музее Казахстана?
2. Что вы можете рассказать о памятниках эпох палеолита?
3. Что находят археологи?
4. О каких знаменитых музеях мира вы можете рассказать?
Задание 4.Составьте текст описание по картинкам (5-7 предложений).
Задание 5. Прочитайтекомментарий и выполните данное ниже упражнение. | |
Общее грамматическое значение | Вопросы и суффиксы |
Обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается действие глагола-сказуемого. | Что делая? Что сделав? -а, -я, -в, -вш, -вши, -ши, -учи. |
Морфологические признаки наречия и глагола | Примеры |
Деепричастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов:вид, переходность, возвратность. | Ср.: думать – думая; подумать – подумав; задуматься – задумавшись |
Синтаксические признаки | Примеры |
В предложении деепричастие -обстоятельство, деепричастие с зависимым словом – деепричастный оборот. | [Когда?] Передав записку, он отошёл в сторону. |
Задание 6.Спишите. Выделите предложения с деепричастными оборотами.
В городе Санкт-Петербурге находится величайший в мире музей Эрмитаж. Являясь самым богатым музеем России, Эрмитаж представляет картины самых известных мастеров мира.
Еще в 18 веке, посетив выставку картин коммерсанта Гоцковского, императрица выкупила их в Берлине. Эта коллекция стала основой музея, получив название «Эрмитаж». В переводе с французского оно означало «место для уединения». Увидев картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рубенса, Рембрандта, Пикассо, посетители знакомятся с бесценными сокровищами мира.
Задание 7.Составьте текст – пожелание или рекомендацию студенту, посещающему музей впервые.
Каждый истинный ученый должен быть художником и поэтом (французская пословица).
Задание 8. Выполните тест. |
1. Укажите, с каким из существительных употребляется слово годовалый
а) отчет
b) отпуск
c) план
d) ребенок
2. Укажите словосочетание, в котором есть слово с пропущенной буквой о после шипящего
а) Тихий ш…рох
b) Чугунная реш…тка
c) Мягкая ш…рстка
d) Тревожный ш…пот
3. Укажите словосочетание, в котором есть слово с приставкой –при-
а) Пр…граждать дорогу
b) Пр…одолеть барьер
c) Пр…ступить к работе
d) Пр…одолеть преграды
4. Смысл, значение слов объясняет:
а) Толковый словарь
b) Орфографический словарь
c) Фразеологический словарь
d) Словообразовательный словарь
Глоссарий
по-русски | қазақша | in english |
гравю́ра | гравюра | engraving |
прикладно́е иску́сство | қолданбалы өнер | applied art |
иску́сство | өнер | art |
экспона́т | экспонат | exhibit |
колле́кция | жиынтық | collection |
музе́й | мұражай | museum |
созда́ние | жаралған | creation |
СРО № 14 | Подготовить видеопрезентацию на тему: «Экспозиции Центрального музея Казахстана». (5-7 слайдов) |
СРО № 15 | Подготовить реферат «Музеи мира» (2-3 стр.) |
АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №11 (41) | ||||||
Дисциплина: Русский язык Уровень – 2 Тема: Человек в современном мире | Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие | |||||
Преподаватель: ассоц. профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна | ||||||
Задание 1. Прочитайте текст №11 и заполните тест. Сергей Бодров родился в Москве 12 декабря 1971 года. В школе любимым предметом Сергея была история. Затем он поступил на исторический факультет МГУ. После окончания вуза Сергей продолжил образование в аспирантуре, где он изучал итальянскую живопись и архитектуру. Сергей Бодров не сразу стал знаменитым. Ему пришлось много работать: рабочим на фабрике, учителем, ведущим в программе «Взгляд». Сергей был простым, открытым, искренним человеком, «своим парнем». Потом были фильмы «Брат», «Брат-2», «Восток-Запад», «Сестры». После фильма «Брат» он стал популярным киноартистом, а сам фильм стал культовым. В сентябре 2002 года вместе со съемочной группой он поехал на Северный Кавказ, чтобы снимать свой фильм. Ночью произошла страшная катастрофа: сошел огромный ледник, погибло 130 человек. Среди них был Сергей Бодров и его съемочная группа. | ||||||
верно | неверно | |||||
1. В школе Сергей интересовался русской и мировой культурой, литературой, историей. | ||||||
2. После школы он поступил на физкультурный факультет, так как спорт был его самым любимым занятием. | ||||||
3. Сергей Бодров сделал карьеру и сразу стал знаменитым. | ||||||
4. После фильма «Брат» Бодров-младший стал популярным киноартистом, а сам фильм стал культовым. | ||||||
Задание 2.Ответьте на вопросы. 1. Когда и где родился Сергей Бодров? 2. Какое образование он получил? 3. Кем он работал? 4. Какой фильм принес ему известность? |
Задание 3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы,подчеркивая корни с чередующимися гласными и ставя в словах с этими корнями ударение.
1. Широкие тени ходят по р…внине, как облака по небу. (Ч.)
2. Мухов просушил пром…кательной бумагой подписи. (Сераф.)
3. Тихон Ильич подстриг волосы, подр…внял и укоротил бороду. (Бун.)
4. Закончив раскопки, мы зар…вняли вырытые канавки. (С. Обручев)
5. Мы очень скоро вым…кли до последней нитки. (Арс.)
6. Снег лежал еще кое-где на этом выр…вненном поле аэродрома. (Лид.)
7. Чай впитывает запахи, как пром…кашка чернила. (Пауст.)
8. На нем кожаная фуражка, синее непром…каемое пальто. (Кат.)
9. Роты без взаимного сговора подтянулись, выр…внялись в рядах. (Пере.)
10. Они были р…весники, жили на одной улице, сидели за одной партой. (Горб.)
11. Профессор завинтил ручку и пром…кнул зачетную книжку бронзовым пресс-папье, изображающим танк.
12. На речке, ср…внявшейся от весенних вод с берегами, заиграл ветерок. (Марк.)
Задание 4.Найдите синонимы к словосочетаниям и составьте монолог с данными словами. |
- популярный киноартист
- сделать карьеру
- культовый фильм
- свой парень
Задание 5.Прочитайте текст. Скажите, к чему призывает автор. Укажите ключевые слова в тексте. |
Воспитанные люди уважают человека, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за пустяка; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя не говорят: «С вами жить нельзя!» Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут даже в пустяках.
Даже маленькая ложь порождает большое недоверие. Они держат себя на улице так же, как и дома, не пускают пыль в глаза.
Они не болтливы, и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать сочувствие. Таковы воспитанные люди. Чтобы стать таким, нужны беспрерывный дневной и ночной труд, чтение, воля.В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
Согласны ли вы с крылатым выражением? Мотивируйте свой ответ.
Воспитанные люди уважают человека, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. |
Задание 6. Прочитайтекомментарий и выполните данное ниже упражнение.
Задание 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркивая корни с чередующимися гласными и ставя в словах с этими корнями ударение. |
1. И ты с собой его р…внял!
2. Тракторы р…вняли катками большую, на два километра длиной, площадку, где предполагалось вести сварку труб.
3. Из солонки насыпает себе кучку соли и м…кает в эту соль очищенный картофель.
4. Дождь лил как из ведра, а мы даже не почувствовали, что вым…кли до нитки.
Делу – время, потехе – час. | |
Задание 8. Выполните тест. | |
1. Укажите слово с буквой о- после ц-. a) Дворц…вый b) Кольц…вой c) Платьиц…м d) Морозц…м 2. Укажите слово с приставкой при– a) Пр…дварительный b) Пр…тендовать c) Пр...сутствовать d) Пр…кратить 3. Укажите, с каким словом сочетается читательский a) Зал b) Билет c) Шифр d) Список 4.Укажите, с каким словом сочетается читальный a) Зал b) Билет c) Автор d) Отдел |
Глоссарий
по-русски | қазақша | in english |
потенциа́л | күш-қуат, құдірет | potential |
дости́чь зре́лого во́зраста | жасы толған, жеткен, кемеліне келген | he has attained to years of discretion |
аксио́ма | аксиома, тұжырым | axiom |
компете́нтный | білікті, құзыретті | competent, qualified |
отве́тственный | жауапты | responsible (for) |
реши́тельный челове́к | батыл, табанды | man of decision |
работоспосо́бность | жұмысқа қабілеттілік | capacity for work, efficiency |
СРО № 16 | Выучить стихотворение «На пути жизни» М.Раджабова наизусть | |
На пути жизни Жизнь человеку только раз дается, У всех такая разная судьба: Одним – большой простор, большое солнце, Другим – крутая узкая тропа. Есть люди, находя свои дороги, Не ищут путь, проторенный другим, И борются у смерти на пороге! Их жизнь – как след. Их жизнь – как вечный гимн | А есть и те, кто легкой жизни ищет, Кто, разменяв на медяки года, Копя гроши, всегда живет, как нищий, А умерев, уходит без следа. Нет на земле несчастнее такого, Кто сердцем пуст, кто не нашел друзей, Кто самого не понял дорогого: Быть человеком – быть среди людей! (М. Раджабов) | |
СРОП №6 | Написать эссе на тему: «Мой современник» (объем - 40 слов). |
АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №12 (42) | |
Дисциплина: Русский язык Уровень – 2 Тема: Астана | Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие |
Преподаватель: ассоц. профессор Гакрама Каламкас Муратовна |
Задание 1.Прочитайте текст №12 и ответьте на вопросы.
Амстердам называют северной Венецией. Несколько шагов – и набережная. Вокзал на островке, рядом пристань прогулочных катеров, слева и справа мостики. Морской ветер треплет флаги на катерах, снежками носятся чайки. Изобилие каналов и роднит Амстердам с Венецией. Амстердам не старается вам угодить – он просто открывает приезжему свой повседневный быт.
Рассказывая об Амстердаме, нельзя обойти вниманием его «тюльпановую историю». Такой цветочной легенды нет ни у одного поселения, ни в одной стране. В середине семнадцатого века местные жители были готовы отдать за луковицу этого растения редких сортов свой дом вместе с пожитками. До сих пор в пригороде существуют плантации тюльпанов, ежегодно устраивается цветочный парад, а многие туристы спешат на местный рынок, где не так дорого можно приобрести такие луковицы редких тюльпанов.
1. О каком городе рассказывает автор?
2. Какой цветок считается символом этого города?
3. Какую картину вы представили при прослушивании этих строк?
4. Что является символом города Алматы?
Задание 2.Кратко перескажите содержание текста. Скажите, что вы знаете об Астане.
Астана – город мечты (Т.Молдагалиев). |
Задание 3.Прочитайте текст и переведите выделенный абзац.Ответьте на вопросы.
Сердце Казахстана – Астана. Двадцать лет назад перенос столицы казался далекой мечтой. Суперсовременные дома и шедевры передового строительства. В бескрайней казахстанской степи раскинулся символ надежды.
Астана стала не только центром Казахстана, но и всей Евразии. Сегодня Астана - это достаточно крупный город. Столица Казахстана с каждым годом становится все более привлекательной как для жителей страны, так и для иностранных гостей.
Актуальный архитектурный стиль Астаны, сочетающий в себе лучшие традиции восточной и европейской культуры, демонстрирует облик Астаны как центра политики, культуры и экономики. Вид ночного города - красивая подсветка зданий, уличное освещение, великолепные фонтаны на реке Ишим, набережная - все это черты современной Астаны. Сегодня Астана - гордость Казахстана, символ объединения государства и воплощение национальной идеи.
- Почему Астана является гордостью казахстанцев?
- С чем связывают развитие Казахстана?
- Какая река разделяет город?
- Что является символом Астаны?
Задание 4. Составьте и напишите несколько предложений с данными словами и словосочетаниями.
Сердце Казахстана – Астана, воображение даже не могло нарисовать, выросшие дома, полет мысли, переплелись восточные и европейские мотивы, молодой город, ослепительный блеск, новые технологии, музеи и театры, дом правительства, дом министерств, Акорда, научный центр, бескрайние степи, правый и левый берег, столичные небоскребы.
\ Задание 5. Составьте диалог с гостем столицы:
- Неужели это Астана?
- …
- Город всегда носил название Астана?
- …
- Что означает слово Астана?
- …
- Почему именно этот город был выбран для переноса столицы?
Задание 6. Прочитайтекомментарий и выполните данное ниже упражнение.