Продуктов от их объема в краткосрочном периоде
вание дополнительного, более дорогого нефтеперерабатьь вающего оборудования.
Кривая краткосрочного рыночного предложения
Кривая краткосрочного рыночного предложения показывает объем выпуска продукции, осуществляемого отраслью промышленности в краткосрочном периоде при любой возможной цене. Объем производства отрасли — это суммарное предложение всех отдельных фирм. Следовательно, кривую рыночного предложения можно получить, складывая кривые предложений отдельных фирм. Рис. 8.9 показывает, как это сделать, когда имеются только три фирмы с различными краткосрочными издержками производства. Кривая предельных издержек каждой фирмы вычерчивается только в той части, которая лежит выше кривой средних переменных издержек. Для простоты взяты только три фирмы, но точно такой же анализ возможен и в случае большего числа фирм.
21 Количестбо
Рис. 8.9. График изменения отраслевого предложения на краткосрочном отрезке
При любой цене ниже Pi отрасль не будет выпускать никакой продукции, так как Pi — минимальные средние переменные издержки фирмы с наименьшими затратами. При цене между Pi и P2 будет производить продукцию только фирма 3, и поэтому кривая совокупного предложения отрасли будет совпадать с отрезком кривой предельных издержек МСз фирмы 3. При цене P2 совокупное предложение отрасли составит сумму предложений всех трех фирм. Фирма 1 предложит 2 единицы, фирма 2 — 5, а фирма 3 — 8 единиц. Таким образом, совокупное предложение отрасли составляет 15 единиц. При цене рз фирма 1 предлагает 4 единицы, фирма 2 — 7, фирма 3 — 10 единиц. Всего отрасль предлагает 21 единицу продукции. Отметим, что кривая предложения отрасли поднимается вверх и имеет излом при цене P2. Но когда на рынок выходят много фирм, изломы перестают быть заметными, и поэтому мы вычерчиваем обычно кривые совокупного предложения отрасли как гладкие, возрастающие кривые.
Построение кривой совокупного предложения отрасли не всегда сводится к сложению кривых предложений отдельных фирм. Когда цена растет, все фирмы отрасли расширяют свое производство. Этот дополнительный выпуск повышает спрос на используемые в производстве факторы и может привести к повышению цены на них.
Как мы видели на рис. 8.7, возрастающие цены факторов производства смещают кривые предельных издержек фирм вверх. Например, возросший спрос на говядину может также увеличить спрос на зерно и соевые бобы (используемые в качестве корма) и, таким образом, стать причиной роста цен на эти товары. В свою очередь более высокие цены факторов производства могут привести к смещению вверх кривых предельных издержек фирм, производящих говядину. Это сужает выбор объема производства каждой фирмой (для любой заданной рыночной цены) и является причиной того, что кривая совокупного предложения отрасли становится менее чувствительной к изменениям цен.