Тема 4. Модель совершенной конкуренции
Четыре модели структуры рынка. Основные характеристики рынка совершенной конкуренции. Краткосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции. Спрос на продукцию совершенного конкурента. Доход фирмы совершенного конкурента. Определение оптимального объема выпуска. Условие получения краткосрочной прибыли. Условие прекращения производственной деятельности. Краткосрочная кривая предложения фирмы-конкурента. Долгосрочное равновесие рынка совершенной конкуренции. Долгосрочный период. Основные допущения анализа. Механизм формирования долгосрочного равновесия. Основные условия долгосрочного равновесия. Рыночное предложение в долгосрочном периоде.
Список литературы
1. Экономическая теория (политэкономия): Учебник. М.:ИНФРА-М, 1997. Гл.7,16.
2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2 т. СПб.: Экономическая школа, 1994. Гл.9.
3. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов. М.:ЮНИТИ, 1997. Гл.21.
4. Томпсон А., Формби Д. Экономика фирмы. М.: ЗАО Изд-во "БИНОМ", 1998. Гл.10.
5. Теория фирмы. сер. "Вехи экономической мысли".Вып.2/ Под ред. В.М.Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995.
6. Гребенников П.И. Микроэкономика в цифрах. СПб., 1998.
7. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике: Учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та; Изд-во "ДИС", 1997.
8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. 1999. Гл. 25.
9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1998. Гл. 9, 10.
Тема 5. Чистая монополия
Основные характеристики рынка чистой монополии. Спрос и доход фирмы-монополиста. Особенности кривой спроса монополиста. Предельный доход и спрос (случай линейной функции спроса). Условия максимизации прибыли фирмы-монополиста. Два подхода к определению условий максимизации. Отличие условий максимизации прибыли при совершенной конкуренции и при монополии. Точка оптимума и прибыль монополиста. Эластичность спроса и точка оптимума монополиста. Эластичность спроса и ценообразование при несовершенной конкуренции. Распространенные заблуждения относительно монополистического ценообразования. Предложение и издержки фирмы-монополиста. Монополия и совершенная конкуренция: основные различия. Последствия монополизации рынка. Основные отличия рынка совершенной конкуренции и чистой монополии. Монопольная (рыночная) власть и ее источники. Ценовая дискриминация. Государственное регулирование монополии. Общественные потери монополизации рынка. Антимонопольная политика государства.
Список литературы
1. Экономическая теория (политэкономия): Учебник. М.:ИНФРА-М, 1997. Гл.16.
2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2 т. СПб.: Экономическая школа, 1994. Гл.10.
3. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов. М.:ЮНИТИ, 1997. Гл.23,24.
4. Томпсон А., Формби Д. Экономика фирмы. М.: ЗАО; Изд-во "БИНОМ", 1998. Гл.11.
5. Теория фирмы. сер. "Вехи экономической мысли".Вып.2/ Под ред. В.М.Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995.
6. Гребенников П.И. Микроэкономика в цифрах. СПб., 1998.
7. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике: Учебник. М.:Изд-во Моск. ун-та; Изд-во "ДИС", 1997.
8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс, 1999. Гл. 26.
9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1998. Гл. 11,14.
Тема 6. Монополистическая конкуренция
Основные характеристики рынка монополистической конкуренции. Дифференциация продукции. Большое количество производителей. Барьеры вхождения в отрасль. Неценовая конкуренция. Условия максимизации прибыли в краткосрочном периоде. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде. Тенденция к выравниванию прибыли. Сравнительная эффективность рынка монополистической конкуренции: преимущества и недостатки.
Список литературы
1. Экономическая теория (политэкономия): Учебник. М.:ИНФРА-М, 1997. Гл.10.
2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2 т. СПб.: Экономическая школа, 1994. Гл.12.
3. Томпсон А., Формби Д. Экономика фирмы. М.: ЗАО; Изд-во "БИНОМ", 1998. Гл.12.
4. Теория фирмы. сер. "Вехи экономической мысли".Вып.2/ Под ред. В.М.Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995.
5. Гребенников П.И. Микроэкономика в цифрах. СПб., 1998.
6. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике: Учебник. М.:Изд-во Моск. ун-та; Изд-во "ДИС", 1997.
7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс, 1999. Гл. 27.
8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1998. Гл. 12.
Тема 7. Олигополия
Основные характеристики рынка олигополии. Однородность и дифференцированность продукта. Степень влияния на рыночные цены. Барьеры. Основные модели олигополистического поведения. Специфика поведения. Модели кооперированной и некооперированной олигополии. Модели Курно, Штакельберга. Модель ломаной кривой спроса. Модель картеля. Модель ценового лидерства. Ценовая координация и неценовая конкуренция.
Список литературы
1. Экономическая теория (политэкономия): Учебник. М.:ИНФРА-М, 1997. Гл.10.
2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2 т. СПб.: Экономическая школа, 1994. Гл.11.
3. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов. М.:ЮНИТИ, 1997. Гл.26,27.
4. Томпсон А., Формби Д. Экономика фирмы. М.: ЗАО; Изд-во "БИНОМ", 1998. Гл.13.
5. Теория фирмы. сер. "Вехи экономической мысли".Вып.2/ Под ред. В.М.Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995.
6. Гребенников П.И. Микроэкономика в цифрах. СПб., 1998.
7. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике: Учебник. М.:Изд-во Моск. ун-та; Изд-во "ДИС", 1997.
8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс, 1999. Гл. 27.
9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1998. Гл. 12.