Потребности и их классификация
Система человеческих потребностей многогранна, структура ее постоянно меняется и усложняется с развитием производительных сил и всей совокупности экономических отношений. Поэтому дать однозначного определения, характеризующего сущность всех составляющих потребностей представляется невозможным.
Потребность вообще как общечеловеческая категория – это нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человека или общества, требующая удовлетворения. Следовательно, потребности характеризуются как состояние нужды, неудовлетворенности человека, которых он стремится преодолеть или устранить.
Исходными основами теории экономического анализа во все времена были и остаются материальные, т.е. экономические потребности и способы их удовлетворения. Особенностью потребностей является их неограниченность. Это первый фундаментальный факт экономической теории
Все многообразие потребностей людей можно систематизировать, классифицировать по разнообразным анализируемым признакам:
По субъектам (носителям потребностей) потребности различают на индивидуальные, групповые, коллективные и общественные.
По объекту (предмету, на которые они направлены) потребности людей подразделяются на материальные (экономические), духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические ( касающиеся искусства).
По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности).
По степени важности и очередности удовлетворения, английский экономист А.Маршалл, ссылаясь на немецкого экономиста Германна, потребности подразделил на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие.
В целом же обобщенно, все виды потребностей, формирующиеся и развивающиеся в человеческом обществе условно можно подразделить на три большие группы: материальные, социальные и духовные. В свою очередь материальные, т.е. экономические потребности подразделяются на личные (потребности человека в пище и т.д.) и общественно-производственные, связанные с обеспечением нормального функционирования процесса труда.
Структура потребностей и их удовлетворения во многом зависит от уровня доходов населения. Согласно утверждениям Эрнеста Энгеля, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода, его доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, в то же время как доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Для обоснования своего закона, он потребности людей, повышающиеся по мере роста качества жизни, подразделил на три основные группы:
1.продовольственные товары;
2.промышленные товары, входящие в обычный набор потребителя (одежда, обувь и т.д. );
3.высококачественные товары и услуги длительного пользования (мебель, телевизоры, видеомагнитофоны, автомобили и т.д.).
Сущность объективно действующего всеобщего закона возвышения потребностей заключается в том, что потребности людей находятся в постоянном процессе изменения и возрастания: появляются новые и отмирают старые, меняется структура, совершенствуется качество и увеличивается количество потребностей.
На основе анализа истории человеческого развития американский ученый А. Маслоу разработал теорию потребностей. Эта теория представлена в сложной структурной схеме, получившей название пирамиды потребностей. Главным принципом построения – принцип иерархии, т.е. первые группы потребностей низшего порядка, а последние – высшего порядка.
1.Физиологические потребности, необходимые для выживания (органические потребности в еде, питье, отдых т.д.).
2.Потребности в безопасности и уверенности в будущем (стремление чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, боли, гнева и др. жизненных неудач).
3.Социальные потребности – чувство принадлежности к чему-нибудь, чувства социального взаимодействия, поддержки (стремление принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанными и принятыми ими).
4.Потребности в уважении, почитании (стремлении к компетентности, достижению успехов, одобрению, признанию, авторитету).
5.Потребности в самовыражении (само актуализации) – нужда в реализации своих потенциальных возможностей в росте как личности, стремление к развитию собственной личности.