Рынок ресурсов. Рыночное равновесие на рынке ресурсов. Особенности формирования цен на ресурсы.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (факторы производства)
Выделяют четыре фактора производства:
1. Природные ресурсы (земля) - так называют все естественные
ресурсы, применяемые человеком в процессе производства, т.е. все то, что
может быть использовано в производстве в первозданном виде. К ним
относятся: сельскохозяйственные угодья, леса, недра, воздух, ископаемые.
2. Капитал (инвестиционные ресурсы) - это все средства производства, созданные человеком. К нему относятся: здания, сооружения, машины, оборудование, инструменты. Процесс производства и накопления средств производства называют инвестированием.
"Капитал" как экономический ресурс не подразумевает деньги. Деньги как таковые ничего не производят, а, следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал - инструменты, машины, оборудование и т.д. - это экономический ресурс; деньги или финансовый капитал, таким ресурсом не являются, они опосредствуют процесс производства.
3. Труд - это совокупность знаний, умений, навыков, физических и
интеллектуальных способностей человека, т.е. рабочая сила, которую он
пускает в ход при производстве продукта.
4. Предпринимательская способность - это особый фактор
производства, соединяющий в процессе производства все остальные
факторы в единую систему. Предпринимательская способность - это
способность принятия решения и способность рисковать. Она
характеризуется инициативностью, решительностью, новаторством,
рискованностью.
В современной экономике рынки факторов производства также включают рынки информационных технологий.
Все производственные ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим коренным свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве.
Редкость - это условия, когда наши потребности превосходят ограниченные ресурсы, способные удовлетворить эти потребности. Другими словами, редкость - это ситуация, когда чего-то не хватает на всех.
Редкость - основная экономическая проблема, с которой сталкиваются как отдельные индивидуумы, так и все общество в целом. Редкость ресурсов, с помощью которых осуществляется процесс производства различных товаров, вынуждает делать выбор между относительно редкими товарами.
Таким образом, редкость предопределяет выбор, т.е. выбор является следствием редкости. Т.е. если бы не существовала редкость, не надо было бы и выбирать.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКАХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
Рынок ресурсов. Рыночное равновесие на рынке ресурсов. Особенности формирования цен на ресурсы.
В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена, т.е. цена, которая устраивает одновременно и покупателя и продавца.
Рыночный спрос и предложение на рынке совершенной конкуренции отображены известными кривыми спроса и предложения, пересечение которых определяет рыночное равновесие, т.е. действующую в данный момент цену фактора.
Важной чертой спроса на факторы производства является его производный характер, т.е. он зависит, прежде всего, от спроса на тот товар, который производят с помощью этого ресурса. Спрос на ресурс зависит также и от цены изготавливаемого продукта. Спрос на ресурс прямо пропорционален производительности самого ресурса (т.е. количеству готовой продукции, полученной с помощью единицы ресурса). Производительность ресурса не является величиной постоянной.
В краткосрочном периоде, т.е. когда как минимум один из используемых факторов производства является постоянным и не меняет своей величины, переменный фактор может наращивать свою производительность лишь до определенного момента. Это закон убывающей производительности и убывающей отдачи – увеличение использования одного переменного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе ведет к прекращению роста отдачи, а затем и к сокращению.
Предельный продукт фактора производства (МР) — это прирост готовой продукции, достигаемый за счет использования дополнительной единицы ресурса. В краткосрочном периоде МР вначале растет, а затем начинает понижаться.
Стоимость предельного продукта фактора производства (VMP) представляет собой произведение предельного продукта фактора на цену товара, т.е. VMP = МР х Р.
Предельный доход от предельного продукта фактора производства (MRP) — это прирост выручки, полученный в результате применения дополнительной единицы фактора производства. MRP = МР х MR., где MR – предельный доход от единицы выпуска
Если рынок готовой продукции совершенно конкурентен, то цена товара равна предельному доходу от его производства. Следовательно, в этом случае стоимость предельного продукта фактора производства равна предельному доходу от предельного продукта фактора производства, т.е. VMP = MRP.
Рассмотрим поведение фирмы в краткосрочном периоде, когда как минимум один фактор является переменным, т.е. именно на него фирма предъявляет спрос. Равновесие фирмы наступит в точке, где MRP = MRC.В этой точке фирма максимизирует прибыль. Для конкурентного рынка факторов производства формула имеет вид: MRP=Р. Фирма будет потреблять факторы производства до тех пор, пока не сравняются ее предельные издержки (МС) и предельные доходы от использования дополнительной единицы ресурса.
Предприниматель стремится выбрать такую технологию, которая позволяет минимизировать издержки, и отдает предпочтение, как правило, относительно более дешевому фактору. Это эффекта замещения. Однако рост цены одного из факторов может оказывать и другой эффект — эффект выпуска продукции. Рост цены одного из факторов повышает общий уровень издержек производства.
Предпринимателя интересует не только цена факторов, но и их производительность. Издержки минимизируются, когда один рубль вложений в разные факторы производства обеспечит равновеликий прирост продукции. Другими словами, МР2/Р2=МР1/Р1,где 1 — труд; 2 — капитал.
Может оказаться, что несколько комбинаций ресурсов позволяют минимизировать издержки в равной степени. Необходимо ввести дополнительные критерии выбора: критерий заданного выпуска продукции (фирма выбирает из равновеликих издержек комбинаций ресурсов ту, которая обеспечивает выпуск требуемого объема товаров); максимизация прибыли (прибыль максимизируется, когда предельный доход от фактора производства равен цене этого фактора). Этот же подход применим и при множестве используемых факторов: наращивать применение каждого ресурса следует до тех пор, пока предельный доход от фактора не станет равен его цене: MRP2/P2= MRP1/P1.