Основные подходы к определению функциональных квалификационных требований
3.1 Определение требований к направлению подготовки (специальности)[8]
В разных государственных органах реализуются различные направления деятельности и специализации по направлениям деятельности.
Для качественного исполнения должностных обязанностей гражданские служащие должны обладать направлением подготовки (специальностью) профессионального образования, стажем (опытом) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональными знаниями и навыками, соответствующими направлениям деятельности и специализациям по направлениям деятельности.
Профессиональные знания и навыки приобретаются в рамках получения профессионального образования посредством получения профессионального образования по конкретному направлению подготовки (специальности), а также впоследствии в ходе трудовой или профессиональной служебной деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования и высшего образования содержат область и вид профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка, а также компетенции, которыми должны обладать выпускники. Исходя из содержания указанных федеральных государственных образовательных стандартов, компетенции, под которыми понимаются профессиональные навыки и умения, предполагающие профессиональные знания, различаются в зависимости от направления подготовки (специальности), направленности (профиля) профессионального образования.
Таким образом, для отбора на гражданскую службу граждан, обладающих компетенциями, необходимыми для исполнения должностных обязанностей в соответствии с направлениями деятельности, реализуемыми в государственных органах, и специализациями по направлениям деятельности, а также в целях обеспечения востребованности выпускников с конкретным образованием государственным органам необходимо руководствоваться изложенным гибким подходом, предусматривающим установление направления подготовки (специальности) профессионального образования в зависимости от направлений деятельности, реализуемых в государственном органе, и специализаций по направлениям деятельности.
Установление государственным органом направлений (специальностей) профессионального образования не противоречит положениям Федерального закона № 79-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ в должностной регламент включаются квалификационные требования к образованию, что предполагает возможность установления направления подготовки (специальности) профессионального образования.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.
Применительно к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы, квалификационным требованием к которым является наличие высшего образования, главным образом указанные профессиональные знания и навыки определяются направлением подготовки (специальностью) образования.
В этой связи указание направлений подготовки (специальностей) высшего образования в должностных регламентах гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы, а также предъявление соответствующих требований к кандидатам на замещение вакантных должностей гражданской службы являются правомерными.
Пунктом 4 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. Таким образом, относительно необходимости установления специальности среднего профессионального образования часть 4 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ прямо предусматривает в числе квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы требование наличия среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
Следует учитывать, что, несмотря на возможность определения направления подготовки (специальности) профессионального образования, устанавливать его не всегда целесообразно.
При решении данного вопроса необходимо учитывать характер выполняемой профессиональной служебной деятельности.
В случае если исполнение должностных обязанностей по должности определенного направления деятельности и специализации по данному направлению деятельности возможно при наличии профессионального образования любого направления подготовки (специальности), целесообразно определить только уровень профессионального образования в соответствии с пунктом 2.1 Методического инструментария. К таким должностям могут относиться должности, исполнение должностных обязанностей по которым реализуется в соответствии с направлением деятельности «Организационное обеспечение деятельности государственного органа» и специализациями «Организация документационного обеспечения», «Организационное обеспечение подготовки и проведения мероприятий» и иными специализациями.
Кроме того, необходимость установления направления подготовки (специальности) профессионального образования может определяться исходя из категории должностей гражданской службы, к которой относится должность.
Определение направления подготовки (специальности) профессионального образования приобретает особую важность для должностей категории «специалисты», должностные обязанности по которым касаются трудовой деятельности, связанной с анализом положений законодательства Российской Федерации, что требует углубленных профессиональных знаний положений конкретных нормативных правовых актов и документов и соответствующих профессиональных навыков.
Наименее важным является установление конкретного направления подготовки (специальности) профессионального образования для должностей категории «руководители», а также, как правило, категории «помощники (советники)» в связи с тем, что исполнение должностных обязанностей по должностям указанных категорий связано с осуществлением руководства, организации, включая постановку задач перед подчиненными, в том числе подчиненных в линейном и функциональном подчинении, а также стратегического планирования государственного органа в целом или структурного подразделения.
К должностям конкретной категории и группы должностей по отдельному направлению деятельности и специализации по направлению деятельности может устанавливаться требование к наличию одного направления подготовки (специальности) профессионального образования или нескольких направлений подготовки (специальностей) профессионального образования в качестве альтернативы.
Исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 12 и пункта 1 части 2 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ следует, что представителем нанимателя может быть также установлено в должностном регламенте квалификационное требование к профессиональному образованию: высшее образование конкретного направления подготовки (специальности), соответствующего направлению и специализации деятельности государственного органа, или высшее образование любого направления подготовки (специальности) при наличии дополнительного профессионального образования по программе дополнительного профессионального образования в конкретной области.
Учитывая, что на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации в соответствии с частью 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ направлена программа профессиональной переподготовки, в данном случае в качестве дополнительного профессионального образования выступает профессиональная переподготовка.
Необходимость данного подхода также обусловлена положениями пункта 16 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации», которым установлено право гражданского служащего, имеющего диплом о дополнительном (к высшему) образовании, претендовать на замещение должностей гражданской службы, квалификационными требованиями по которым предусмотрено наличие высшего образования соответствующего профиля.
Пунктом 2 части 10 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждает документ о квалификации (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке);
Следует отметить, что подпунктом «б» пункта 15 указанного постановления Правительства Российской Федерации для получения дополнительной квалификации по результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдается диплом о дополнительном (к высшему) образовании только лицам, прошедшим обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе объемом более 1000 часов.
Например, к кандидатам, претендующим на замещение должностей категорий «руководители» и «специалисты» высшей, главной и ведущей групп в рамках направления деятельности «Государственная служба и кадры», могут предъявляться требования о наличии высшего образования не ниже уровня специалитета или магистратуры по направлению подготовки (специальности) «Менеджмент», «Управление персоналом» и «Государственное и муниципальное управление» или высшего образования указанного уровня любого направления подготовки (специальности) при условии наличия диплома о профессиональной переподготовке, подтверждающего освоение программы профессиональной переподготовки в соответствующей области объемом более 1000 часов.
Важность определения направления подготовки (специальности) также обусловлена необходимостью определения стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки.
Согласно части 1 статьи 62 Федерального закона № 79-ФЗ дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
Требования к дополнительному профессиональному образованию предъявляются к области знаний, на которую ориентирована программа дополнительного профессионального образования, освоение которой подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.
Требование к наличию дополнительного профессионального образования в конкретной области устанавливается, когда к кандидату, претендующему на замещение должности конкретной категории и группы должностей по конкретному направлению деятельности и специализации по направлению деятельности недостаточно предъявления требования только к направлению подготовки (специальности) высшего образования или среднего профессионального образования. Например, к кандидатам, претендующим на замещение должности конкретной группы и категории должностей гражданской службы, может устанавливаться требование к направлению подготовки (специальности) высшего образования или среднего профессионального образования и отличной от него области знаний, на которую ориентирована программа дополнительного профессионального образования.
При определении направлений подготовки и (или) специальностей высшего образования, а также специальностей среднего профессионального образования рекомендуется руководствоваться:
Перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061;
Перечнем направлений подготовки высшего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. № 337;
Перечнем специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 355;
Перечнем направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1136;
Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОК 009-2003), утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 сентября 2003 года № 276-ст.
Кроме указания в профиле должности и должностном регламенте определенных направлений подготовки (специальностей) профессионального образования в соответствии с указанными нормативными правовыми актами следует делать запись также о том, что соответствующими требованиям являются иные направления подготовки (специальности), для которых законодательством Российской Федерации установлены соответствия. В настоящее время указанные соответствия утверждены приказом Минобрнауки России от 17 февраля 2011 г. № 201 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. № 337, направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1136, направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. № 276-ст».
3.2 Определение требований к профессиональным знаниям и навыкам[9]
Требования к профессиональным знаниям и навыкам определяются с учетом направления деятельности и специализации по направлению деятельности, а также включаемых в профиль должности соответствующих целей и задач, на реализацию которых ориентировано исполнение должностных обязанностей по должностям конкретных категорий и групп должностей.
Профессиональные знания могут включать:
знание законодательства Российской Федерации, включая конкретные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы, связанные с направлением деятельности и специализацией по направлению деятельности[10];
знание правоприменительной практики, включая конкретные определения и постановления судов Российской Федерации;
знание писем государственных органов, содержащих разъяснения по соответствующим вопросам;
иные знания, связанные с направлением деятельности и специализацией по направлению деятельности. Например, требование к знанию особенностей банковской системы Российской Федерации для категории «руководители» ведущей группы должностей гражданской службы и направления деятельности «Финансовый контроль» и специализации по данному направлению деятельности «Урегулирование задолженности и обеспечение процедур банкротства», реализуемых в Федеральной налоговой службе.
Конкретные нормативные правовые акты, определения и постановления судов Российской Федерации, письма государственных органов, рекомендуется включать в профиль должности и должностной регламент с указанием их основных реквизитов (например, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Требования к профессиональным навыкам содержат конкретные профессиональные навыки, заключающиеся в способностях применения профессиональных знаний, которыми необходимо обладать для исполнения обязанностей по должностям конкретных категорий и групп должностей в зависимости от направления деятельности и специализации по направлению деятельности. Например, требование к навыку представления интересов Российской Федерации в делах о банкротстве для категории «руководители» ведущей группы должностей гражданской службы и направления деятельности «Финансовый контроль» и специализации по данному направлению деятельности «Урегулирование задолженности и обеспечение процедур банкротства», реализуемых в Федеральной налоговой службе.
Следует отметить, что знание государственного языка Российской Федерации (русского языка), правовые знания, включая Конституцию Российской Федерации, законодательство о гражданской службе, законодательство о противодействии коррупции, знания основ документооборота и делопроизводства, знания и навыки в области информационно-коммуникационных технологий, включенные в базовые квалификационные требования и содержащиеся в первом разделе Справочника, отражают минимальный уровень квалификационных требований, необходимый для замещения всех должностей гражданской службы вне зависимости от направлений деятельности и специализаций по направлениям деятельности.
В случае если для должностей конкретной категории и группы характер исполняемых должностных обязанностей требует более углубленных указанных знаний и навыков, содержащихся в базовых квалификационных требованиях, то они включаются в функциональные квалификационные требования.