Тема 1. Ключевые понятия и теоретические основы бизнес моделей и деловых культур
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ имени АБЫЛАЙ ХАНА
Утверждаю»
проректор по учебной работе:
___________ Чакликова А.Т.
«____» _________2016 год
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
(УМКД)
По дисциплине
«BMDKIR 4206 - Бизнес модели и деловая культура изучаемого региона»
специальности «5В020900-Востоковедение»
Алматы, 2016г.
Разработчик:
кандидат политических наук, доцент Кагазбаева Э.М.
Обсужден и рекомендован на заседании кафедры языков и перевода региона Китая и АТР, протокол №___ «___» ____ 2016 г.
Заведующий кафедрой к.фил.н., доц. ________ Калибек Т.
Обсужден и рекомендован на заседании УМС факультета востоковедения,
протокол №___ «___» ____ 2016 г.
Председатель УМС факультета Курманбаева Д.Т. _________
«Согласовано»
декан факультета востоковедения к.и.н, доцент _________ Ужкенов Е.М.
«___» ___________ 2016г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЙ И МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ ИМЕНИ АБЫЛАЙ ХАНА
ФАКУЛЬТЕТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
КАФЕДРА ЯЗЫКОВ И ПЕРЕВОДА РЕГИОНА КИТАЯ И АТР
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 5В020900-ВОСТОКОВЕДЕНИЕ
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
_________ Чакликова А.Т.
«___»____________ 2016 год
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине:
Бизнес модели и деловая культура изучаемого региона
Форма обучения: дневная
Курс: 4 семестр: 7
Объем учебных кредитов: 3
Аудиторных: 45 часов
Лекций: 30 часов
Семинарских занятий: 15 часов
Лабораторных (практических) _ часов
СРОП: 45 часов
СРО: 45 часов
Всего: 135 часов
Экзамен 7 семестр
АЛМАТЫ 2016
Рабочая учебная программа дисциплины «Бизнес модели и деловая культура изучаемого региона» составлена на основании типовой программы по специальности специальности 5В020900 – «Востоковедение».
Обсуждена
На заседании кафедры языков и перевода региона Китая и АТР
«___» ___________ Протокол № ____
Зав. кафедрой к.ф.н., доц. ___________ Калибек Т.
Одобрена учебно-методическим советом
факультета востоковедения
«___» ___________ Протокол № ____
председатель УМС факультета __________ Курманбаева Д.Т.
«Согласовано»
Декан факультета востоковедения, к.и.н, доцент _______ Ужкенов Е.М.
«___ » ____________ 2016 г.
Пояснительная записка
Цель курса:формирование целостного представления о современной цивилизации как совокупности межкультурных взаимоотношений, освоение будущими специалистами суммы знаний об истоках и путях формирования бизнес-модели и деловой культуры региона Китая и АТР.
Задачи данной дисциплины:
- изучение специфики бизнес моделей и деловой культуры Китая и ряд стран АТР;
- исследование взаимосвязи общих, единых подходов в управлении изучаемого региона;
- показать объективную зависимость бизнес модели от национальной культуры;
- раскрыть зависимость формирования и развития школ управления от процессов глобализации бизнеса и характерных черт национальной культуры и традиций во взаимоотношениях между людьми.
Студент должен знать:
- особенности национальных бизнес-культур Китая и ряд стран АТР, основные характеристики национальных бизнес моделей и деловых культур; осознавать роль и влияние, которое национальная культура оказывает на существующие в странах изучаемого региона модели менеджмента.
- основные характеристики национальных моделей менеджмента организации;
- осознавать роль и влияние, которое национальная культура оказывает на существующие в различных регионах мира, модели менеджмента;
- систему культурных концепций, образующих культурную и специфичную среду изучаемого региона;
-систему ценностей изучаемой страны и родного края и формы их проявления;
- национальные и культурные особенности вербального и невербального общения.
Студент должен уметь:
- классифицировать межкультурные параметры; сравнивать бизнес модели и деловые культуры изучаемого региона и применять на практике теоретические методы и стратегии современного управления с учетом мирового опыта; использовать межкультурные особенности управления для принятия оптимальных решений в конкретных условиях; при выработке и принятии решения использовать поведенческие закономерности и национально-культурные особенности, присущие национальным культурам стран изучаемого региона; выявлять причины межкультурных конфликтов и выбирать способы и методы их регулирования, с учѐтом национальных и межкультурных особенностей.
- при выработке и принятии решения использовать поведенческие закономерности и национально-культурные особенности, присущие различным национальным культурам;
- выявлять причины межкультурных конфликтов и выбирать способы и методы их купирования, с учётом национальных и межкультурных особенностей;
- оценивать эффективность управленческих действий по развитию организации с учетом национальных моделей менеджмента.
- выявлять сходства и различия в деловых культурах стран изучаемого региона;
- проявлять толерантность и уважение к недопониманию возникшим на почве кросс-культурных различий;
- осознавать особенности вербальной и невербальной коммуникации учитывая культурные и национальные особенности;
- пополнить, расширить и реализовать полученные знания на практике; использовать полученные знания в исследованиях и профессиональной деятельности.
Студент должен владеть:
-навыками межкультурных коммуникаций; методами организации, координации и контроля процессов управления в организации с учетом бизнес моделей и моделей национального менеджмента;
методами руководства и лидерства в рабочих группах и командах с учетом национально-культурных особенностей персонала; навыками моделирования ситуаций и принятия решений на основе национальных деловых культур и моделей менеджмента.
Курс | Семестр | количество кредитов | Общая трудоемкость в часах | Распределение академических часов по семестрам и видам занятий | Форма итогового контроля | ||||||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | КР | Всего | СР)(час) | СРО | |||||
- | - | Экзамен |
Примечание: Один кредит равен одному академическому часу аудиторной работы студента в неделю (1 кредит = 1 акад. час); КР- курсовая работа, СРСП – самостоятельная работа студента под руководством преподавателя; СРС – самостоятельная работа студента.
Пререквизиты дисциплин:Дисциплина базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении следующих дисциплин: Теория и практика межкультурной коммуникации, Современные модернизационные процессы на Востоке.
Постреквизиты дисциплин: Данная дисциплина должна создать необходимую базу для изучения следующих дисциплин: Политический менеджмент и политические процессы в странах Востока, Политический менеджмент и политические технологии в странах Востока, Политические риски в странах Востока
Курс состоит из проблемно- ориентированного курса лекций, предполагающего дискуссионно - полемические обсуждение их предметного содержания. Такая процедура построения учебного курса основывается на предварительной информационной подготовленности студентов по материалам тематик и проблем указанного курса, готовности студентов к аргументированному обсуждению проблем предстоящей лекции.
Дисциплина должна создать необходимую теоретико–практическую платформу для написания дипломного проекта с использованием знаний, полученных при прохождении курса. Для этого преподаватель заранее должен обеспечить студентов проблемными вопросами и списком литературы предстоящих лекций. Студенты должны читать материалы перед каждой лекцией.
Календарно-тематический план дисциплины
«Бизнес модели и деловая культура изучаемого региона»
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||||
Всего | Лекции | Прак. зан. | СРОП | СРО | ||
Ключевые понятия и теоретические основы бизнес моделей и деловых культур | - | |||||
Экономические модели в современном мире | - | |||||
Классификация деловых культур народов мира | - | |||||
Национальная культура: ее влияние на процессы управления | - | |||||
Место современного Китая на мировой бизнес-арене | ||||||
Этнопсихологические особенности китайцев в контексте делового сотрудничества | - | - | ||||
Деловой этикет в Китае | - | - | ||||
Отношение китайских деловых партнеров к ведению бизнеса | - | - | ||||
Стратагемность как специфика китайской деловой культуры | - | - | ||||
Сравнение менталитета иностранцев и китайцев | ||||||
Японская и американская бизнес модели | - | - | ||||
Культурные особенности Японии в процессе принятия решений | - | |||||
Особенности американской деловой культуры | - | |||||
Бизнес модель и деловая культура Республики Корея | - | |||||
Управление мотивацией в изучаемом регионе | ||||||
Итого: |
Содержание дисциплины «Бизнес модели и деловая культура изучаемого региона»
Тема 1. Ключевые понятия и теоретические основы бизнес моделей и деловых культур
Термины «бизнес модели», «деловая культура», «деловая этика», «деловое общение». Параметры кросс - культурного сравнения: религия, язык, использование личного и социального пространства, отношение к природе, отношение к формальностям.Национальная культура. Вербальная коммуникация, паравербальная коммуникация, невербальная коммуникация. Модели исследования деловых культур:Модель Ричарда Льюиса, Модель Герта Хофстеда, Модель Эдварда Холла, Модель Тромпенаарса. Модель Тромпенаарса.
Основные понятия:бизнес модели, деловая культура, деловая этика, деловое общение, кросс-культурное сравнение, национальная культура.
Основная литература:
1.Алёхина И.В. Имидж и этикет делового человека. М.: изд-во Дело, 2001. - 112 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 414 с.
3. Асадов А.Н., Покровская Н.Н., Косалимова О.А. Культура делового
общения. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.-156с.
4. Богучарский Е.М. Этнокультура и дипломатия. М:МГИМО Университет, 2011. – 180 с.
Дополнительная литература:
1. Буров В.Г. Китай и китайцы глазами российского ученого. М.: ИФ РАН, 2000. - 204 с.
2. Буяров Д.В. Современный Китай: Социально-экономическое развитие, национальная политика, этнопсихология. М.:КРАСАНД, 2011. – 294 с.
3. Девятов А. Бизнес с китайцами. М.: «Книга по требованию», 2013. –
298 с.
4. Девятов А. Красный дракон. Китай и Россия в XXI веке. .:Алгоритм,
2002. – 288 с.
5. Дейк А. Язык. Познание.коммуникация. М.: Прогресс, 1989. - 312 с.