Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
по направлению подготовки 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ
профиль «Менеджмент организации»
Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР
Принят на заседании Учебно-методического Совета
Института МИРБИС
Протокол № ______ «____» ___________________2012г.
Рекомендован на заседании кафедры____________________
____________________________________________________________
Протокол № _______ «____» ___________________2012г.
Обновлен на заседании кафедры:
Протокол № _______ «____» ___________________2013г.
Протокол № _______ «____» ___________________2014г.
Протокол № _______ «____» ___________________2015г.
Москва 2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
по направлению подготовки 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ
профиль «Менеджмент организации»
Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи дисциплины.. 4
1.1 Цель дисциплины.. 4
1.2 Основные задачи дисциплины.. 4
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.. 4
3. Требования к результатам освоения дисциплины.. 5
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 7
5. Содержание дисциплины.. 8
5.1. Содержание разделов дисциплины.. 8
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. 30
5.3 Разделы дисциплины и виды занятий. 30
6. Лабораторный практикум. 30
7. Практические занятия и семинары.. 31
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) и рефератов. 31
8.1. Примерная тематика курсовых проектов (работ) 31
8.2. Примерная тематика рефератов. 36
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 37
9.1. Основная литература. 37
9.2. Дополнительная литература. 37
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 39
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.. 39
11.1. Формы и методы преподавания дисциплины.. 39
11.2. Методические рекомендации преподавателю.. 40
11.3. Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины.. 41
11.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 41
11.5. Формы и оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итогового контроля знаний студентов. 42
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины
Цель дисциплины состоит в том, что бы студенты овладели теоретическими знаниями и практическими навыками в области управления социально-экономическими системами, основ принятия управленческих решений, связанных с операционной и стратегической деятельностью предприятий в разрезе основных функциональных сфер.
Основные задачи дисциплины
· раскрыть теоретические основы менеджмента как науки и практики на всех уровнях управления;
· раскрыть методы принятия стратегических и тактических решений в управлении предприятием;
· сформировать компетенции в области анализа и синтеза управленческих систем;
· сформировать управленческие компетенции по планированию, организации, мотивации, контролю и координации в деятельности предприятия.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «Теория менеджмента» относится к учебным дисциплинам базовой части и относится к общенаучному циклу основной образовательной программы (далее — ООП) направления подготовки 080200.62 «Менеджмент».
Современный квалифицированный специалист в области управления должен хорошо знать не только общие закономерности и тенденции развития рынка, методы управления людьми и бизнес-процессами, производственную технологию, но и досконально понимать проявления общих, специфических и частных экономических законов в практике своего предприятия, своевременно замечать тенденции и возможности повышения эффективности производства продукции и услуг.
Предшествующие дисциплины, обязательные для изучения данной дисциплины: «Философия», «Экономическая теория», «Макроэкономика» и «Микроэкономика» и др.
Дисциплина «Теория менеджмента» является логической основой для изучения курса «Производственный и операционный менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управление человеческими ресурсами» и др., а также, в дальнейшем, вопросы, изучаемые в данной дисциплине, находят отражение в выпускной квалификационной работе.
Для изучения дисциплины «Теория менеджмента» обучающийся должен:
обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);
- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
- способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);
- умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);
- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
- умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
- умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);
- способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);
- владеть одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность (ОК-14);
- пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);
- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);
- способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);
- способностью придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22).
обладать профессиональными компетенциями:
организационно-управленческая деятельность:
- готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);
информационно-аналитическая деятельность:
- способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);
- способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);
- способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);
- знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);
- владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);
предпринимательская деятельность:
- умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);
Обладающий вышеуказанными компетенциями обучающийся обязан:
знать:
экономические основы поведения организаций
уметь:
применять информационные технологии.
владеть:
основами экономических знаний.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения данного курса студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
- способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);
В результате изучения данного курса студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
организационно-управленческая деятельность:
- знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);
способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);
- готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);
- способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);
- способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);
- владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);
- способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
- готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);
- знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22);
информационно-аналитическая деятельность:
- умением моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов (ПК-35);
- умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);
- умением проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37);
предпринимательская деятельность:
- способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).
В результате изучения данного курса каждый студент должен:
Знать:
- основные этапы развития менеджмента как науки и профессии;
- принципы развития и закономерности функционирования организации;
- роли, функции и задачи менеджера в современной организации;
- основные бизнес-процессы в организации;
- принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;
- типы организационных структур, их основные параметры и принципы проектирования;
- основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;
- виды управленческих решений и методы их принятии;
- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами.
- типы организационной культуры и методы ее формирования;
- основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений;
Уметь:
· анализировать организационную структуру и уметь разрабатывать предложения по ее совершенствованию;
· анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;
· организовывать командное взаимодействие для управленческих задач;
Владеть:
- методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);
- актуальными методами воздействия на поведение в организации.