Разновидности межстрановых компаний
Тип компании | Основные характеристики |
Международная | Сохраняет значительный контроль над системами управления дочерней компании и маркетинговой политикой, но в меньшей степени, чем глобальные компании. Продукция и технологии разрабатываются для внутреннего рынка и распространяются на другие страны со схожими рыночными характеристиками, а затем повсюду. Гибкое управление жизненным циклом продукции. |
Многонациональная | Определяет финансовую политику, но в то же время предоставляет дочерней компании значительную автономию при разработке стиля управления и при решении местных производственных и рыночных проблем. |
Транснациональная | Сочетает свойства многонациональной, глобальной, международной моделей. Продукты должны быть конкурентноспособны в мировом масштабе, однако видоизменяются и адаптируются в соответствии с требованиями местных рынков. Наряду с централизацией в главном правлении одних ресурсов другие распределяются среди дочерних компаний и интегрируются в результате сильной взаимозависимости. |
Глобальная | Централизует свою стратегическую, управленческую и маркетинговою политику. Выгода достигается за счет экономии и деятельности мирового масштаба. Продукция разрабатывается для удовлетворения потребностей целого ряда стран. Специфические местные потребности нередко игнорируются. |
Что такое многонациональная корпорация. Особым видом корпорации, переросшей национальные рамки и осуществляющей свою деятельность на мировом рынке посредством заграничных филиалов и дочерних обществ, является многонациональная корпорация (МНК). Это национальная компания с зарубежными активами, т. е. национальная по капиталу и контролю, но международная по сфере своей деятельности. Образование подконтрольных зарубежных предприятий (дочерних обществ и филиалов) происходит на основе экспорта капитала крупнейшими национальными корпорациями. В современных условиях многонациональные корпорации превратились в один из основных субъектов мирового рынка.
Особенности многонациональных корпораций:
• образуют подконтрольные зарубежные предприятия (дочерние общества и филиалы) на основе экспорта капитала крупнейшими национальными корпорациями;
• имеют определенную страну базирования или страну официальной юридической регистрации головного органа;
• имеют производственную направленность;
• имеют жестко централизованный характер управления.
В настоящее время процесс развития и роста многонациональных корпораций приобретает все большую масштабность, что свидетельствует об углублении интернациона-лизационных процессов в мировом хозяйстве на современном этапе.
Организационные структуры управления многонациональными корпорациями напрямую связаны с их характеристиками. Несмотря на обширную сеть зарубежных филиалов, представительств и дочерних фирм, многонациональные корпорации имеют определенную страну базирования или страну официальной юридической регистрации головного органа. Высший управленческий состав головного органа наделен полномочиями по осуществлению контроля за всей «пирамидой» компании, в том числе за ее зарубежными подразделениями. Это придает системе управления жестко централизованный характер.
В децентрализованных многонациональных корпорациях основным хозяйственным звеном становятся так называемые центры прибыли или автономные подразделения.
Современная перестройка управления многонациональными корпорациями непосредственно связана с развитием науки и техники и в первую очередь с компьютеризацией функций внутри компании. Использование электронной почты, электронной передачи данных позволяет гибко и активно управлять глобальными процессами в компании из головного органа, давая возможность осуществлять маневренное тактическое управление на местах. Организационные формы управления многонациональными корпорациями изменяются по мере развития и адаптации к новым условиям хозяйствования.
7.1.2. Сетевые организации
Сетевая организация представляет собой средоточие самостоятельных фирм или специализированных единиц, координируемых с помощью рыночных механизмов и взаимосвязанных цепочкой заказов и договорных отношений.
Характеристики основных типов сетевых организаций. Сетевые организации имеют несколько типов (рис. 7.1):
а) внутренние сети;
б) стабильные сети;
в) динамичные сети.
Внутренние сети образуются посредством создания системы свободного предпринимательства в рамках больших организаций. Основной заложенный в них принцип — взаимодействие между подразделениями организации на основе рыночных цен. Например, подразделения, производящие комплектующие изделия, должны предлагать их сборочным подразделениям по конкурентоспособным рыночным ценам. Эти же подразделения могут торговать своей продукцией и с внешними организациями. Примером внутренней сети может служить компания «Дженерал моторс».
В стабильных сетях значительная часть работ передается подрядчикам, которые могут не принадлежать основной компании. Примером стабильной сети является компания BMW, у которой более 50% суммарных производственных затрат приходится на оплату услуг подрядчиков. Такая форма позволяет получать конкурентные преимущества за счет узкой специализации подрядчиков.
В некоторых сферах бизнеса, например в производстве одежды, издательском деле, биотехнологии, электронике и т.д., все большее распространение получает такая форма организации бизнеса, какдинамическая сеть. Головная организация управляет капиталами и другими организациями в рамках достижения своих целей, фактически являясь ядром или «системным интегратором». Она привлекает внешних независимых разработчиков, производителей, поставщиков, дистрибьюторов. Как правило, ее главные активы — уникальные воплощенные идеи, имидж, способность оперативно реагировать на внешние изменения и исключительно профессиональное управление. Конкурентные преимущества при такой форме достигаются за счет специализации и гибкости. Основная проблема такой формы организации — высокий риск несанкционированного использования ее знаний и технологий третьими лицами.
Характеристика всех трех типов сетей представлена в табл. 7.2.
Особенностью сетевых организаций является то, что четко определенные, нацеленные и структурированные контракты управляют взаимосвязями вместо заранее установленных внутренних правил, процедур и рутинных инструкций.
Любые изменения,
Которые ограничивают
добровольность,
Становятся
Потенциальной угрозой
Для эффективности
Всей сети
Рыночные отношения внутри организаций, основанные на добровольности, нацеливают каждого партнера на определенные, точно измеренные результаты. Однако это не означает, что требуются сложные, юридически оформленные или слишком формальные контракты. Контракт может быть очень простым, предусматривая время и стоимость. В начале каждого крупного проекта определяются и разделяются обязанности, создается механизм эффективных рабочих отношений и разрешения споров.
Таблица 7.2