В реализации денежно-кредитной политики

России денежно-кредитное регулирование осуществляет Цен­тральный эмиссионный банк (Банк России), созданный в 1990 г. на базе бывшего Госбанка СССР.Центральный банк является проводником государственной денежно-кредитной политики, используя для этого преимущественно экономические методы и в редких случаях - административные. Конституция Российской Федерации, Закон о Центральном бан­ке и другие федеральные законы определяют статус Банка, его за­дачи и функции, принципы деятельности.

Главная задача Центробанка - поддержание стабильности и устойчивости национальной денежной единицы, денежного обраще­ния в стране и денежно-кредитной системы.

Правовой статус центральных банков закрепляется в правовых документах: законах о центральных банках, законах о банковской и кредитной деятельности, законах о валютном законодательстве. Обыч­но главным правовым документом, регламентирующим деятельность центрального банка, выступает закон о центральном банке, который определяет его полномочия как эмиссионного института страны.

Особенность Центрального банка России заключается в том, что он является одновременно и органом государственного управления, который осуществляет регулирование денежно-кредитной системы страны, и юридическим лицом, имеющим особый статус - иму­щество Банка отделено от имущества государства. При этом по­лучение прибыли не является целью деятельности Банка. Это иму­щество формально находится в собственности государства, однако центральный банк любой страны имеет право распоряжаться этим имуществом как собственник. Этим и отличается центральный банк от государственного, имущество которого полностью находится под контролем государства.

Вне зависимости от того, принадлежит капитал банка государству или нет, между правительством и центральным банком существуют тесные связи, так как надежность центрального банка, исходя из его особого положения в кредитной системе страны и денежно-кредитном регулировании, имеет первостепенное значение.

Взаимодействие меж­ду этими органами может осуществляться в виде двух моделей:

1) когда центральный банк является агентом министерства фи­нансов и проводником его денежно-кредитной политики;

2) когда центральный банк независим от правительства и прово­дит самостоятельную денежно-кредитную политику без давления с его стороны.

В реальности эти модели редко когда существуют и действу­ют в чистом виде. Чаще всего используется промежуточная модель, при которой реализуются принципы взаимодействия правительства и центрального банка при определенной степени его независимости.

Система Банка России включает: центральный аппарат, террито­риальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предпри­ятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безо­пасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Центрального банка.

В соответствии с Законом Банку России предписано выполне­ние множества функций: разработка и проведение единой денежно-кредитной политики; осуществление эмиссии наличных денег и организация налично-денежного обращения; установление правил осуществления расчетов в РФ; обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы страны; управление золотовалютными резервами; государственная регистрация кредитных организаций, выдача кредитным организациям лицензии на осуществление бан­ковских операций, приостановка их действия и отзыв; регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; определение порядка осуществления рас­четов с международными организациями, иностранными государ­ствами, а также юридическими и физическими лицами; установ­ление правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ; участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организация составления этого баланса; проведение анализа и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, публикация соответствующих материалов и статистических данных; осуществление иных функций в соответствии с федеральными за­конами.

Центральные банки выполняют многообразные функции, одна­ко все их можно сгруппировать в две группы функций: основные и дополнительные. Основные функции направлены на выполнение главной задачи банка - обеспечение стабильности национальной денежной единицы, а дополнительные - создают условия для ре­шения главной задачи.

Основные функции включают:

1. Регулирующие функции:

- управление совокупным денежным оборотом;

- регулирование спроса и предложения на кредит;

- регулирование сферы денежно-кредитных отношений.—

Одной из важнейших регулирующих функций всех центральных банков является разработка и осуществление денежно-кредитной политики, которая включает:

- определение направлений монетарной (денежно-кредитной) политики;

- выбор инструментов осуществления монетарной политики;

- формирование и ведение базы данных по основным показателям денежно-кредитной системы;

- осуществление исследований по проблемам экономики и денежно-кредитной сферы страны и зарубежных стран, влияющих на денежно-кредитную политику;

- разработка денежных программ, контроль за ходом их выполнения.

Не менее значимой является и функция регулирования спроса и предложения на кредит и иностранную валюту. Это регулирование осуществляется посредством интервенций на денежном и валютном рынке.

2. Контрольные функции:

- контроль за функционированием кредитно-банковской системы;

- осуществление валютного контроля.

Контроль за функционированием кредитно-банковской системы направлен на поддержание ее стабильности, наличие эффективно функционирующих кредитных институтов.

Особенности валютного контроля и валютного регулирования за­висят от общего экономического положения страны.

3. Обслуживающие функции:

- организация платежно-расчетных отношений коммерческих банков;

- кредитование правительства и банков;

- выполнение центральным банком роли финансового агента правительства.

В настоящее время по мере развития безналичных расчетов и пла­тежей банк все больше выступает в роли организатора и участника платежно-расчетных отношений. В процессе кредитования прави­тельства банк осуществляет финансирование госдолга страны и дефицита государственного бюджета. Ссуды коммерческим банкам центральный банк предоставляет при временном недостатке у них финансовых ресурсов. В качестве финансового агента правитель­ства банк ведет правительственные счета и управляет активами разных правительственных ведомств.

Дополнительные функциицентральных банков непосредствен­но с выполнением главной задачи не связаны, но обеспечивают условия для ее решения. К их числу относятся:

- проведение аналитических и статистических исследований (составление платежного, расчетного и других международных ба­лансов, исследования в сфере денежно-кредитных отношений, ис­следование конъюнктуры в реальном секторе экономики и др.);

- выпуск в обращение и обеспечение циркулирования банкнот на территории страны (контроль за производством банкнот, обеспе­чение всех банковских учреждений наличными деньгами в необхо­димом объеме);

- осуществление связей с небанковской клиентурой и предо­ставление услуг коллективного пользования (установление кор­респондентских отношений с финансовыми институтами страны, другими центральными банками, международными финансовыми организациями).

Основным органом денежно-кредитного регулирования является центральный банк страны. Как основной регулирующий орган он ре­гламентирует в своих нормативных документах специфику исполь­зования механизма денежно-кредитного регулирования, в составе которого можно выделить следующие элементы:

- стратегическое планирование и прогнозирование, которое предполагает определение на перспективу пропорций, темпов и при­оритетных направлений развития экономики, выявление изменений состава и структуры денежного оборота в целом;

- методы и инструменты воздействия, направленные на регули­рование денежно-кредитных отношений в обществе.

В результате глобального финансово-экономического кризи­са условия проведения денежно-кредитной политики центральны­ми банками существенно изменились. Необходимость обеспечения устойчивости функционирования финансового рынка и стабилиза­ции макроэкономической ситуации в целом, достаточного уровня ликвидности кредитно-банковских институтов обусловили ведущую роль денежно-кредитной политики, а значит, и Банка России как ее основного проводника.

Наши рекомендации