Роль и место транспорта в экономике Казахстана
Транспорт – одна из важнейших отраслей материального производства, обеспечивающая нужды населения во всех видах перевозок. Основными задачами отрасли я/я полное удовлетворение потребностей страны в перевозке грузов и пассажиров и обеспечение взаимных связей м/у различными регионами.
В 2011 году на транспорте число учреждений составило: 1194. Число работников: 204 тыс. Доля в ВВП: 6%. Транспортные услуги – 1,5 трлн тенге. Перевезено грузов – 3 млрд т. Перевезено пассажиров – 16, 6 млн. чел. Среднемесячная зарплата – 119 тыс. тенге.
Транспорт не производит материальных благ. Но стоимость перевозок входит в себестоимость продукции предприятий и организаций. Поэтому грузовой транспорт относят к материальному производству. Работа транспорта измеряется 2 показателями: количество перевезенных грузов и пассажиров.
Казахстан имеет крупный транспортный комплекс. Но у него есть нерешенные проблемы. Недостаточно имеющихся путей сообщения. Они пока невысокого качества (особенно автомобильные дороги). С этим связана небольшая скорость движения, а значит, и пропускная способность транспортных артерий.
Современная транспортна сеть Казахстана создана почти полностью в советское время. Развитие определялось во-первых, ориентацией его экономики на бывший Советский Союз: во –вторых, расположением на территории республики месторождений различных стратегических полезных ископаемых и продовольственных ресурсов. Пример: Строительство железной дороги Петропавловск – Кокчетав в конце 20-х годов ХХ века называлось «продовольственной стратегической».
Основные задачи развития транспорта – создание транспортных коридоров железных и автомобильных дорог с улучшенной проходимостью, а также оказание услуг на должном уровне. На сегодняшний день Казахстан я/я участником м/н транспортных коридоров (ТРАСЕКА, Север – Юг, коридор Центральной Азии, Трансазиатская железная дорога. Ведущую роль в транспортном комплексе играют железные дороги.
Железнодорожный транспорт. Локомотивный парк насчитывает боле 1500 единиц локомотивов, 4400 грузовых и 1700 пассажирских вагонов. Первая протяженная ж/д – Оренбург – Ташкент. Три меридиональные магистрали: Оренбург-Ташкент (1904-1905); Туркестано-Сибирская (1930) и Трансказахстанская (Петропавловск – Шу). Широтные: Среднесибирская (Челябинск-Костанай-Кокшетау-Карасу), Южносибирская (Карталы-Астана-Кулунда-Барнаул). После независимости построены новые ж/д6: Хромтау-Алтынсарино, соединила Актюбинскую и Костанайскую, в обход России; Аксу – Конечная, соединила Павлодарскую область и ВКО. В последние годы сданы следующие ж/дороги: Узень – государственная граница Туркменистан; Коргас-Жетыген – гос. граница Китая: Бейнеу- ст Саксаульская Жезказган; Аркалык-Шубаркуль.
Автомобильный транспорт: длина дорог 95 тыс. км, республиканские (22,2%) и местного значения (77,8%). Протяженность дорог м/н значения – 12,4 тыс. км.
По автомобильным дорогам страны осуществляются транзитная перевозка по пяти м/н направлениям, которые связывают Европу с Азией и Россию с Центральной Азией. Автомагистраль Алматы – Астана – Бурабай перестроена в соответствии с требованиями м/н стандартов. Магистраль Алматы-Бишкек-Тараз-Шымкент-Ташкент я/я одной из крупнейших в республике. Вторая дорога Алматв – Семей – У-Каменогорск с ответвлением на Жаркент, Талдыкорган, Текели и в районе ст. Жангызтобе соединяется с автодорогой, называемой «Восточное кольцо». Магистрали местного значения: Караганда-Темиртау-Астана; Семей-Павлодар-Омск; Уральск-Атырау; Кустанай-Аркалык и др.
Водный транспорт: пригодны реки Ертис, Сырдарья, Урал, Иле; из водохранилищ Буктырминское, У-Каменогорское, ульбинское, Капшагайское; озера Балхаш, Зайсан. Через Каспийское море Казахстан связан с Азербайджаном и Туркменистаном.
Трубопроводный транспорт: Главный трубопроводный район – Запад. Средняя Азия – Центр; Бухара – Урал; Омск-Павлодар-Шымкент-Чарджоу; Мубарак-Шымкент-Тараз-Бишкек-Алматы.
Воздушный транспорт: самый быстрый и дорогой. В стране 22 аэропорта, 7 из них международные. Работает 19 иностранных авиакомпании.