Стандартизация как основа системы управления качеством
Для предупреждения влияния случайных, местных и субъективных факторов существует система управления качеством, цель которой обеспечить требуемый уровень качества в течение всего периода изготовления продукции.
Процесс обеспечения качества состоит из следующих этапов:
-оценка уровня качества имеющихся на рынке аналогичных изделий, анализа требований покупателей;
-долгосрочного прогнозирования;
-планирования уровня качества;
-разработки стандартов;
-проектирование качества в процессе конструирования и разработки технологии;
-контроль качества исходного сырья и покупных материалов;
-пооперационного контроля в процессе производства;
-приемочного контроля;
-контроля качества изделий в условиях эксплуатации (после продажи);
-анализа отзывов и рекламаций покупателей.
Система качества представляет собой средства, позволяющие реализовать тот или иной вид политики качества.
В состав этой системы входит совокупность организационной структуры, процессов, ресурсов, обеспечивающих достижение поставленной цели в области качества.
В экономически развитых странах система качества строится в соответствии с международным стандартом серии ИСО 9000, которая базируется на принципах:
-ориентация на потребителя (понимание качества на предприятии совпадает с пониманием качества потребителя),
-продуктовый подход (система качества разрабатывается применительно к каждому виду продукции),
-охват всех стадий жизненного цикла продукции,
-принцип сочетания обеспечения, управления и улучшения качества (создание условий для выпуска продукции определенного уровня качества),
-предупреждение проблем (система качества должно обеспечивать предотвращение дефектов и несоответствия качества, требованиям заказчика). Обнаружить дефект, прекратить поставку.
Международной организацией в 1946г. создана 120 стран-членов по стандартизации (ИСО) разработаны стандарты 9000. Значимость международных стандартов (ИСО 9000) состоит в следующем:
1.В регулировании рыночных отношений между производителем и потребителем на основе сертификации гарантировать необходимое качество.
2.В упрощении международного товарообмена с тем, чтобы потребители оценили уровень качества.
3.В создании механизма массового давления на организации, для повышения качества продукции и услуг в личную сторону.
Международные стандарты применяются ;
1.Когда контрактом особо оговаривается, что требования к проектным работам и продукции были сформированы в виде эксплуатационных характеристик или была указана необходимость их определения.
2.Когда можно получить определенную уверенность в том, что поставляемая продукции соответствует установленным требованиям, если поставщик представит доказательства определенных возможностей в области проектирования, разработки, производства, монтажа и обслуживания.
Одной из основ, обеспечивающих качественный уровень продукции является стандартизация.
Стандартизация – это нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия по существенным вопросам качества у большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего многократного использования правила, общие принципы, характеристика, требования и методы, касающиеся объектов стандартизации и который направлен на достижение наибольшей степени упорядочения в определенной области.
Все нормативные документы по стандартизации подразделяются:
-на государственные стандарты (ГОСТ),
-отраслевые стандарты (ОСТ),
-технические условия (ТУ),
-стандарты предприятия и объединения (СТП),
-стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО).
В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатываются стандарты:
-основополагающие,
-на продукцию и услуги,
-на процессы,
-на методы контроля.
В зависимости от масштабов распространения стандарты подразделяются:
-национальные,
-региональные,
межгосударственные,
-международные (ИСО).
Сертификация продукции.
Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.
Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью подтверждения посредством сертификации соответствия, что продукция отвечает определенным стандартам или требованиям.
Сертификат – это документ, удостоверяющий, что на предприятии выпускается продукция, соответствующая всем требованиям стандарта. Сертификация в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия и является эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижение продукции предприятий на внешний и внутренний рынок сбыта.
Основные цели сертификации:
-обеспечение реализации прав граждан на безопасность продукции для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды,
-создание условий для деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле, содействие потребителям в компетентном выборе продукции, защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца),
-подтверждение характеристик продукции, заявленных изготовителем.
Принципы сертификации:
1.Обеспечение государственных интересов при оценке безопасности продукции и достоверности информации о ее качестве.
2.Добровольность либо обязательность.
3.Объективность, то есть независимость от изготовителя и потребителя.
4.Достоверность, то есть использование профессиональной
испытываемой базы.
5.Исключение дискриминации в сертификации продукции отечественных и зарубежных изготовителей.
6.Предоставлению изготовителю права выбора органа по сертификации и испытательной лаборатории.
7.Установление ответственности участников сертификации.
8.Правовое и техническое обеспечение, а также много функциональность использования результатов сертификации изготовителем, торговлей, потребителями, органами надзора, таможней, страховыми организациями, биржами, аукционами, арбитражем, судом.
9.Открытость информации о положительных результатах сертификации или о прекращении действия сертификаты.
10.Разнообразие форм и методов проведения сертификации продукции с учетом ее специфики, характера производства и потребления.
В 1990 г. создана и действует Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОИС). Целью является рационализация деятельности органов по оценке в Европе, способствующей свободному распространению товаров и услуг.
В настоящее время в Европе 700 органов по сертификации. На уровне европейских стран взаимоотношение субъектов сертификации регулируются серией европейских стандартов EN45000.
Признаки системы сертификации продукции:
1.По заинтересованности сторон, существуют 3 системы:
-национальная (создается на национальном уровне правительственной или неправительственной организацией). Госстандарт РБ.
-региональная (создается на уровне некоторых стран одного региона). Европейская экономическая комиссия.
-международная (создается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной организацией).
2.По правовому статусу:
-обязательная (создается для продукции, на которую в нормативно-технической документации должны содержать требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей).
-добровольная (предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя). Он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям нормативно-технических документов, в том числе за рубеж.
-самостоятельная (создается предприятием изготовителем продукции). Сертификаты выдает само предприятие, под свою ответственность.
3..По участию сторонних организаций в исполнении процедуры сертификации – система сертификации продукции третьей стороной ( создается сторонней организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие выпускаемой изготовителем продукции требованиям нормативно0техничеких документов. В данной ситуации для проведения сертификации должны быть испытательные центры, лаборатории и т.д.
В руководстве международной организации по стандартизации (ИСО) определены 8 схем сертификации третьей стороной:
1.испытания образца продукции,
2.испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами, закупаемыми на открытом рынке,
3.испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами,
4. испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за образцами, приобретенными на открытом рынке и полученными с завода,
5.испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством с последующим контролем на основе надзора за заводским управлением качества и испытаний образцов, полученных с завода и открытого рынка,
6.оценка заводского управления качеством,
7.проверка партий изделий,
8. 100% - ый контроль.