Порядок внедрения МС ISO и проверки системы качества
Необходимость изначальной разработки системы проявляется редко – при строительстве новых предприятий или при освоении нового производства. На тех предприятиях, где имеются системы качества, должна быть решена задача действия системы в соответствии со стандартами ISO.
Система разрабатывается, в первую очередь, на те виды продукции, которые предполагается экспортировать и сертифицировать.
Проводится сопоставительный анализ, где выявляются элементы, которые требуют разработки, оценивается их соответствие требованиям стандартов. Выявленное несоответствие закладывается в основу мероприятий по совершенствованию системы качества.
Действующая система обеспечения качества со временем может стать малоэффективной, поэтому требуются регулярные проверки, анализ и оценка системы качества (диагностика системы качества).
Руководство предприятия должно обеспечивать проведение независимого анализа и оценку систем, то есть внутреннюю проверку, где проверяются не только организации и документирование, но и вся техническая база конкретной продукции. Это проверки состояния оборудования, метрологическое обеспечение производства, средства и методы контроля.
При проверке КС УКП, которая проводилась при ее регистрации территориальными органами Госстандарта, часто осуществлялась лишь внешняя проверка по функциям, этапам и методам управления.
В условиях дефицитной экономики побудительным мотивом для внедрения ISO 9000 является расширение экспортных возможностей.
Основные принципы деятельности по сертификации систем качества:
– Добровольность – инициатор сертификации системы качества – само предприятие, за исключением случаев, когда сертификация системы предусмотрена схемой обязательной сертификации.
– Объективность оценки – достигается независимостью органов сертификации и привлекаемых экспертов-аудиторов, а также их компетентностью и проведения сертификации комиссией экспертов (не менее 2-х человек).
– Воспроизводимость результатов – предполагает, что результаты работ по проверке могут быть получены вновь (повторены). Она обеспечивается применением методик, основанных на единых требованиях, обеспечением учета и хранения.
– Конфиденциальность – информация, получаемая экспертами, является коммерческой тайной.
– Информативность – обеспечивается путем информирования заинтересованных организаций и лиц об аттестованных у экспертов-аудиторов выгодных сертификатах и аннулированных сертификатах.
Потребности сертификации систем качества (производств)
Существует 7 ситуаций, при которых возникает потребности сертификации систем качеств, две из которых связаны с экспортом, остальные – с сертификацией продукции.
1. Без сертифицированной продукции товар часто вообще не может быть продан на зарубежном рынке.
2. При наличии сертификата значительно повышается цена сертифицированной продукции
3. Сертифицируются изделия с повышенными требованиями к безопасности (авиационное производство, атомная энергетика)
4. Продукция представляет собой крупные и сложные установки, монтаж которых осуществляется непосредственно у потребителя и проверить которые можно только на месте их сборки и эксплуатации
5. Когда в международные системы сертификации вводятся правила по оценке систем качества и организации производства
6. Орган по сертификации стремится повысить достоверность своего заключения при выдаче сертификата
7. Связана с экономической выгодностью применения пятой схемы сертификации. Сертификация систем качества и производства целесообразна на предприятиях, где производится достаточно большой перечень видов продукции, а также повышены требования к безопасности продукции.
Процессный подход
Стандарты серии ISO 9000 способствуют принятию процессного подхода при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества для увеличения удовлетворенности потребителя, посредством выполнения его требований. Для эффективного функционирования организации необходимо, идентифицировать многочисленные взаимосвязанные между собой виды деятельности и управлять ими. Любая деятельность или операция, которая имеет вход и преобразовывает его в выход, может быть рассмотрена как процесс. Часто выход одного процесса является непосредственным входом в последующий процесс.
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывном управлении, что обеспечивает хорошую взаимосвязь как между отдельными процессами в рамках организации, так и их комбинацией и взаимодействием.
Применение процессного подхода предполагает следующие действия:
- определение процесса, с помощью которого достигается желаемый результат;
- выявление всех заинтересованных лиц процесса;
- выявление формы организации взаимодействия участников процесса с функциональными подразделениями предприятия;
- оценка возможных рисков, последствий и влияния процессов на потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон;
установление ответственности и полномочий для управления процессом.
Особенностью стандартов МС ISO моделей систем качества является предупреждение дефектов продукции на этапах ее разработки и изготовления, а также ориентация систем качества на требования потребителя.
Принципы обеспечения качества:
1. Взаимодействие с внешней средой, с заказчиками и рынком сбыта, в результате определяются требования и характеристики качества продукции, исходя из требований, анализируются технологические возможности и определяется
2. Политика в области качества. Политика в области качества – это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Политика в области качества является элементом общей политики и утверждается высшим руководством. Оформляется она в виде краткого заявления руководителя предприятия и, как правило, включается в «Руководство по качеству», которое служит описанием системы качества и представляется заказчикам при заключении контрактов. Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества, являются ситуация на рынках сбыта, научно-технический прогресс и достижения конкурентов, положение дел внутри предприятия, уровень и вид будущих улучшений, необходимых для успешной работы предприятия, повышение квалификации работников предприятия, а также – общее состояние экономики и наличие инвестиций в развитие предприятия.
3. Планирование качества. Осуществляется планирование, как правило, на двух уровнях:
1-й уровень – планирование, в котором намечаются основные направления работ в области качества на перспективу. Стратегическое планирование включает в себя также распределение ресурсов, адаптацию к изменениям внешней среды. Стратегия качества может быть изложена вместе с политикой качества.
2-й уровень – текущее планирование качества, включающее, как правило, мероприятия, намечаемые на предстоящий год. Эти мероприятия обычно предусматривают:
- снятие с производства устаревших изделий;
- модернизацию выпускаемых изделий с повышением их качества;
- разработку и освоение новых изделий;
- проведение научно-исследовательских работ.
4. Организация работ по качеству включает в себя следующие этапы:
– разработка системы качества, то есть определение структур, входящих в систему качества, их функции и методов работ. При этом для создания системы качества, отвечающей современному уровню, используются рекомендации международных стандартов ISO 9000, в которых обобщен опыт создания таких систем, накопленный в развитых странах.
– внедрения системы качества, в течение которого проводятся внутренние проверки системы и ее доработка по результатам проверок.
– сертификацию системы качества на соответствие стандартам ISO 9000. Получение такого сертификата от авторитетного независимого органа существенно укрепляет позиции предприятия на рынках сбыта, т. к. дает заказчикам дополнительную уверенность в возможности предприятия стабильно обеспечивать требуемый уровень качества.
– проведение плановых внутренних проверок системы для поддержания ее эффективного функционирования и совершенствования. После сертификации системы потребуется организация инспекторских проверок с целью подтверждения выданного сертификата.
5. Подготовка и мотивация персонала. Данный этап направлен на формирование активного и квалифицированного персонала, который, наряду с материальной базой и организацией работ, является одним из основных факторов качества.
6. Контроль качества
7. Анализ информации. Эту функцию иногда называют коммуникацией или связующим процессом. Содержание этой функции – получение, систематизация и выдача информации о качестве соответствующим подразделениям для анализа и разработки необходимых мероприятий.
8. Разработка мероприятий производится на основе анализа информации и должна предусматривать:
– корректирующие мероприятия, направленные на устранение выявленных дефектов и несоответствий;
– предупредительные мероприятия – для устранения причин выявленных дефектов и несоответствий, чтобы не допустить их повторения;
– профилактические мероприятия, предназначенные для устранения причин потенциальных дефектов, чтобы предотвратить их появление.
В соответствии с принципами обеспечения качества эти мероприятия могут быть направлены на улучшение материальной базы, на активизацию человеческого фактора или на совершенствование управления.
9. Принятие решений. Технология принятия решений в области качества базируется на общих подходах и методах, принятых в менеджменте.
10. Реализация мероприятий, направленных на выявление отступлений от намеченных свойств и характеристик продукции и улучшение производственного процесса.
Реализация мероприятий – заключительная функция цикла управления качеством. Осуществляется она после принятия решений, которые в виде приказов, планов мероприятий или графиков работ направляются всем исполнителям, а также – в службу качества для контроля и учета их выполнения.