Становление современной концепции градостроения в Японии
Развитие послевоенного японского города отражает сложные, неоднозначные и длительные процессы. Первые годы после капитуляции главной целью городского строительства было в кратчайшие сроки обеспечить возможно более значительное количество людей крышей над головой.
Лишь с конца 50-х годов можно говорить о начальном этапе планового строительства в японском городе. Однако уже в 50-е годы встал вопрос, каким быть городу, как совместить требование времени - многоэтажное строительство и природные условия - зону высокой сейсмичности, традиционный деревянный город со сложившимся в веках стереотипом жизни и потребность в крупных промышленных и жилых сооружениях западных стандартов? «Формирование физической структуры (морфологии) города шло в основном по пути стихийного совмещения традиционной застройки с создававшимся обычно в центре «деловым» районом (нетрадиционное строительство) и хаотическим размещением многочисленных фабрик и заводов»[8].
В конце 50-х и в 60-х годов японские архитекторы построили немало интересных и значительных сооружений, представлявших серьезные достижения в развитии не только японской, но и мировой архитектуры. Весьма важно было то, что отмеченные высоким техническим и эстетическим уровнем сооружения обнаруживали логичное и гармоничное соединение канонов традиционного наследия и интернациональных достижений архитектуры. Результат длительного поиска этого синтеза обрел зримые черты.
В начале прошлого века английское правительство регулировало уровень заработной платы, цены, условия работы, тарифы, защищающие сельское хозяйство и промышленность, устанавливало запреты на экспорт оборудования и выезд за пределы страны квалифицированных рабочих. Законы Великобритании регулировали также колониальную торговлю, морские перевозки, многочисленные налоги определяли внутреннее развитие экономики. Американские экономисты Джексон Грейсон-младший и Карла О’Делл в своей книге утверждают, что «в 1815 г. Англия была антиподом свободной экономики»[9]. Впоследствии экономическое могущество страны позволило ей отказаться от целого ряда регулирующих мер и ограничений. Но так продолжалось лишь до тех пор, пока на мировой рынок не вышли новые могучие конкуренты Великобритании в лице Германии и США.
Налоговая политика США
В 90-е годы в США постепенно выкристаллизовался новый подход к повышению эффективности функционирования федеральной налоговой системы, который исходит из того, что повышения собираемости налогов следует добиваться прежде всего за счет усиления финансовой дисциплины и неотвратимости наказаний за нарушения в рамках действующего налогового законодательства, а также за счет широкого внедрения в работу налоговых ведомств электронных средств, позволяющих контролировать налогоплательщиков.
В США прямые налоги с экономически активного населения и корпоративного сектора представляют собой главный источник финансовых поступлений в федеральный бюджет и, одновременно, важнейший канал контролируемого федеральным правительством в целях перераспределения национального дохода. Более подробные сведения о структуре и динамике поступлений в федеральный бюджет США (включая взносы в фонды обязательного социального страхования) в 1980–90-е гг. приведены ниже (таблица 1, рисунок 1).
Т а б л и ц а 1 – Структура доходов федерального бюджета США[10]
В млрд. долл.
Доходы | Годы | ||||
Все виды поступлений | 517,1 | 734,1 | 1031,3 | 1351,8 | 1827,5 |
Индивидуальные подоходные налоги | 244,1 | 334,5 | 466,9 | 590,2 | 879,5 |
Налоги на прибыли корпораций | 64,6 | 61,3 | 93,5 | 157,0 | 184,7 |
Взносы в фонды социального обеспечения | 157,8 | 265,2 | 380,1 | 484,5 | 611,8 |
Акцизы | 24,3 | 36,0 | 35,3 | 57,5 | 70,4 |
Налоги на наследства и дарения | 6,4 | 6,4 | 11,5 | 14,8 | 27,8 |
Таможенные пошлины | 7,1 | 12,1 | 16,7 | 19,3 | 18,3 |
Прочие поступления | 11,8 | 17,1 | 24,3 | 28,6 | 34,9 |
Рисунок 1 – Динамика поступлений в федеральный бюджет США по основным доходным статьям[11]
(с 1980 г. по 1999 г. в млрд. долл. США)
Высокая плотность населения Японии в городских районах продолжает возрастать. Кроме того, 66% территории страны покрыто горами. Все это способствовало росту цен на участки под жилую застройку и стоимость аренды . Особенно быстрый рост цен на землю в 1986-1987 гг. был зафиксирован в центральных деловых районах Токио. Пик этого роста пришелся на 1988 г., когда цены в среднем подскочили за год на 68,6% в центре Токио (абсолютный годовой рекорд) и на 46,6% — в других районах столицы[12]. Постепенное расширение Токио обостряло проблему транспорта. Она становилась еще более острой по мере того, что все больше и больше людей, работавших в Токио, были вынуждены селиться в соседних префектурах и ездить каждый день, кроме, пожалуй, воскресенья, на работу и обратно.
В чем же причины «транспортного ада», как это явление называют сами японцы? Прежде всего специалисты указывают на сравнительно низкий километраж железных дорог в стране в расчете на 1 млн. жителей (таблица 7).
Т а б л и ц а 7 – Обеспеченность железными дорогами в ведущих странах мира[13]
Страна | Протяжённость ж/д (2001 год), тыс.км. | Плотность (2001год), км. ж/д на 100 кв. км. площади | Население (2003 год), тыс.чел. | Км. ж/д на 1 млн. жителей |
США | 231.2 | 2.4 | 294 043 | |
Россия | 147.5 (1990год) | 0.7 | 143 246 | 1 030 |
Индия | 62.8 | 1.9 | 1 065 462 | |
Китай | 59.1 | 0.6 | 1 304 196 | 45.31 |
Канада | 49.9 (2000год) | 0.5 | 31 510 | 1 584 |
Германия | 36.1 | 10.1 | 82 476 |
Окончание таблицы 7
Страна | Протяжённость ж/д (2001 г.), тыс.км | Плотность (2001г.), км. ж/д на 100 кв. км. площади | Население (2003 г.), тыс.чел. | Км. ж/д на 1 млн. жителей |
Франция | 29.4 | 5.3 | 60 144 | |
Бразилия | 22.1 (1988год) | 0.3 | 178 470 | |
Япония | 20.2 | 5.3 | 127 649 | |
Великобритания | 17.1 | 7.0 | 59 251 | |
Италия | 16.4 | 5.4 | 57 423 |
Так, если в Японии этот показатель составляет 158 км, то в Великобритании, например, 289, а во Франции — 489 км на 1 млн. человек (таблица 7). Та же проблема характерна и для токийской подземки. В пересчете на 1 млн. населения Токио имеет 24 км линий метро (в Лондоне — 59, в Париже — 128).Рост старых и формирование новых жилых кварталов Большого Токио идет хаотично, прокладка соединяющих их транспортных путей ведется чрезвычайно низкими темпами и определяется исключительно интересами акционеров частных фирм-метростроителей, а не местного населения. Но и там, где городские власти могут сказать свое слово, в дело вступают лоббисты многочисленных строительных фирм, отстаивающих собственные цели. Оценивая эти действия, урбанолог Намики Ока отмечает, что, начиная с Реставрации Мэйдзи (1868), «национальными приоритетами Японии всегда были проблемы совершенствования военной и экономической мощи страны, а не задачи городского планирования и обеспечения приемлемых жизненных условий»[14].
Список литературы
Источники
1. Комментарий к Федеральному Закону от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» [Электронный ресурс]. – URL : http://www.garant.spb.ru/club/obzor/obz_gbux_11.shtm.
2. Employer's Tax Guide Including 2000 Wage Withholding and Advance Earned Income Credit Payment Tables. – Washington : Department of the Treasury, Internal Revenue Service, 2000. – 423 p.
3. U.S. Business Tax Reform [Electronic resource]. – URL: http://www.fin.gc.ca/taxstudy/wp96-6e.html.
4. 財政小六法 昭和54年版。- 東京 :学陽書房、1979。-766頁。
Краткий свод шести основных законов по государственным финансам.
5. 日本統計年鑑 平成17年 [Electronic resource]. – URL: http://www.stat.go.jp/data/nenkan/
Статистический ежегодник Японии – 2005.
6. 2005年版中小企業白書のポイント [Electronic resource]. – URL: http://www.chusho.meti.go.jp/pamflet/hakusyo/h17/download/2005hakusho_point.pdf
Основные положения Белой книги по мелким и средним предприятиям – 2005.
Литература на русском языке
7. Андрианов, В. Д. Новые индустриальные страны в мировом капиталистическом хозяйстве / В. Д. Андрианов. – М. : Международные отношения, 1989. – 184 с.
8. Бачило, И. Л. Проблемы гармонизации в законодательстве // Журнал российского права. – 2000. – №8. – С. 8–14.
9. Бовкун, Е. Модель конкурентоспособного федерализма [Электронный ресурс]. – URL: http://www.online.ru/sp/iet/eurasia/july98/bovkun.rhtml.
10. Вачнадзе, Г. Н. Финансы Японии / Г. Н. Вачнадзе и др. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.polpred.com/asia1/japan/03.html.
11. Горегляд, В. Н. Страна за захлопнутой дверью // Ренессанс в Японии. Культурный обзор семнадцатого столетия / К. П. Кирквуд. – М., 1988. – С. 5–20.
12. Долин, А. А. Кэмпо – традиция воинских искусств / А. А. Долин, Г. В. Попов. – 2-е изд. – М. : Наука, 1990. – 429 с.
13. Кирквуд, К. П. Ренессанс в Японии. Культурный обзор семнадцатого столетия / К. П. Кирквуд. – М. : Наука, 1988. – 304 с.
14. Крупянко, М. И. Эволюция концепции национальной безопасности Японии в меняющемся мире // Япония и современный мировой порядок. – М., 2002. – С. 37–50.
15. Молодяков, В. Э. История Японии. ХХ век / В. Э. Молодяков, Э. В. Молодякова, С. Б. Маркарьян. – М. : ИВ РАН : Крафт+, 2007. – 528 с.
16. Япония и современный мировой порядок. – М. : Восточная литература, 2002. – 207 с.
Литература на английском языке
17. Endo, S. The Samurai / S. Endo. – Harmondsworth : Penguin Books, 1983. – 272 p.
18. Fogelson, A.Legacy of the TRA [Electronic resource]. – URL: http://www.ishipress.com/86reform.htm.
19. Hamilton, V. Everyday Justice: Responsibility and the Individual in Japan and The United States / V. Hamilton, J. Sanders. – New Haven, London: Yale University Press, 1992. – 290 p.
20. Kaplan, F. The China guidebook / F. Kaplan, A. De Keijzer. – Boston, Teneck : Eurasia Press, 1987. – 768 p.
21. Kogane, Yoshihiro. Value judgments and economic activities of Japanese people: a dynamic economy and a stable culture // Social structures and economic dynamics in Japan. – Milan, 1975. – P. 187–198.
22. Kwon, Hyeong-Ki. National Model under Globalization: The Japanese Model and Its Internationalization [Electronic resource]. – URL: http://pas.sagepub.com/cgi/cont ent/abstract/33/2/234
23. Nakamoto, Michiyo. BoJ decision casts doubt on its autonomy [Electronic resource] / M. Nakamoto, D. Turner. – URL: http://www.ft.com/cms/s/64b8b2f2-a6aa-1 1db-937f-0000779e2340.html
24. Pechman, J. World Tax Reform / J. Pechman. – Washington: The Brookings Institution, 2000. – 352 p.
25. Putterman, L. Ownership and the Nature of the Firm // Journal of Comparative Economics. – 1993. – Vol. 17. – P. 243–263.
26. The World book encyclopedia. – London, Chicago, Sydney, Toronto : World Book, 1992. – Vol. 1-25.
27. The World book encyclopedia. Vol. 11. J-K. – London, Chicago, Sydney, Toronto : World Book, 1992. – 350 p.
28. Understanding the Japanese food and agrimarket: a multifaceted opportunity. – N.Y., London : Food Products Press, 1994. – 217 p.
29. Wagatsuma, H. The entrepreneurial mentality among lower class urban Japanese // Social structures and economic dynamics in Japan. – Milan, 1975. – P. 146–165.
Литература на японском языке
30.財政金融. – 東京 : 筑摩書房, 1972年. – 294頁.
Государственные финансы.
31.伊東岱吉。 経済構造変動・構造的不況と中小企業存立条件の基本問題 // 経済構造変動と中小企業。 - 東京、 1987年。 - 3-17 頁。
Ито Тайкити. Структурный кризис и структурные изменения экономики и основные проблемы условий существования мелких и средних предприятий.
32.井堀利宏、 土居丈朗。 財政読本。 - 東京 : 東洋経済新報社、 2001年。 - 290 頁。
Ихори Тосихиро, Дои Такэро. Хрестоматия по государственным финансам.
33.広辞苑。 - 東京 : 岩波書店、 1992年。 - 2858 頁。
Энциклопедический словарь «Кодзиэн».
34.清成忠男。 ベンチャー企業総論 // 一橋ビジネスレビュー。- 2005年。- №6.- 6-15頁。
Киёнари Тадао. Очерк о венчурном бизнесе.
35.経済構造変動と中小企業。- 東京 : 中央経済社、 1987年。- 342 頁。
Структурные изменения экономики и мелкие и средние предприятия.
36.谷崎潤一郎。 細雪。 - 東京 : 新湖社、 1955年。 - 上―下巻。
Танидзаки Дзюнъитиро. Мелкий снег. В 3 кн.
37.谷崎潤一郎。 細雪。 上巻。 - 東京 : 新湖社、 1955年。 - 256 頁。
Танидзаки Дзюнъитиро. Мелкий снег. Кн. 1.
38. 宇野康秀氏プロフィール (株式会社USEN社長) [Electronic resource]. – URL: http://www.1kigyouka.net/contents/uno.htm
Краткая биография президнта компании «USEN» Уно Ясухидэ.
Приложение В
Памятка
(о некоторых особенностях оформления материалов на японском языке)