То же такое спрос? Чем он отличается от величины спроса?
Спрос – это вид зависимости величины спроса от значений всех факторов, которые на нее влияют. Если выражаться языком математики, спрос – вид функции (1) или (2), а величина спроса это значение функции при определенных значениях переменных.
Очевидно, что проводить анализ функции нескольких переменных (2) непросто, поэтому можно обратиться к более простой функции (2), которая описывает зависимость величины спроса только от цены.
На рисунке 1 изображена кривая спроса Qd на некоторый товар. Эта кривая
Рис. 1 Рис. 2
описывает вид зависимости (функцию) величины спроса на этот товар только от цены: при цене р1 величина спроса равна Q1, при цене равной p2, величина спроса равняется Q2.
Как было отмечено выше, кривая спроса Qd соответствует определенным (фиксированным) значениям тех переменных, которые обозначены в выражении (1) курсивом. Все эти переменные (кроме цены товара Р) называются неценовыми детерминантами спроса.
Изменение значения какой – либо детерминанты спроса может увеличить или уменьшить спрос на данный товар. Например, рост доходов потребителей может увеличить спрос на данный товар. Это означает, что кривая спроса Qd (см. рис.2) сместится вправо, вверх и займет положение, соответствующее кривой спроса Qd1.
С другой стороны, если мода на данный товар проходит, то спрос на него может уменьшиться. Это означает, что кривая спроса Qd сместится влево вниз и займет положение, соответствующее кривой спроса Qd2 .
После того как мы ввели понятие «спрос», можно привести классификацию товаров, которая отражает реакцию спроса на тот или иной товар на изменение той или иной неценовой детерминанты спроса на данный товар.
По характеру изменения спроса на некоторый товар на изменения цены другого товара выделяют следующие виды товаров:
§ Взаимозаменяемые товары. Два товара называются взаимозаменяемыми, если с увеличением цены одного товара спрос на другой товар возрастает, например, свитер и теплая рубашка, билет в кино и видеокассета.
§ Взаимодополняемые товары. Два товара, для которых увеличение цены на один из них приводит к снижению спроса на другой, называются взаимодополняемыми товарами, например, компьютер и программное обеспечение, бензин и автомобиль.
По характеру изменения спроса на некоторый товар на изменение величины дохода покупателей выделяют две группы товаров:
§ Нормальные товары. Товар, спрос на который растет с ростом доходов потребителей, называется нормальным.
§ Товары низкого качества. Товар, спрос на который уменьшается с ростом доходов потребителей, называется товаром низкого качества.
2.2. Предложение. Закон предложения
Под величиной предложения (Qs) – понимается то количество товара, которое производитель(или продавец) желает и может произвести (продать) и предложить на рынок по данной цене в течение определенного периода времени.
Обозначим величину предложения Qs и рассмотрим факторы, которые могут оказывать влияние на величину предложения определенного товара (услуги). К ним следует отнести, прежде всего, цену данного товара. Кроме того, на величину предложения товара могут оказывать влияние цены на ресурсы, используемые в производстве (при росте цен на ресурсы производители сокращают производство, опасаясь того, что упадет спрос), изменения в технологии производства, налоги и дотации (производители рассматривают налоги как рост издержек, дотации – «»издержки наоборот», ведут к росту предложения), цены на другие товары, ожидания изменения цен [2 , книга 1, стр. 83-85].
Если обозначить цену товара через Р, цену на другие товары через Рдр , цены ресурсов через Ррес , то можно описать зависимость величины предложения Qs от перечисленных факторов как некоторую функцию многих переменных:
Qd = φ (Р, Ррес,Рдр, ,Изменение технологии, Налоги и дотации, Ожидания изменении цен…)(3)
Предположим, что значения всех переменных, кроме цены товара, не меняются в рассматриваемом временном периоде, т.е. являются постоянными (constant). Тогда выражение (3) описывает зависимость величины предложения только от цены товара, и эта зависимость может быть представлена в виде функции одной переменной:
Qs = φ (Р) или Qs = Q(Р) (4)
Закон предложения говорит о том, что изменение величины предложения товара находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара. С ростом цены растет и величина предложения и наоборот, чем ниже цена, тем меньше величина предложения.
Действие закона предложения обусловлено действием следующих факторов [1, стр. 35-36]:
1) по возросшей цене производители захотят произвести больше изделий;
2) «эффект нового продавца», обусловленный величиной издержек производства;
3) издержки упущенных возможностей.