Оценка экологической ситуации в Республике Беларусь
Осн факторы воздействий па окр ср связаны, во-1х, с функционированием нац экономики и, главным об, производственного комплекса, во-2х, с трансграничным переносом загрязняющих веществ и, в-3х, с наличием унаследованных не решенных проблем. Первый из указанных факторов, как правило, явл осн, два других обычно менее значимы. Вместе с тем, не исключаются случаи, когда решающую роль в данном отнош приобретают внешние источники. Применительно к Бел подобный случай имел место в 1986 г., когда в Украине произошла авария на ЧАЭС. В результ осн масса попавших в атмосферу радиоактивных веществ выпала на террит Бел, что явилось приоритетным фактором загрязнения окр ср в стране. В целом стр-ра землепользования Бел явл благоприятной в экол отношении. В ней преобладают земли с сохранившимися в естественном состоянии прир комплексами (леса, луга, болота, водоемы). Они заним 2/3 территории страны.
Мы производим огромные кол-ва токсичных химикатов, кот не поддаются естественному распаду и отравляют окр ср и нас самих.
51. Финансирование мероприятий по охр окру ср. Впервые вопрос о необходимости создания экол фондов возник в связи с проблемой поиска и распределения средств на природоохр мероприятия и разработкой сис-мы платежей и штрафов за загрязнение окр ср. Такие фонды формируются прежде всего при регулировании поступлений сточных вод. Они образуются за счет средств предприятий-загрязнителей, гос дотаций и средств бассейновых органов. Опыт стран, внедряющих такие фонды, показывает, что усл эффективного исп их средств явл наличие конкретных природоохр программ и ограничение числа членов фонда, что позволяет более точно определять размеры вкладов отдельных предприятий и последующее распред средств. В рамках суперфонда сформирован спецфонд за счет штрафов компаний, у которых были случаи загр окр ср опасными вещ-ми. Компенсационные фонды создаются в США и на уровне штатов для финансир мониторинга, исследований и практических мероприят за счет сбора штрафов в возмещение убытков от загрязн прир ср. В РБ целевой внебюджетный фонд охр природы был учрежден в 1990 г., а позднее создание его получило правовую основу в соотв с Законом РБ "Об охр окр ср" (1992), который четко определил важнейшие источники финансир экол программ и мероприят по охр окр ср: республиканский и местные бюджеты;ср-ва юридических лиц, добровольные взносы насел, иностранных граждан, а также иных источников: республиканский, местные внебюджетные фонды и общественные фонды охр природы;кредиты банков.Помимо указанных источников внебюджетные фонды пополнялись за счет платежей за выдачу лицензий на природопользов, средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также от продажи незаконно добытой с их помощью прод, инвалютных поступлений, полученных по искам от иностранных физ и юрид лиц за нарушение природоохр законодат-ва, долевого участия юрид лиц, др природопользователей в финансир природоохр работ и некот иных поступлений. внебюджетный фонд охр природы стал именоваться гос целевым бюджетным фондом охр при. По мере развития и оздоровления экономики основную часть расходов по нормализации экол обстановки должны взять на себя предприятия, и надобность в целевых фондах сама собой отпадет. В наст же время, исходя из анализа существующей тенденции в соотношении источников финансир природоохр деят-ти политику инвестирования экол сферы следует строить на основе собственных средств субъектов хозяйствования, средств природоохр фондов, а также привлекать для этого возможных инвесторов
52. Экол страхование: сущность, виды, формы В мировой практике экол страхование означает страхование ответственности объектов — источников повышенного экол риска — за причинение ущерба третьим лицам вследствие внезапного, непреднамеренного (аварийного) загрязнения окр ср и экон стимулирование таким обр предотвращения данного загрязнения. Цель экол страхования сост в наиб полной компенсации нанесенного эколого-экон ущерба. Суть страхования заключ в объединении рес отдельных собственников в целях компенсации возможных убытков любому из них. Экономическому подсчету поддается ущерб, нанесенный насел (расходы на восстановление здоровья и материального положения); окр среде (на ее очистку от загрязняющих веществ, поступивших вследствие аварии); хоз сфере региона (на возмещение убытков производственным объектам).Различ след виды экол страхования: личное, имущественное, экол ответственности. Личное и имущественное страхование имеют значение для граждан; в страховании экол ответственности отдельные граждане не участвуют, хотя оно, безусловно, затрагивает их интересы, создавая доп финансовые гарантии компенсации эколого-экон ущерба.. Экол страхование предусм покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения, прямого имущественного ущерба третьим лицам, пострадавшим от вредных воздействий. Экол страхование может осущ в добровольной и обязат форме. Добровольное страхование осущ на основе договора между страхователем и страховщиком. Обязательное страхование происх в соотв с законом. Обязат страхованию подлежат предприятия, внесенные в утвержденный в законодательном порядке перечень экологически опасных объектов. Обязательное экол страхование будет способствовать гарантированному возмещению вреда третьим лицам и экономически стимулировать предотвращ аварийного загрязнения окр ср и деятельность по его нейтрализации без привлечения для этого бюджетных средств. Экол страхов особенно выгодно для экологически опасных пр-в, поскольку уменьшает в конечном итоге их издержки по компенсации ущерба в случае аварий, так как в соотв со страховым договором значит часть этих затрат несет страховой экол фонд, выступающий в роли страховщика. Весьма важно для экол страхования также конкретизировать виды и размеры ущерба, возмещаемого третьим лицам.
57. Проблемы охр окр среды в РБ.Проблемы окр ср и безоп в Бел можно разделить на 3 категории: (а) связанные с водными рес; (б) связанные с земельными угодьями и экосистемами; и (в) связанные с управлением опасными объектами и террит-ми, загрязненными в результате черноб катастрофы. Запасы устаревших пестицидов. По существующим оценкам, запасы запрещенных опасных пестицидов в Беларуси превышают 6 тыс. тонн. В дополнении к этому в Бел хранится более 2700 тонн неидентифицированных (потенциально опасных) пестицидов. Около двух третей всех пестицидов нах в хранилищах, остальные размещены на разл фермах и пром объектах, часто в несоотв условиях. Проблемы пром центров в респ в первую очередь связаны с концентрированным воздействием деградации окр ср на насел. Масштабная добыча и переработка калийных руд в Солигорском районе в бассейне Припяти привела к техногенному изменению ландшафта, оседанию грунта над отработанным пространством шахт и заболачиванию. Пром объекты, распол близко к границе Бел, рассм как важная проблема окр ср и безопасности. Большинство приграничных областей в Бел менее экономически развиты и имеют с/х характер. Присутствие больших индустриальных объектов рядом с границей вызывает у местного насел постоянное ощущение опасности, приводит к миграции из этих районов и дальнейшему подавлению экон деят-ти в приграничных областях. Бел особенно обеспокоена атомными электростанциями, расположенными в России, Украине и Литве. Игналинская АЭС – ближайшая к белорусской границе и исп трансграничное озеро Дрысвяты в качестве водоема-охладителя. Прилегающие террит Бел имеют важное рекреационное знач, там организован нац парк «Браславские озера». Близость атомной электростанции влияет на их туристский потенциал.