Тема 11. Управление процессом труда в туризме

Управленческий труд. Содержание и особенности управленческого труда в туризме. Рациональная организация труда и ее основные направления.

Разделение управленческого труда. Понятие «департментализация». Функциональная департментализация. Департментализация по продукту. Департментализация по потребителям. Департментализация по географическому положению. Департментализация по времени.

Техническое обеспечение и механизация труда. Благоприятный режим в условиях труда. Управление трудовыми процессами посредством состязательности. Культура управленческого труда.

Нормирование, оплата и стимулирование труда. Повременная и сдельная оплата труда.

Тема 12. Искусство общения

Сущность и значение делового общения в управлениитуристской фирмой.

Организация делового общения, его формы и технология. Цель общения. Подготовка к общению. Общение. Принятие решения. Изучение участников темы и ситуации. Определение места общения. Определение стратегии и тактики общения. Выбор возможных альтернатив. Начало контакта. Передача (получение) информации. Аргументирование. Подведение итогов делового общения.

Тема 13. Организация и проведения деловых совещаний

И переговоров

Деловые совещания, их задачи и классификация. Организация деловых совещаний. Условия обеспечения эффективности деловых совещаний.

Деловые переговоры и их сущность. Подготовка и проведение деловых переговоров. Решение проблемы и завершение переговоров. Анализ результатов деловых переговоров и обеспечение условий их эффективности.

Тема 14. Управление конфликтами и стрессами

Природа возникновения конфликтов. Характеристика типов конфликтов. Анализ причин возникновения конфликтов. Анализ конфликта. Методы разрешения конфликта. Способы преодоления (разрешения) конфликтов.

Сущность стресса. Природа и причины возникновения стрессов. Факторы, вызывающие стресс. Неадекватные ситуации. Реакция на стресс. Физиологические и психологические реакции. Как развивать навыки эффективной реакции на стрессовую ситуацию.

Тема 15. Эффективность менеджмента в туризме

Понятие экономической эффективности менеджмента туризма. Характеристика расходов посетителей в стране пребывания. Определение издержек, связанных с туризмом, и измерение экономической эффективности туризма. Виды косвенных и бюджетных издержек.

Понятие социальной эффективности менеджмента туризма. Формирование эффективной организационной структуры туризма. Эффективность управленческих решений. Эффективность управления персоналом

Литература

по дисциплине «Менеджмент туризма»

Кабушкин, Н. И.Менеджмент туризма : учеб. для студ. спец. "Экономика и управление социально- культурной сферой"высш. учеб. заведений / Н. И. Кабушкин. - 4-е изд., стер. - Минск: Новое знание, 2004. - 408 с.

Моисеева, Н. К. Стратегическое управление туристской фирмой : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец."Менеджмент" /Н. К. Моисеева ; Российская международная академия туризма. - М. : Финансы и статистика, 2001. - 208с.

Квартальное, В. А.Туризм: Учеб. для образоват. учреждений туристского профиля / В. А. Квартальное; Российская международная академия туризма. - М. : Финансы и статистика, 2001. -320с.

Квартальное, В. А.Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления: Монография / В. А. Квартальное ; рос. междунар. академия туризма. - М. : Финансы и статистика, 1999. - 496с.

Менеджмент туризма: Учеб. программа для высш.учеб.заведений по спец. "Экономика и управление соц.-культурной сферой" / БГЭУ; Сост. Кабушкин Н.И. - Мн. БГЭУ, 2001.

Туризм и отраслевые системы: Учебник для студ.вузов туристского профиля / И. В. Зорин [и др.] ; Междунар. кафедра ЮНЕСКО по культурн. туризму в целях мира и развития. Российская междунар.академия туризма. - М. : Финансы и статистика, 2001. -272с.

Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений туристского профиля / И. В. Зорин [и др.]; Междунар. каф. ЮНЕСКО по культурному туризму. Рос. междунар. академия туризма. - М. : Финансы и статистика, 2001. - 288с.

Основы менеджмента в спорте и туризме: Учебник для образоват. учреждений: В 2-х т. Т. 1: Организационные основы / В. И. Жолдак, В. А. Квартальное; Рос. междунар. академия туризма. - М.: Советский спорт, 2001. - 288с.

Жолдак, В. И.Основы менеджмента в спорте и туризме : Учебник для образоват. учреждений: В 2-х т. Т.2 : Социально-педагогические основы /В. И. Жолдак, В. А. Квартальное ; Рос.междунар.академия туризма. - М. : Советский спорт, 2002. - 184с.

Менеджмент туризма. Основы менеджмента: Учебник для студ.вузов туристского профиля /Л. И. Лукичева [и др.] ; Междунар. каф. ЮНЕСКО по культурному туризму. Российская междунар. академия туризма. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 352с.

Туроперейтинг: стратегия и финансы: Учебник для студ.вузов туристского профиля / Е. Н. Ильина ; Е.Н.Ильина; Рос. междунар. академия туризма. - М.: Финансы истатистика, 2002. - 192с.

Жукова, М. А.Индустрия туризма: менеджмент организации / М. А. Жукова; М.А.Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 200с.

Менеджмент туризма: Туризм как объект управления: Учебник для студ. вузов туристского профиля / Н. И. Волошин [и др.]; Междунар. кафедра ЮНЕСКО по культурному туризму; Российская междунар. академия туризма. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 302с.

Зайцева, II.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. 230500 "Соц.-культурный сервис и туризм" / Н. А. Зайцева. -М. : Академия, 2003. - 224с.

География международного туризма: Пособие для студ. фак. междунар. отношений спец. Е 25 01 06 "Менеджмент" спец. Е 25 01 06 10 "Менеджмент в сфере междунар. туризма": В 2-х ч. 4.2 / Л. М. Гайдукевич [и др.]. - Мн. : БГУ, 2003. - 217с. - Библиогр.: с.204-206.

Саак,А.Э.Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : [учебное пособие]: для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. 100103 "Социально-культурный сервис и туризм" / А. Э. Саак, Ю. А. Пшеничных. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2007. - 512 с.

Голова, О. Б.Менеджмент туризма: практический курс : учебно-методическое пособие / О. Б. Голова. - Москва : Финансы и статистика, 2007. - 222 с.

Косолапое, А. Б.Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства : учеб. пособие для использования в учеб. процессе по спец. "Менеджмент организации" / А. Б. Косолапое, Т. И. Елисеева. - 3-е изд., испр. - Москва: КНОРУС, 2007. - 200 с.

Бочарников, В. Н.Информационные технологии в туризме : учебное пособие / В. Н. Бочарников, Е. Г. Лаврушина, Я. Ю. Блиновская ; РАО ; Московский психолого-социальный ин-т. - Москва: Флинта : МПСИ, 2008. - 357 с.

Зайцева, Н. А.Практикум по менеджменту туризма. Ситуации и тесты : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Зайцева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : ФОРУМ, 2011. -168 с.

Быстрое, С. А.Туризм: макроэкономика и микроэкономика : [учеб. пособие для вузов] / С. А., Быстрое, М. Г. Воронцова. - Москва ; Санкт-Петербург : Герда, 2008. - 464с.

Косолапое, А. Б.Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства: учеб. пособие для использования в учеб. процессе по спец. "Менеджмент организации" / А. Б. Косолапое, Т. И. Елисеева. - 5-е изд., стер. - Москва : КНОРУС, 2011. - 200 с.

Скобкин.С.С.Менеджмент в туризме : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. 100103 "Социально-культурный сервис и туризм" / С. С. Скобкин. - Москва: Магистр, 2011 - 447 с.

Покровский, Н.Е. Туризм: от социальной теории к практике управления : учеб. пособие по дисциплинам спец. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по напр. (спец.) "Социология", "Социально-культурный сервис и туризм", "Менеджмент", "Менеджмент в социальной сфере", "Государственное и муниципальное управление", "Социальная антропология" / Н. Е. Покровский, Т. И. Черняева. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: Логос, 2009. - 400 с.

Вопросы к государственному комплексному экзамену

по дисциплине «Менеджмент туризма»

1. Социально-экономическая сущность и содержание менеджмента туризма

2. Виды и формы туризма

3. Туристское предложение и его организационные звенья

4. Характеристика различных периодов развития менеджмента туризма

5. Субсистемы туризма и характеристика туристических объектов: туристские регионы; туристские организации; туристские предприятия первичных и вторичных услуг

6. Экономика и туризм и их взаимодействие

7. Экология и туризм их взаимосвязь и взаимозависимость

8. Политика и ее влияние на развитие туризма

9. Понятие cтруктуры и уровней управления туризмом

10. Формы организации и разделения труда в туристской фирме

11. Проектирование организационных структур

12. Сущность, взаимосвязь и характеристика функций менеджмента туризма

13. Принципы менеджмента туризма и их классификация

14. Понятие и классификация методов менеджмента

15. Характеристика организационно-административных и экономических методов управления

16. Социально-психологические методы управления и самоуправление

17. Стиль руководства туристской фирмой

18. Требования к менеджеру

19. Власть и личное влияние. Авторитет менеджера

20. Управленческие решения их содержание и виды

21. Процесс и методы принятия решений. Индивидуальные стили принятия решений

22. Условия эффективности управленческих решений. Организация и контроль за исполнением решений

23. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления туристской фирмой. Работа отдела кадров туристской фирмы

24. Планирование потребности в персонале.Подбор персонала, оценка деловых качеств и прием на работу

25. Текучесть кадров, профессиональная подготовка и повышение квалификации персонала

26. Содержание и особенности управленческого труда в туризме. Основные направления рациональной организации труда

27. Экономическая состязательность в управлении трудовыми процессами. Культура управленческого труда

28. Сущность и значение делового общения в управлениитуристской фирмой. Организация делового общения и его формы

29. Деловые совещания и их задачи. Организация проведения деловых совещаний и их классификация

30. Подготовка и проведение деловых переговоров

31. Решение проблемы и завершение переговоров. Анализ результатов деловых переговоров и обеспечения условий их эффективности

32. Типы конфликтов и природа их возникновения. Анализ причины конфликтов и методы их разрешения

33. Природа и причины возникновения стрессов

34. Понятие эффективности менеджмента туризма. Экономическая эффективность менеджмента туризма

35. Понятие социальной эффективности менеджмента туризма и анализ ее составляющих

Программа дисциплины

«Маркетинг в туризме»

Тема 1. Сущность, содержание и основные понятия

Маркетинга в туризме

Социально-экономическая сущность маркетинга. Маркетинг как экономический процесс. Маркетинг как хозяйственная функция и хозяйственная концепция. Социально-этичный маркетинг.

Специфика маркетинга услуг. Отличительные характеристики услуг (нематериальный характер, изменчивость качества, неразрывность производства и потребления, неспособность к хранению) и их влияние на маркетинг услуг. Функции маркетинга в туризме.

Маркетинг в туризме: подходы к определению, содержанию, функциям и механизмам. Особенности маркетинга в туризме как системы. Маркетинг в туризме как учебная дисциплина. Роль дисциплины в подготовке высококвалифицированных специалистов для туристской индустрии. Предмет и задачи курса. Связь маркетинга в туризме с другими науками и учебными дисциплинами.

Наши рекомендации