Тема 6. управление воспитательным процессом

Задачи занятия:1. Рассмотреть алгоритм управленче­ских действий в области воспитания. 2. Выявить уровни педаго­гического мастерства, от которых зависит долговременность

определяемых целей воспитания. 3. Освежить в памяти методы педагогического исследования.

В результате изучения лекционного курса и участия в за­нятии студентыдолжны:

знать- структуру управленческих действий и методы диагностики для выявления уровня воспитанности подопечных;

уметь- применять на практике методы диагностики, оп­ределять на этой основе главные направления в воспитании и составлять план воспитательной работы.

Управлениев учебно-воспитательном процессе можно представить следующим образом. Ставится воспитательная цель на конкретный календарный период, она уточняется, исходя из реальных характеристик воспитуемых. Разрабатывается алго­ритм воспитательных задач, составляется план воспитательной деятельности, в котором предусматриваются организационные меры, средства и методы для решения каждой задачи. При ре­шении каждой из них осуществляется контроль за успешностью этого процесса (получение «обратной связи» по терминологии теории управления), и вносятся, при необходимости, корректи­вы в методику или в содержание самой задачи. По выполнении плана анализируют степень достижения поставленной цели и приступают к планированию следующего цикла. Управление процессом воспитания учащихся включает в себя также органи­зацию педагогом процесса их самовоспитания. Он помогает воспитанникам провести анализ своих действий, поступков и поведения, дать им самооценку и определить задачу, содержа­ние и средства самовоспитания, а затем осуществляет коорди­нацию мер воспитательного воздействия с программой самовос­питания подопечных.

Постановка целей воспитаниязависит от возраста, вида спорта, продолжительности занятий и спортивной квалифика­ции занимающихся. Но главным и определяющим при выборе содержания цели воспитания служит уровень педагогического мастерства тренера, его способность оценить настоящее и за­глянуть в будущее, определить, какими свойствами, качествами и системой отношений должны обладать воспитанники, и какое время для этого потребуется.




Уровни педагогического мастерстваспортивного педагога:

• Первый уровень - репродуктивный (минимальный). Тренер умеет показать двигательное действие и пересказать то, что он знает и как он знает, обычно без учета подготовленности воспитанников.

• Второй уровень - адаптивный (низкий). Тренер умеет приспособить свои действия к возрасту, подготовленности и индивидуальным особенностям воспитанников, но у него отсут­ствует осознание перспективы. Его педагогическое видение не проникает далее двух-трех занятий.

• Третий уровень - локально-моделирующий (средний). Здесь проявляется умение тренера конструировать преподава­ние на серию ближайших учебно-тренировочных занятий, пре­дусматривая трудности, которые предстоит преодолеть. По спо­собностям видеть педагогическую перспективу он может быть отнесен, по аналогии, к шахматистам младших разрядов.

• Четвертый уровень - системно-моделирующий дея­тельность и поведение (высший). Педагог умеет конструировать учебно-воспитательный процесс в полном соответствии с учеб­ной программой на продолжительный период времени (чет­верть, семестр, год и далее), воспитывая подопечных и побуж­дая их к самовоспитанию. Здесь, в отличие от А.А. Деркача и А.А. Исаева, мы объединили 4-й и 5-й уровни, считая, что осоз­нание тренером необходимости воспитывать у обучаемых пове­денческие свойства наступает значительно раньше и требует большей основательности, чем аналогичная деятельность школьных учителей-предметников.

Диагностика воспитанностивключает в себя изучение степени сформированности взглядов, убеждений, личностных ка­честв, проявляющихся в деятельности и поведении воспитанников. Выяснение особенностей каждого воспитанника и группы в целом необходимо для конкретизации целей и задач воспитания.

С целью изучения воспитанности используются все ме­тодыпедагогического исследования, имеющие диагностиче­скиевозможности: педагогическое наблюдение, экспертные оценки и самооценки, изучение учебной документации, опросы устные и письменные (беседы, анкетирование), создание ситуа-

ций свободного выбора действий, тестирование и т.д. Для полу­чения сведений о межличностных отношениях в группе исполь­зуется социометрия,которая дополняет выше указанные мето­ды, давая информацию о внутригрупповых эмоционально-непосредственных связях.

Планирование воспитательной работы.Для каждой намеченной воспитательной цели определяется время, необхо­димое для ее достижения, и намечается цепь задач, обеспечи­вающих ее осуществление. Например, поставлена цель: при­учить к определенному виду поведения, время - 4 недели. По­следовательность задач: сообщить необходимые знания опра­виле поведения, на основе этого знания сформировать убежде­ние у большинства группы о соответствующем поведении, уп­ражнять в условиях повышенной сложности - в процессе спор­тивной борьбы и вне привычных условий учебно-тренировочных занятий. К каждой задаче подбираются средства и методы ее решения, а иногда требуется предусмотреть особые формы организации занимающихся.

Вопросы и задания:

1.Раскройте сущность и содержание управленческих действий в воспитательном процессе.

2. От чего зависит постановка целей воспитания? Проил­люстрируйте свой ответ примерами.

3. Охарактеризуйте уровни педагогического мастерства спортивного педагога. К какому уровню педагогического мас­терства вы отнесете деятельность вашего тренера или учителя физической культуры, с работой которого вы хорошо знакомы?

4. Проанализируйте портреты учителей физической культу­ры (приложение № 3) и определите уровень их профессионального мастерства.

5. В чем смысл диагностики воспитанности? С помощью чего и как осуществляется диагностика воспитанности?

6. Охарактеризуйте показатели, по которым можно су­дить о степени воспитанности занимающихся. Определите пока­затели и критерии воспитанности для своей учебной группы.

7. Используя предложенные методики (приложение № 4), определите свой уровень нравственной воспитанности. Можно

2?

ли по результатам данных методик судить о степени нравствен­ной воспитанности личности? Почему?

8. Изучите степень проявления личностных качеств в группе занимающихся, на основе полученного результата сфор­мулируйте общую и частные воспитательные задачи, определи­те пути их решения (форма выполнения задания представлена в приложении № 5)

9. Как составить план воспитательной работы? Покажите это на примере.

Советы по подготовке к занятию:

Вспомните из курса общей педагогики сущность, назна­чение и требования к применению методов педагогического ис­следования, имеющих диагностические возможности (педагоги­ческое наблюдение, экспертные оценки и самооценки, изучение учебной документации, опросы устные и письменные (беседы, анкетирование) и др.).

Осуществляя диагностику воспитанности личности зани­мающихся, следует помнить, что в основу оценки воспитанно­сти должна быть положена общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее качества. Последние следует рас­сматривать в связи с мотивами поведения, потому что поступок или действие, взятые вне связи с мотивами, их вызвавшими, не смогут адекватно характеризовать уровень воспитанности.

Изучая степень проявления личностных качеств в группе занимающихся (задание 8), предварительно ознакомьтесь с их характеристиками (приложение № 6).

Литература для подготовки:основная - 3, 8, 12, 14, 25; дополнительная - 5, 7, 15,18, 22,27, 30, 45.

Наши рекомендации