Фрагмент морфологической матрицы
Задачи | Варианты решения задач | ||||
Набор кадров Оплата труда Обучение … | Школы, вузы Сдельная Наставничество … | Агентства по трудоустройству Почасовая Вуз (дневной) … | Объявления в газете - Вуз (вечерний) … | Из других фирм - Курсы (дневные) … | Неформально (через знакомых) - Курсы (вечерние) … |
Методы ассоциаций и аналогий. Методы ассоциаций и аналогий предполагают активизацию в первую очередь ассоциативного мышления человека. К этим методам относится метод фокальных объектов и метод генерирования случайных ассоциаций.
Метод фокальных объектов состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и потому называется фокальным. В результате возникает ряд неожиданных вариантов решения. Этот метод дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных систем. Он позволяет, например, быстро найти идеи новых необычных товаров, способов обслуживания в супермаркетах, способов управления.
Метод генерирования случайных ассоциаций формализован двумя алгоритмами [1].
Алгоритм 1. Перед началом работы алгоритма задается следующая информация:
А — список объектов;
В — список признаков;
С — матрица связей А и B, причем Сij = 1, если i-и объект обладает j-м признаком, в противном случае Сij = 0.
Работа алгоритма заключается в случайном выборе объекта из списка А и всех его признаков из списка В. В результате получается случайная ассоциация «объект — признаки». Следующую ассоциацию получают независимо от предыдущей;
Алгоритм 2. Входная информация в этом алгоритме совпадает с входной информацией первого алгоритма.
• Выполняются следующие процедуры:
• случайный выбор из списка А объекта а;
• выбор из списка В всех признаков объекта а. Результат — список Ba;
• случайный выбор из списка Ва признаков b;
• выходные данные: а, Ва ,b ;
• выбор из списка А всех объектов, обладающих признаком b. Результат — список Аb ;
• случайный выбор из списка Аb объекта а;
• перейти k раз ко второй процедуре;
• конец
На каждой итерации алгоритма пользователю выводится очередная случайная ассоциация «объект — признаки — случайный признак». Результатом работы становится гирлянда ассоциаций длины k. Последовательность объектов в гирлянде характеризуется тем, что соседние объекты имеют общий признак.
Оригинальность и допустимость идей, получаемых на основе случайных ассоциаций, существенно зависят от входных списков А и В. При этом чем больше пересечение признаков фокального объекта со списком B, тем больше вероятность получения допустимой идеи и меньше — оригинальной.
Рассмотрим пример генерирования случайных ассоциаций при решении задачи создания нового потребительского товара [27].
Исходная информация:
А = {a1 — авторучка, а2 — фонарь, а3 — радиоприемник, а4 — часы}.
В= {b1 — стеклянный, b2 — светотеплоизлучающий, b3 — многоцветный, b4 — плавающий, b5 — встроенный, b6 — гигантский, b7 — миниатюрный, b8 — источник энергии — тепловая энергия, излучаемая телом человека}.
Матрица С связей А и В для рассматриваемого примера имеет следующий вид:
Таблица 3.6
Матрица связей C
a1 | a2 | a3 | a4 | |
b1 | ||||
b2 | ||||
b3 | ||||
b4 | ||||
b5 | ||||
b6 | ||||
b7 | ||||
b8 |
§ выбор из списка A всех объектов, обладающих признаком b4:
Ab4 = {a1, a2, a3, a4};
§ случайный выбор из списка Аb4 объекта «а3 — радиоприемник».
После первой итерации гирлянда случайных ассоциаций имеет следующий вид: «а2 — фонарь, b4 — плавающий, а3 — радиоприемник». Признак b4 общий для объектов а2 и a3;
§ переход ко второй процедуре. Результат — список Ва3 = {b4,b5,b6,
b7, b8};
§ случайный выбор признака из списка Ва3 : «b8 — источник энергии — тепловая энергия, излучаемая телом человека»;
§ выходные данные:
а3 — радиоприемник;
Ba3 = {b4,b5,b6, b7, b8};
B8 — источник энергии — тепловая энергия, излучаемая телом человека;
§ выбор из списка А всех объектов с признаком b8:
Ab8 = { a2, a3, a4};
§ случайный выбор из списка Аb8 объекта: «а4 — часы». После второй итерации гирлянда случайных ассоциаций имеет следующий вид:
«a2 — фонарь, b4 — плавающий, а3 — радиоприемник, b8 — источник энергии — тепловая энергия, излучаемая телом человека, а4 — часы».
В результате двух итераций алгоритма возникшие ассоциации от синтезированной гирлянды позволяют сгенерировать следующие идеи потребительского товара:
§ фонарь для подводного плавания;
§ радиоприемник для плавания с источником энергии от тепловой энергии, излучаемой телом человека;
§ часы с подзарядом от тепловой энергии, излучаемой телом человека.
Метод контрольных вопросов применяется для психологической активизации творческого процесса [1].
Цель метода состоит в том, чтобы с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Метод может применяться как в индивидуальной работе, так и при коллективном обсуждении проблемы, например при «мозговой атаке». Один из широко распространенных вопросников А. Осборна включает девять групп вопросов.
1, Какое новое применение системе можно предложить?
2. На какую другую систему похожа данная система и что можно скопировать?
3. Какие модификации путем изменения функций возможны?
4. Что в системе можно увеличить (расширить, объединить)?
5. Что в системе можно уменьшить (сжать, ускорить, сузить, раздробить)?
6. Что в системе можно заменить?
7. Что в системе можно преобразовать?
8. Что в системе можно сделать наоборот?
9. Какие новые комбинации элементов системы возможны?
В данных вопросах содержатся рекомендации по апробированию эвристических приемов (инверсия, аналогия, дробление, перенос, динамизация и т.д.) для решения поставленной задачи.
Метод коллективного блокнота позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым членом рабочей группы с коллективной их оценкой и процессом выработки решения. Метод реализуется следующим образом [1]:
Каждый участник получает блокнот, в котором записывает в общих чертах без применения специальных терминов существо проблемы, а также данные, позволяющие ориентироваться в ней. В течение месяца каждый участник ежедневно заносит в блокнот возникающие идеи, касающиеся рассматриваемой проблемы, оценивает их и определяет, какие из них могут обеспечить наилучшее решение задачи. Одновременно формулируются наиболее целесообразные направления исследования. Кроме того, в блокноте фиксируются идеи, находящиеся в стороне от основной проблемы, развитие которых может оказаться полезным для нахождения конечного решения.
Систематизация зафиксированных в блокнотах идей осуществляется руководителем группы, а заключительное творческое обсуждение — всеми членами группы.
Метод «матриц открытия» получил широкое распространение во Франции. Как и в морфологическом методе синтеза, здесь преследуется цель систематически исследовать все мыслимые варианты, вытекающие из закономерностей строения (морфологии) совершенствуемой системы, выбрать и изучить поле возможных решений. В то же время метод «матриц открытия» проще и дает возможность ограничить количество рассматриваемых вариантов [1].
Суть метода в построении квадратной матрицы (табл. 3.7), в которой пересекаются два ряда характеристик по вертикали и горизонтали. Ряды могут быть упорядоченными по какому-либо признаку или неупорядоченными. Характеристики могут быть выражены количественно или качественно. В отличие от метода морфологического анализа здесь часть выбранных характеристик может относиться не к системе, а к условиям ее эксплуатации.
Основные этапы метода «матриц открытия» по обработке информации следующие:
• составление перечня элементов, свойств, объектов, фактов, идей и т.п;
• выработка поля анализа — определение проблемы в наиболее общей и абстрактной форме, ее уточнение, построение структуры поля;
• определение пересечения рядов и столбцов,- обнаружение возможных комбинаций;
• изучение комбинаций и выбор рациональных решений.
Таблица 3.7.
Структура «матрицы открытия»
Влияющий фактор | Материалы | Оборудование | Потребности | Рынки |
Материалы Оборудование Потребности Рынки |
Метод «матриц открытия», как правило, не дает законченных решений и служит для систематизации имеющегося материала и определения отправных пунктов дальнейшего исследования. Комбинации характеристик дают возможность для плодотворных ассоциаций, постановки проблем, которые ранее оставались незамеченными.
Синектика — это комплексный метод стимулирования творческой деятельности, использующий приемы и принципы как «мозговой атаки», так и метода аналогий и ассоциаций. Само слово «синектика» — неологизм, означающий объединение разнородных элементов.
В основе метода лежит поиск нужного решения с помощью преодоления психологической инерции, состоящей в стремлении решить проблему традиционным путем. Синектика позволяет выйти за рамки какого-то конкретного образа мыслей и значительно расширяет диапазон поиска новых идей за счет представления привычного непривычным и, наоборот, непривычного привычным [1].
При использовании синектики решение проблемы ищет группа специалистов, как владеющих этим методом, так и только приступающих к овладению. Желательно, чтобы члены синектической группы (кроме руководителя) перед началом работы не знали сути рассматриваемой проблемы. Это позволит им абстрагироваться от привычного стереотипа мышления.
Одна из важнейших частей синектической процедуры — выяснение того, как участники представляют себе обсуждаемую проблему. С этой целью они предлагают свои варианты ее определения. Руководитель записывает определение на доске, что имеет существенное психологическое значение, поскольку в этом случае каждый участник начинает воспринимать проблему как свою и делает попытки ее решить. Далее руководитель задает наводящие вопросы, вызывающие ассоциации и аналогии.
Метод синектики широко использует личную аналогию (эмпатию). Человек мысленно вживается в образ рассматриваемой системы, стараясь отождествить себя с ней и проанализировать возникающие ощущения. Это помогает при синтезе новых вариантов систем. Эмпатия успешно применяется при решении особо сложных проблем, а также для проверки осуществимости различных идей.
Отметим, что в результате выполнения этапа разработки и принятия управленческих решений должен сформироваться перечень альтернатив для их последующей оценки и выбора наиболее предпочтительной. Использование широкого спектра существующих методов генерации альтернатив призвано оказать лицу, принимающему решения, содействие в выполнении задач этого этапа.