Антикризисное регулирование экономики на основе управления инвестициями финансового сектора
Владимир 2012
УДК 657.62.622
ББК 65.053
Рецензент
доктор экономических наук, профессор
Зав. кафедрой «Менеджмент» Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и
государственной службы при Президенте РФ
Ю.Н. Лапыгин
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
Современные проблемы экономики: Метод. указания к лабораторным работам / Владим. гос. ун-т; Сост.: П.Н. Захаров. Владимир, 2011. - 16 с.
Методические рекомендации ориентированы на формирование у аспирантов знаний и компетенций в области экономики и управления организациями в условиях высокой степени изменчивости рыночной среды, способствование формированию будущих научно-педагогических кадров в области экономики и управления, необходимого для успешной работы в рыночных условиях современной России.
Рекомендуются для аспирантов всех специальностей по отраслям наук: 01.00.00 - Физико-математические науки, 02.00.00 – Химические науки, 03.00.00 – Биологические науки, 05.00.00 – Технические науки, 07.00.00 – Исторические науки, 08.00.00 – Экономические науки, 09.00.00 – Философские науки, 10.00.00 – Филологические науки, 12.00.00 – Юридические науки, 13.00.00 – Педагогические науки, 19.00.00 – Психологические науки.
Табл. 4 Ил. 5 Библиогр.: 9 назв.
ВВЕДЕНИЕ
Современная экономическая наука характеризуется значительным разнообразием существующих концепций, теорий, подходов и инструментария. Данная особенность характерна для двух ключевых разделов современной экономической науки – микро- и макроэкономики. Имея ключевые знания в части основ рыночной экономики, структуры и объективных законов рынка, теории спроса и предложения, основ потребительского поведения на рынке, современных концепций фирмы, инструментов антикризисного циклического регулирования экономики, будущий кандидат наук может значимо повысить системность своей деятельности, более качественно определять перспективные направления деятельности организации, определять эффективные механизмы противостояния конкурентам, способы и коридоры возможной кооперации с внешним окружением, формировать направления, связанные с изменения в организации в связи с реализацией выработанных проектов, программ и отдельных политик.
Приведенные методические рекомендации раскрывают методику выполнения лабораторных работ по следующим направлениям:
· Антикризисное регулирование экономики на основе управления инвестициями финансового сектора;
· Распределение налогового бремени при эластичном (неэластичном) спросе;
· Оценка финансового левериджа.
Тематика лабораторных работ, предлагаемая в данных методических указаниях, составлена с учетом современных требований к уровню подготовки аспирантов. Она включает в себя основные разделы учебного плана аспирантской подготовки. Дополнительные вопросы могут быть рассмотрены при самостоятельной творческой работе аспирантов.
Лабораторная работа №1
АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА
Цель работы: ознакомиться с механизмами воздействия государства на величину совокупного спроса и предложения посредством воздействия на величину инвестиций.
Теоретические основы
Условие макроэкономического равновесия описывается следующей зависимостью:
AS = AD, где
AS – совокупный спрос, ден. ед.
AD – совокупное предложение, ден. ед.
На рисунке 1 приведен механизм взаимодействия спроса и предложения.
Рисунок 1 – Механизм взаимодействия совокупного
спроса и предложения
Несмотря на действие рыночного механизма, экономика обладает ограниченной способностью к саморегуляции, т.е. потенциально возможными являются экономические кризисы, проявляющиеся в несоответствии величин совокупного спроса и предложения.
Одним из видов кризисов в макроэкономике является кризис перепроизводства, описывающийся неравенством:
AS > AD.
Современные экономические концепции обосновывают необходимость активного вмешательства государства в экономику с целью регулирования величин совокупного спроса и предложения.
Основной причиной кризиса перепроизводства является избыточное инвестирование хозяйствующих субъектов. Инвестиции, обладающие свойством акселератора и мультипликатора, могут, при определенных условиях, создавать «перегрев» экономики, при котором величина совокупного спроса будут значительно меньше совокупного предложения.
Органы государственной власти могут использовать методы прямого и косвенного регулирования деловой активности. К числу основных инструментов такого регулирования следует отнести:
1. Повышение ставки налога на прибыль. Увеличение налогового бремени, в целом, является фактором снижения деловой активности, но при этом следует ориентироваться на величину «предельной ставки», которая описывается «кривой Лаффера» (см. рисунок 2). Превышение данной величины (45-50 % налогооблагаемой прибыли) приведет к снижению доходов бюджета как результата уменьшения собираемости налогов.
|
| |||
Рисунок 2 – Кривая Лаффера
2. Дополнительный выпуск государственных ценных бумаг. Данный инструмент является альтернативой для коммерческих кредитных организаций в части инвестирования. Как правило, государственные ценные бумаги характеризуются более низкой доходностью, но их выгодно отличает высокая степень надежности. В результате объемы избыточного инвестирования реального сектора экономики сокращаются.
3. Изменение учетной ставки рефинансирования. Учетная ставка – основной финансовый индикатор экономики страны. Это процент, под который Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. В целом динамика учетной ставки свидетельствует о реализации политики «дешевых» или «дорогих» денег. В целом снижение учетной ставки повышает доступность кредитов, рост учетной ставки снижает объемы избыточного инвестирования реального сектора экономики.
Задание к лабораторной работе.
На основе приведенных исходных данных (см. таблицу) рассчитать:
1. совокупный спрос и совокупной предложение в стоимостном выражении;
2. удельную величину инвестиций на 1 руб. совокупного предложения;
3. величину избыточного инвестирования на основе расчетов по п.1 и п.2;
4. сокращение избыточного инвестирования за счет повышения ставки налога на прибыль;
5. необходимый рост учетной ставки для обеспечения сбалансированности совокупного спроса и предложения с учетом расчетов по п. 4 и величины выпуска государственных ценных бумаг.
Таблица 1
Исходные данные к лабораторной работе №1
Показатель | Значения по вариантам | |||||||||
А Б В | Г Д Е | Ж З И | К Л М | Н О П | Р С Т | У Ф Х | Ч Ш Щ | Ц Э Ю | Я | |
1. Совокупный спрос, млрд. ед. | ||||||||||
2. Совокупное предложение, млрд. ед. | ||||||||||
3. Цена ед. продукции, ден. ед. | 2,2 | 2,4 | 2,5 | 2,75 | 2,6 | 2,2 | 2,5 | 2,75 | 2,4 | 2,6 |
4. Совокупный объем инвестиций, мрлд. ден. ед. | 24,4 | 28,5 | 29,5 | 29,2 | 24,4 | 27,2 | 34,5 | 31,8 | ||
4. Ставка налога на прибыль, % | ||||||||||
5. Максимально возможная ставка налога на прибыль, % | ||||||||||
6. Суммарный объем выпуска облигаций, млрд. ден. ед. | 3,5 | 8,5 | 5,5 | 3,5 | 9,2 | |||||
7. Учетная ставка, % |
Дополнительные данные:
1. Рост учетной ставки на 1% сокращает величину избыточных инвестиций на 2,5 млрд. ден. ед.
2. Рост ставки налога на прибыль на 1% снижает величину избыточных инвестиций на 1%.
Лабораторная работа №2