В качестве самопроверки выполните следующие задания в тестовой форме
1. Как изменится спрос и что произойдет с кривой спроса на бензин, если (ceteris paridus):
а) вырастут цена на автомобили; б) увеличится количество автомобилей; в) возрастут издержки транспортировки нефти; г) движение в защиту окружающей среды приобретет много новых сторонников.
2.Как изменится предложение и что произойдет с кривой предложения пшеницы, если (ceteris paridus):
а) упадут издержки на производство удобрений; б) увеличится спрос на пшеничный хлеб; в) будет засушливое лето; г) ожидается рост мировых цен; д) уменьшатся издержки на производство ржи;
3. Как измениться спрос (ceteris paridus):
а) на уголь при росте цен на нефть; б) на чай при падении цен на кофе;
в) на ягоды летом при падении цен на сахар; г) на дешевый одеколон при росте цен на водку.
3.Функция спроса имеет вид: Q = 100 – 2,5 P. Наклон этой функции в «маршаллианском» виде равен:
а) – 2,5; б) – 0,4; в) – 40; г) – 250.
4.Кривая рыночного спроса демонстрирует а) увеличение потребления товара при увеличении его цены; б) увеличение потребления товара, если он стал более модным; в) уменьшение потребления товаров при сокращении доходов населения; г) уменьшение потребления товара при увеличении его цены.
5.Товар Гиффена – это благо, на которое:
а) спрос растет при росте денежного дохода потребителя; б) объем спроса растет при росте его цены; в) спрос растет при падении реального дохода потребителя и неизменности относительных цен товаров; г) спрос не изменяется при изменении его цены.
6.Кривая спроса сместилась влево. Это значит, что повысились:
а) доходы потребителей; б) налоги на потребителей; в) число потребителей; г) предложение товара.
7.Кривая предложения сместилась вправо. Это значит, что повысились:
а) налоги на производство данного продукта; б) спрос на данный продукт;
в) эффективность производства данного продукта; г) цены на исходные ресурсы.
8.Неустойчивое равновесие имеет место в случае, если:
а) некоторые покупатели не могут определить свой спрос;
б) некоторые продавцы не могут определить свое предложение;
в) угол наклона линии предложения меньше угла наклона линии спроса;
г) равновесие достигается при одной цене и множестве объемов или при одном объеме и множестве цен.
9.Кривая рыночного спроса для товара:
а) показывает отношение между объемом спроса и доходом; б) только тогда подчиняется закону спроса, когда каждая индивидуальная линия спроса ему тоже подчиняется; в) показывает зависимость между объемом спроса и ценой товара; г) имеет положительный наклон для некачественных товаров.
Темы эссе:
1. Существует ли товар Гиффена в российской экономике?
2. Может ли эластичный спрос стать неэластичным и наоборот?
3. Краткосрочные и долгосрочные тенденции изменения цен на мировом рынке нефти: анализ с помощью модели спроса и предложения.
4. Применение концепции эластичности спроса и предложения для анализа последствий изменения косвенных налогов (на примерах из российской практики).
Тема № 7. Теория поведения потребителя (4 часа)
Глоссарий
Потребитель; кардиналистическая теория; общая полезность; предельная полезность; закон убывающей предельной полезности; максимизация общей полезности; предельные издержки потребления; ординалистская теория; бюджетные ограничения; кривая безразличия; норма замещения; оптимум потребления.
ПЛАН
1. Теория поведения потребителя. Кардиналисткая теория потребительского поведения. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Графическая интерпретация теории предельной полезности.
2. Правило рационального потребительского поведения (максимизации общей полезности): равновесие предельной полезности и предельных издержек потребления.
3. Теоретическая уязвимость теории предельной полезности. Ординалистская теория поведения потребителя. Аксиомы ординалистского подхода. Бюджетное ограничение. Кривая безразличия, их свойства и типы. Предельная норма замещения. Принцип убывающей предельной нормы замещения. Оптимум потребителя.
Вопросы для обсуждения
1. Теории кардиналистской полезности и реальность. Максимизирует ли реальный потребитель свою полезность?
2. Метод Лагранжа и его использование в экономическом анализе.
3. Поведение потребителя в условиях неопределенности.
4. Реклама и её влияние на потребительское поведение.
Практические задания
1. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности предполагает:
а) возможность измерения полезности различных товаров в условных единицах;
б) возможность точного объективного измерения полезности различных товаров;
в) соизмерение объемов удовлетворения от потребления какого-либо блага различными потребителями.
2. Для максимизации совокупной полезности потребитель должен так распределить свой доход, чтобы:
а) предельная полезность каждого потребленного товара была одинаковой;
б) общая полезность каждого товара в расчете на единицу товара была одинаковой;
в) общая полезность каждого товара в расчете на рубль затрат была одинаковой;
г) приобрести максимальное количество единиц товара;
д) предельная полезность каждого товара в расчете на рубль затрат была одинаковой.
3. Среди следующих утверждений одно неправильное. Укажите его:
а) каждая точка на кривой безразличия показывает разную комбинацию двух товаров;
б) чем меньше доход потребителя, тем ниже располагается на графике его бюджетная линия;
в) изменения величины дохода могут привести к изменению в наклоне бюджетной линии;
г) все точки на бюджетной линии означают наборы, требующие от потребителя одинакового уровня денежных расходов;
д) карта безразличия – это совокупность прямых, каждая из которых представляет различный уровень полезности данного потребителя.
4. Функция полезности данного потребителя имеет вид TU= 10х – 5х2. При каком объеме потребления (х) совокупная полезность (TU) будет максимальной и потребитель достигнет насыщения?
Ответ: при х = 1.
5. Функция полезности задана уравнением TU = 10х + 5х2 – (1/3)х3. Найти объем потребления (х), при котором начинает действовать закон убывания предельной полезности, то есть MU начинает уменьшаться.
6. Известно, что для данного товара отношение его предельной полезности к цене MU/P = 4. Уравнение предельной полезности имеет вид MU =16-2Q. Какой вид будет иметь функция спроса на данный товар в этих условиях?
Литература
Основная литература
и. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика учебник / Галина Петровна Журавлева, Николай Александрович Поздняков, Юрий Александрович Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 440 с.
Дополнительная литература
к. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика учебник / под общ ред. А.В. Сидоровича.-2-е изд, перераб и доп. М.: Дело и Сервис, 2010.-624с.
л. Сажина М. А. Экономическая теория учебник / Муза Аркадьевна Сажина, Георгий Георгиевич Чибриков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФОРУМ, 2012. - 608 с
м. Микроэкономика: бакалавр электронный учебник / под ред. А. Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).