Основные показатели уровня жизни в 1998 г
Показатели | 1998 г. в % к 1997 г. | III кв. 1998 г. в % к 1997 г. | 1998 г. в % к 1991 г. |
Среднедушевые денежные доходы | 81,8 | 72,2 | 50,3 |
Среднемесячная заработная плата | 86,2 | 64,6 | 42,4 |
Товарооборот | 95,5 | 85,6 | 88,0 |
Продовольственные товары | 96,9 | 93,2 | 76,8 |
Непродовольственные товары | 94,1 | 78,7 | 93,1 |
Услуги | 97,6 | 93,6 | 27,7 |
На начало 1999 г. денежные доходы составляли примерно 44% от уровня 1991 г., а заработная плата—около 35%. Соответственно общий объем товарооборота составил менее 80% уровня 1991 г., причем уровень покупок продовольственных и непродовольственных товаров по отношению к 1991 г. теперь примерно один и тот же. Расходы на оплату услуг составляют несколько более 25% уровня 1991 г. Следует отметить, что принятые теперь методы исчисления денежных доходов населения несопоставимы в полной мере с дореформенным периодом. В сопоставимой с 1991 г. методологии уровень денежных доходов ниже официального примерно на 15%.
Отмеченный официальной статистикой в 1992-1998 гг. разрыв в динамике денежных доходов и расходов на товары в сопоставимых ценах в значительной степени также является результатом пересмотра методов исчисления общего объема товарооборота, приведшего к повторному счету продаж товаров. За счет этого фактора официальный объем товарооборота завышен примерно на 12—15%.
Количественные оценки дифференциации доходов и бедности
При оценке динамики уровня жизни населения России необходимо учитывать, что по сравнению с 1991 г. сильно выросла дифференциация доходов. Значения фондового коэффициента составляли, по официальным данным, в 1998 г. около 13 раз по сравнению с 4,5 в 1991 г. Приводимые Госкомстатом РФ оценки дифференциации доходов также явно занижены. Достаточно сказать, что согласно поквартальным данным выборочных обследований бюджетов домохозяйств, не охватывающих наиболее обеспеченные слои населения, фондовый коэффициент в 1998 г. превышал 20 раз. По нашим оценкам, в расчете на год в целом для всего населения это дает величину фондового коэффициента около 40 раз. Соответственно для помесячных данных величина фондового коэффициента составляет около 60 раз. Согласно данным Всемирного банка, такие масштабы дифференциации доходов характерны лишь для таких отсталых стран, как Гватемала и Парагвай.
К концу первого полугодия 1998 г. примерно четверть населения России увеличила или сохранила неизменным дореформенный уровень потребления. В то же время остальные три четверти населения сократили свое потребление в среднем на 70%. При этом около трети населения имели денежный доход ниже прожиточного минимума.
Существование этой группы населения обеспечивается в значительной мере за счет натурального потребления углеводистых продуктов питания (хлеба, картофеля) и накопленного в дореформенный период домашнего имущества. Поэтому кризис августа 1998 г. не оказал значительного влияния на эту группу, но добавил к ней еще 15-20 млн. человек, перешедших за черту прожиточного минимума. Масштабы этого приращения существенно меньше, чем в первые месяцы 1992 г., что в большей мере объясняет видимую «адаптацию» населения к новому низкому среднему уровню потребления.
В то же время достаточно продолжительное существование за чертой бедности половины населения страны будет иметь в долгосрочном периоде катастрофические последствия. Кроме того, именно эта группа населения и примыкающие к ней 30-40 млн человек, имеющие более высокий доход, при условии роста доходов могли бы обеспечить спрос на отечественные потребительские товары.
Поэтому скорейший подъем жизненного уровня части населения, пострадавшей в результате реформ, необходим с точки зрения социальной справедливости и прекращения деградации населения. Этот подъем является важнейшим условием роста отечественного производства.
8.4. Разработка целевых ориентиров потребления
Методы определения целевых ориентиров
Для определения целевых ориентиров потребления в прогнозных расчетах используется нормативный метод. Он основывается на оценке потребностей населения в отдельных благах и услугах массового потребления и уровней цен на них, что в конечном счете позволяет определить объем и структуру денежных расходов населения.
Оценка потребностей в продуктах питания может строиться на основе физиологических норм, в непродовольственных товарах — на основе эмпирических данных о накоплении предметов длительного пользования и сроках их обновления, необходимом уровне покупок одежды и обуви — исходя из климатических условий и т.д. Эти данные основываются преимущественно на экспертных оценках.
Примером использования нормативного метода является применявшийся в перспективном планировании в СССР рациональный потребительский бюджет (РПБ). Применение нормативного подхода в значительной мере определялось системой планирования, включавшей и детальное регулирование цен.
Данный метод в различных вариантах использовался при разработке планов и программ во многих странах. Широко применялось построение различных потребительских бюджетов и в экономическом анализе, прежде всего для определения динамики стоимости жизни отдельных социальных групп населения.
В условиях рыночной экономики нормативный метод в прежнем виде неприменим, поскольку необходимо учитывать закономерности формирования структуры потребительского спроса. Целесообразно использовать комбинацию нормативного подхода при оценке расходов на продовольственные товары и статистических функций, отражающих зависимость спроса на непродовольственные товары и услуги от общего уровня потребительских расходов.
Пример оценки целевых ориентиров
Приведем в качестве примера оценку целевых ориентиров потребления для современных российских условий. Целью перспективного периода должно быть восстановление дореформенного уровня доходов и потребления населения.
Количественная оценка среднего потребительского стандарта, соответствующая этой цели, основывалась на следующих предпосылках. Во-первых, учитывались закономерности формирования спроса населения на товары и услуги. Во-вторых, принималась в расчет необходимость снижения дифференциации доходов населения, что связано с задачей повышения оплаты труда в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве до уровня, обеспечивающего трудовую активность населения.
Поэтому восстановлению среднего уровня потребления будет соответствовать иная структура потребления по сравнению с дореформенным периодом.
Расчет нормативных уровней потребления населения по отдельным товарным группам строился на основе системы функций спроса, оцененных по данным бюджетной статистики, статистики товарооборота, цен, показателей баланса денежных доходов и расходов населения за 1995-1996 гг. В табл. 8.2 приведены характеристики этого нормативного стандарта, среднего для всего населения, предполагающие:
• фактический уровень потребления продовольствия в 1991 г.;
• фактический уровень обеспеченности жильем в 1995 г. и уровень цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства, соответствующий полному возмещению населением затрат на него;
• расчетный объем спроса на непродовольственные товары, алкоголь и платные услуги исходя из современных закономерностей формирования потребительского спроса.
Таблица 8.2.