Перечень вопросов к зачету по дисциплине 18 страница

Следователь­но, инвестиции во внутренний сектор будут сокращаться. В итоге в экономике наступает глубокий спад.

Математически это было доказано А. Белоусовым и Е. Погребняком. В их исследовании представлена модель объема чистого экс­порта, необходимого для осуществления выплат по внешнему долгу при двух сценариях развития структуры внешней торговли.

При этом объем обслуживания государственного долга был оценен в 30 и 20% ВВП в 2005 и 2010 гг. соответственно. Расчет первого сценария ос­новывался на предложении о сохранении существующей топливно-сырьевой направленности российского экспорта, а второго — на со­вершенствовании структуры российского экспорта.

При одинаковом результате в сфере погашения внешнего долга эти сценарии воспро­изводят две существенно разные траектории макроэкономического развития.

В рамках первого сценария наращивание экспорта топливных и сырьевых ресурсов требует опережающего роста выпуска в этих сек­торах. При текущих коэффициентах прямых затрат это ведет к уве­личению промежуточного потребления. Таким образом, рост выпуска в экспортных отраслях достигается только при снижении темпов ко­нечного потребления домохозяйств и общих темпов валового выпус­ка.

При этом темп роста ВВП составляет не более 2,5%, в объеме экспорта происходит уменьшение доли внутреннего сектора эконо­мики. Такой рост недостаточен для решения задач в области соци­альной структурной политики в ближайшее десятилетие, поэтому реализация этого сценария не обеспечивает экономическую безо­пасность России.

При реализации второго сценария происходит «облагоражива­ние» структуры экспорта благодаря росту экспорта продукции внут­реннего сектора экономики.

В рамках этого сценария в экспорте топливо-энергетического и сырьевого комплексов происходит спад, который компенсируется ростом экспорта внутреннего сектора экономики. Темп роста ВВП при реализации данного сценария со­ставляет 3,6%1.

В табл. 10.1 представлена динамика макроэкономи­ческих показателей при реализации двух сценариев развития струк­туры внешней торговли. В рамках погрешности расчета данные по 2005 г. совпали с реальными.

В двухсекторной модели экономики инвестиции будут осущест­вляться в те проекты, где финансовая отдача превышает банков­скую процентную ставку (рис. 10.1).

В российской практике объем инвестиций во внутреннем секторе экономики значительно меньше инвестиций экспортного сектора. Опасность ситуации заключается в том, что в долгосрочной перспек­тиве динамика экспортного сектора определяется развитием внут­реннего сектора экономики.

Получается, что экономика попадает в замкнутый круг: сокращение инвестиций во внутреннем секторе и аккумуляция их в экспортном не могут обеспечить стабильный рост в долгосрочном периоде. Этот круг не разорвать рыночными силами, и здесь необходимо вмешательство государства.

При сохранении су­ществующих тенденций в структуре инвестиций катастрофическое положение в экономике будет лишь усугубляться.

Риски в российской экономике. Почему же инвесторы предпочитают вкладывать средства в экспортный сектор? Важное значение при принятии инвестиционных решений имеют риски, связанные с реализацией данных проектов: риск конкретного проекта, отрасли, риски при внешнеторговых операциях, политические и т.п.

1 Белоусов А.Р., Погребняк Е.В. Экспортный потенциал России: проблемы фор­мирования и перспективы развития. М., 1999.

Таблица 10.1. Динамика макроэкономических показателей при реализации двух сценариев развития экспорта

Показатель Первый сценарий Второй сценарий
Темп роста потребления 1,015 1,018 1,021 1,015 1,023   1,031  
Доля экспорта в выпуске внутреннего сектора экономики, %   9,0   8,1   7,0   9,0   9,5   10,0  
Доля экспорта в выпуске других отраслей экономики, %   1,0     0,8     0,7     1,0     1,1     1,1    
Темп роста ВВП, раз   1,008   1,025   1,025   1,008   1,030   1,036  
Темп роста валового выпуска, раз 1,009   1,025   1,025   1,009   1,030   1,037  
Темп роста экспорта, раз 0,960 1,010 1,004 0,960 1,012   1,012  
Состояние топ.Энер.Ком 1,017 1,013 1,004 1,017 0,997 0,988
Состояние сырьевого комплекса   1,004   1,013   1,008   1,004   0,998   0,989  
Состояние внутреннего сектора экономики   0,853   1,005   0,999   0,853   1,048   1,055  
Состояние других отраслей экономики   0,873   0,969   0,998   0,873   1,046   1,052  
Темп роста импорта, раз   0,886   1,012   1,010   0,886   1,016   1,018  
Развитие чистого экспорта   8,7   8,3   6,5   8,7   8,1   6,5  
Отношение чистого экспорта к ВВП, %              

Источник: Белоусов А.Р., Погребняк Е.В. Экспортный потенциал России: проблемы формирования и перспективы развития. М., 1999.

Ключевое значение имеет риск от­расли. Действительно, в условиях высокоинфляционной экономики международные рынки со стабильной валютной выручкой более предсказуемы по сравнению с внутренними рынками (при условии некоторой стабильности внешнеторгового регулирования).

Торговля продукцией экспортного сектора обладает меньшим риском по сравнению с реализацией продукции на отечественном рынке. Сле­довательно, даже при одинаковой рентабельности проектов экс­портный сектор обладает преимуществами.

перечень вопросов к зачету по дисциплине 18 страница - student2.ru

Рис. 10.1. Инвестиционный спрос на финансовые ресурсы в двухсекторной модели экономики

Статистические данные подтверждают это предположение. С. Ауку-ционек отмечает, что инвестиции осуществляются прежде всего в наиболее благополучные предприятия, которые характеризуются в том числе высокой загрузкой производственных мощностей и ус­тойчивостью платежеспособного спроса на выпускаемую продук­цию.

Таким образом, в российской практике можно ожидать, что рен­табельность проектов экспортно-ориентированного сектора экономики будет выше рентабельности проектов внутреннего сектора. Это связано с высоким уровнем риска, присущим российской экономи­ке. Уровень риска настолько велик, что инвестиционные проекты внутренней экономики зачастую лежат вне кривой доходности, что и обусловливает нежелание зарубежных инвесторов вкладывать фи­нансовые ресурсы в российскую экономику.

В долгосрочном плане динамика экспортного сектора определя­ется развитием внутреннего сектора экономики. При сохранении тенденции сокращения инвестиций во внутренний сектор экономи­ческая безопасность страны подрывается. Без вмешательства госу­дарства и поддержки российского производителя выход из затянув­шегося кризиса маловероятен.

Экспортный сектор должен обслуживать национальную эконо­мику, усиливая ее конкурентоспособность на мировом рынке. Ана­лиз статистических данных показывает, что в национальной эконо­мике растет доля экспортного сектора (добыча сырьевых ресурсов: нефти и природного газа, черных металлов и алюминия), в то время как производство промышленного оборудования и машин падает.

Согласно теореме Рыбчинского, при неизмененных мировых ценах и при наличии в экономике лишь двух секторов рост одного из факторов производства (сырьевых ресурсов) ведет к сокращению выпуска в другом секторе (выпуск продукции обрабатывающей про­мышленности). Следовательно, российская экономика может пре­вратиться в сырьевой придаток развитых стран, отдавая внутренний рынок зарубежным ТНК, которые продают не самые современные продукты и разработки НТП.

Неэкспортный сектор не способствует модернизации нацио­нальной экономики. В долгосрочной перспективе внутренний сек­тор экономики экзогенен по отношению к экспортному сектору (табл. 10.2).

Таблица 10.2. Место России в мире по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, 2006 г.

Вид продукции Место в рейтинге
  -Естественный газ, нефть добытая (включая газовый кон­денсат), сахарная свекла    
-Картофель  
-Строительный кирпич, бурый уголь, чугун  
-Электроэнергия, сталь, готовый прокат черных металлов, вывозка деловой древесины, минеральные удобрения, хлопчатобумажные ткани, зерновые и зернобобовые куль­туры, молоко  
-Железная руда, пиломатериалы, цемент  
-Каменный уголь  
-Целлюлоза, животное масло  
-Улов рыбы и добыча других морепродуктов  
-Скот и птица на убой (в убойном весе)  
-Шерстяные ткани, обувь  
-Легковые автомобили (включая сборку)  
-Бумага и картон  

Источник: Россия в цифрах. 2008. Росстат, 2008. С. 502.

Сконцентрированность инвестиций в экспортных сырьевых отраслях приводит к деиндустриализации российского хозяйства и к потере конкурентоспособности как на внешних, так и на внутренних рынках. Таким образом, рост экспорта тормозит развитие других отраслей.Известно, что чем больше какой-либо фактор специализирован (сконцентрирован) в экспортном произ­водстве, тем больше он выигрывает в результате внешней торгов­ли. А факторы импортозамещающего производства (например, технологии) при конкуренции с импортным производством несут потери. Однако, поскольку издержки на добычу нефти из-за кли­матических условий будут возрастать (хотя они уже и сейчас выше аналогичных издержек в Саудовской Аравии), будущее положение России в международном разделении труда сложное из-за вероят­ных потерь имеющихся технологий и снижающейся рентабельно­сти экспорта сырья.

Положение в добывающих отраслях. Из огромных сырьевых запасов России фактически освоено не более 25% общего объема. По запасам природных ресурсов в целом Россия занимает 1-е место в мире, а по уровню освоения места распределены так: 1-е — по добыче газа, 2-е — нефти, 6-е — угля. При этом общие затраты энергоресурсов в расчете на единицу ВВП в России больше в 4,5 раза, чем в США, в 8 раз, чем в странах ЕС, и в 10,6 раза, чем в Японии.

«Голландская болезнь». Россия богата природными ресурсами. Однако эффект огромных изменений в богатстве благодаря открытию новых запасов сырьевых ресурсов или изменению цен на них столь драматичен, что получил специфическое название «голландская болезнь». Этим он обязан тому факту, что в Нидерландах в 1960-х годах наблюдались существенные сдвиги в производстве вслед за открытием новых больших запасов природного газа. Поскольку экспорт этого вида сырья резко возрос, гульден укрепился, подорожав в реальном выражении, что привело к потере эффективности экспорта других видов това­ров, особенно промышленных1.

Впервые термин «голландская болезнь» был использован в 1977 г. в журнале «The Economist». Причины этой «болезни», как считают ряд авторов, лежат не столько в монетарных диспропорци­ях, сколько в структурных. Лечение «голландской болезни» — про­блема долгосрочной структурной политики государства.Стоимость экспорта российской нефти, согласно оценкам Цен­тра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирова­ния ЦНП РАН, складывается следующим образом: производствен­ные затраты составляют 8 долл. за баррель, транспортировка — 2, дополнительные операции — 2, налоги на продукты — 3, итого 15 долл. за баррель. С учетом же минимальной потребности в инве­стициях в основной капитал экспортная цена российской нефти должна быть не ниже 11—11,5 долл. за баррель2. Данные по изме­нению затрат на 1 руб. продукции в добывающих отраслях про­мышленности России представлены в табл. 10.3.

1 См. более подробно: Джеффри Д. Сакс, Фелипе Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело, 1996. С. 726—738.

2 См.: Экономическая безопасность / Под ред. В.К. Сенчагова. С. 513.

Таблица 10.3. Общеэкономические показатели РФ, % к итогу

Показатель
Добыча полезных ископаемых
в том числе:      
-Добыча топливно-энергетических полезных иско­паемых 87,7   88,5   88,9  
в том числе:      
-каменного угля, бурого угля и торфа 7,6 6,1 6,4
-сырой нефти и природного газа; предоставле­нии услуг в этих областях 80,0 82,3 82,3
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических   12,3 11,5 11,1
Обрабатывающие производства
в том числе:      
-производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 16,7 15,5 17,1
-Производство кокса и нефтепродуктов 16,2 17,4 11,0
-Химическое производство 7,6 6,9 6,8
-Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 21,4 21,7 22,7
-Производство машин и оборудования 5,4 5,6 5,9
-Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 5,1 5,4 6,2
-Производство транспортных средств и оборудования 9,4 9,2 10,1
-Прочие производства   18,2 18,3 20,2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
в том числе:      
-производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды   93,9 94,4 93,7
-сбор, очистка и распределение воды 6,1 5,6 6,3
         

Таблица составлена автором по источнику: Россия в цифрах. 2008. Росстат, с. 198-199.

Еще в 1920 г. американское правительство приняло решение добывать побольше нефти в других странах. Складывалось такое разделение труда: сырьевую нефть вывозили колониальные и зави­симые страны, а нефтепродукты — крупнейшие нефтяные компа­нии США и Великобритании.

В СССР как в 1920-е годы, так и в настоящее время наблюдает­ся опережающее развитие нефтедобычи по сравнению с нефтепере­работкой, что ведет к значительному экспорту сырой нефти и явля­ется серьезной угрозой экономике страны. Изменение структуры нефтепереработки требует больших капиталовложений. Значитель­ные инвестиции необходимы и в отрасль нефтедобычи. Необходима разработка топливно-энергетической стратегии с учетом нацио­нальных интересов, а также структуры топливно-энергетического баланса.

В 1925 г. ведущий теоретик энергетического развития Л.К. Рамзин опубликовал прогноз, ставший ориентиром для принятия практиче­ских решений: «Основой снабжения энергией на протяжении бли­жайших 200 лет будет каменный уголь, и второе по значению место занимает торф». Что же касается нефти, то, по мнению Рамзина, нефть, стоящая в центре внимания большинства промышленных стран, представляла собой топливо лишь текущего времени1.

В современных условиях такие прогнозы необходимы для при­нятия практических решений с учетом общенациональных интере­сов.

10.2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Методы регулирования внешней торговли. Государственное регулирование внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов. Тарифные методы включают в себя импортный и экспортный тарифы.

Тариф на импорт является наиболее распространенным видом ограничения торговли, это государственный денежный сбор с вво­зимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа внутренняя цена им­портного товара поднимается выше мировой.

Существуют два основных вида таможенных тарифов: специфи­ческие и адвалорные. Специфические определяются в виде фикси­рованной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и т.д.). Адвалорная пошлина устанавливается в виде процента тамо­женной стоимости товара.

Введение тарифа на импорт приводит к увеличению цены им­портируемых товаров, сокращению объема импорта, увеличению цен на подобные товары внутреннего производства и росту произ­водства таких товаров, т.е. при введении тарифа внутренние произ­водители получают дополнительный выигрыш, а потребители несут дополнительные расходы (больше, чем выигрыш производителей).

1Рамзин Л.К. Энергетические ресурсы СССР. М., 1925. С. 26.

Для того чтобы определить эффективность введения тарифа, опре­деляют уровень таможенной защиты, которой пользуются отрасли экономики государства при введении таможенной пошлины на конкурирующий импорт. Важно отметить, что, даже если отрасль защищена тарифом, фактическая степень защиты может быть отри­цательной, если ставка пошлины на компоненты материальных за­трат значительно превышает ставку пошлины на конечную продук­цию.

Расчет фактического уровня таможенной защиты позволяет увидеть, кого именно защищает тариф, а следовательно, позволяет принимать правильные решения в области внешнеторговой поли­тики. Общий эффект от введения таможенного тарифа для страны может быть как положительным, так и отрицательным.

Выигрыш от введения тарифа будет тем больше, чем меньше размеры сокраще­ния импорта и больше доля тарифа, уплату которой можно перело­жить на зарубежного поставщика, т.е. чем ниже эластичность пред­ложения импорта.

Введение тарифа на экспорт целесообразно в том случае, если цена на какой-либо продукт находится под административным кон­тролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты производителям субсидий.

Существующие количественные ограничения объема экспорта можно разделить на следующие категории: ограничение круга экс­портеров, которым разрешается вывозить данный товар, ограниче­ние количества товара, которое разрешено вывозить из России, со­блюдение особых условий, которые исключают возможность нане­сения ущерба национальным интересам в результате экспорта так называемых стратегически важных сырьевых товаров.

От введения экспортного тарифа выигрывают потребители дан­ного товара внутри страны и само государство. В целом же экс­портный тариф зеркально отражает импортный с той лишь разни­цей, что убытки терпят производители, а выигрыш достается потре­бителям. Экспортные тарифы используют в основном развива­ющиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленно развитые страны используют их редко, а в некоторых они даже за­прещены законодательством.

Наиболее распространенной формой нетарифных методов явля­ется квота — ограничение в количественном или стоимостном вы­ражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну за опре­деленный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования: государство выдает ли­цензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Теоретически квотирование импорта приводит к сокращению спроса на товар, подвергшийся квотированию, в результате роста его цены. Но это также стимулирует собственных производителей данного товара. А если лицензии продаются, то это, естественно, увеличивает доход государства.

Таким образом, воздействие квоты на уровень благосостояния идентично воздействию тарифа. Разница заключается в том, что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты часть этого дохода может достаться им­портерам. Однако квота дает гарантию, что импорт не будет превы­шать определенные пределы, поскольку лишает иностранных конку­рентов возможности расширять продажи за счет снижения цен.

Механизм защиты национальных производителей. Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые экспортерам для расширения вывоза товаров за границу.

Предоставление таких субсидий позволяет производителям про­давать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внут­реннем. Субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций) и косвен­ными (льготное налогообложение, кредитование, страхование).

В результате предоставления экспортных субсидий увеличивается объем экспорта. Но потери в цене компенсируются из государственно­го бюджета, т.е. за счет налогоплательщиков. Внутренняя цена на этот товар начинает расти в результате сокращения внутреннего предложе­ния. Это приносит дополнительную прибыль производителям за счет убытков потребителей. В реальных условиях в связи с ограниченно­стью эластичности спроса на товар в странах-импортерах увеличение бюджетных затрат превысит увеличение уровня внутренних цен.

Количественные ограничения вводятся с целью предотвратить опустошение внутреннего рынка в условиях, когда реализация то­вара выгоднее за рубежом, чем внутри страны, а также чтобы ис­ключить избыточное предложение данного товара на мировых рын­ках, которое может снизить цены и ухудшить условия торговли. В последнем случае ограничения нередко устанавливаются согласо­ванно — на двусторонней или многосторонней основе. В мировой практике известно множество примеров подобного регулирования: от сырьевых до многосторонних товарных соглашений.

В России отменено квотирование экспорта всех товаров за ис­ключением тех случаев, когда это необходимо для выполнения ме­ждународных обязательств.

В целях обеспечения экономической безопасности российской экономики и совершенствования внешнеэкономической деятельно­сти необходимы следующие меры:

• осуществление на единой нормативной и организационно-методической основе контроля за экспортом сырья, материа­лов, оборудования, технологий и научно-технической инфор­мации, которые имеют военное или двойное назначение;

• разработка списков сырья, материалов, оборудования, тех­нологий, научно-технической информации и услуг, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям;

• осуществление контроля и учета за соблюдением порядка предоставления предприятиям и организациям права экс­порта стратегически важных сырьевых ресурсов.

В современных условиях целенаправленная государственная поддержка экспорта становится своеобразным императивом эконо­мической политики, и не столько в форме отмены тех или иных ог­раничений на экспорт, сколько путем активного заинтересованного участия в реализации экспортно-ориентированных проектов и про­движении внутренних продуктов на внешние рынки.

Существенное значение для производителей поставляемой на экспорт машинно-технической продукции будут иметь меры тамо­женно-тарифного стимулирования деятельности. В связи с этим должны быть внесены необходимые изменения в нормативные акты, касающиеся таможенного режима переработки под таможенным кон­тролем, а также таможенного режима выпуска для свободного обра­щения. Речь идет и о возможности применения условного выпуска то­варов, предусматривающего предоставление отсрочки уплаты тамо­женных пошлин и налогов на время, объективно необходимое для производства и сбыта машинно-технической продукции за рубежом.

Структурная перестройка экономики и либерализация внешней торговли. Одним из условий Международного валютного фонда для предоставления кредитов является либерализация внешней торговли. Это предусматривает принятие программы реформ, приближающих торговую систему страны к нейтральности стимулов торговли на внутреннем и внешнем рынках1. Полностью либерализованная торговая система в принципе удовлетворяет критерию оптимальности по Парето в рамках общего мирового равновесия. Но эта оптимальность на глобальном уровне не всегда эффективна для конкретной страны. Ряд исследователей полагают, что оздоровление внутреннего производства и структурная перестройка промышленности невозможны без полной либерализации внешней торговли2.

Проблему структурной перестройки экономики трудно решить одновременно с либерализацией внешней торговли. Так, некоторые российские экономисты считают, что при существующем уровне из­держек, внутренних и мировых цен полная интеграция в мировое хо­зяйство в долгосрочном плане принесет большинству экспортно-ориентированных отраслей убытки.

1 Кикивари У. Либерализация внешней торговли в процессе экономической трансформации в России // Вопросы экономики. 1997. № 8.

2 См., например: Холопов А. Переходные экономики: реформа внешнеторговой политики // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 1.

Свобода внешней торговли в странах, не принадлежащих к наи­более развитым, ведет к концентрации производства, доминирова­нию крупных хозяйственных структур. Мелкий и средний бизнес не выдерживает конкуренции и либо разоряется, либо находится в строго ограниченных нишах экономики.

Условием развития совер­шенной конкуренции является относительная автономность нацио­нального рынка, огражденного от внешнего мира достаточно высо­кими барьерами. Как ни парадоксально, но предпосылкой либе­ральной экономической политики, ориентированной на совер­шенную конкуренцию, на определенном этапе развития служит внешнеэкономический протекционизм. Это объясняется тем, что для стабильного развития экономики необходим значительный плате­жеспособный спрос на национальные товары внутри страны или за рубежом.

Поскольку российские товары пока не конкурентоспособны на мировом рынке, для них остается лишь внутренний рынок. Поэтому полная либерализация внешней торговли и отмена импортных по­шлин приведут к еще более значительному переключению спроса на зарубежные товары и российские предприятия, работающие на внут­ренний рынок, не смогут реализовать свои изделия. Цены на рос­сийские товары незначительно ниже цен на импортные аналоги, но их качество, как правило, намного хуже. В этих условиях полная ли­берализация внешней торговли может привести к значительной без­работице и переходу России в страны — экспортеры сырья.

Для поддержания качества изделий и недопущения их еще боль­шей технологической отсталости необходимо по заранее объявлен­ному графику снижать импортные пошлины, не доводя их до нуле­вых значений. Но этот процесс не должен носить срочного характе­ра, чтобы в краткосрочном периоде российские предприятия могли получать прибыли на внутреннем рынке и обновлять производство.

Если от России требуют снижения импортных тарифов, то в самих странах Западной Европы следуют этим принципам далеко не всегда. Так, в странах ЕС ужесточают требования к качеству продукции, по­ставляемой из России.

Набор мер макроэкономической внешнеторговой политики, спо­собствующих сокращению импорта и поддержанию российского производителя, включает:

Наши рекомендации