Перечень вопросов к зачету по дисциплине 18 страница
Следовательно, инвестиции во внутренний сектор будут сокращаться. В итоге в экономике наступает глубокий спад.
Математически это было доказано А. Белоусовым и Е. Погребняком. В их исследовании представлена модель объема чистого экспорта, необходимого для осуществления выплат по внешнему долгу при двух сценариях развития структуры внешней торговли.
При этом объем обслуживания государственного долга был оценен в 30 и 20% ВВП в 2005 и 2010 гг. соответственно. Расчет первого сценария основывался на предложении о сохранении существующей топливно-сырьевой направленности российского экспорта, а второго — на совершенствовании структуры российского экспорта.
При одинаковом результате в сфере погашения внешнего долга эти сценарии воспроизводят две существенно разные траектории макроэкономического развития.
В рамках первого сценария наращивание экспорта топливных и сырьевых ресурсов требует опережающего роста выпуска в этих секторах. При текущих коэффициентах прямых затрат это ведет к увеличению промежуточного потребления. Таким образом, рост выпуска в экспортных отраслях достигается только при снижении темпов конечного потребления домохозяйств и общих темпов валового выпуска.
При этом темп роста ВВП составляет не более 2,5%, в объеме экспорта происходит уменьшение доли внутреннего сектора экономики. Такой рост недостаточен для решения задач в области социальной структурной политики в ближайшее десятилетие, поэтому реализация этого сценария не обеспечивает экономическую безопасность России.
При реализации второго сценария происходит «облагораживание» структуры экспорта благодаря росту экспорта продукции внутреннего сектора экономики.
В рамках этого сценария в экспорте топливо-энергетического и сырьевого комплексов происходит спад, который компенсируется ростом экспорта внутреннего сектора экономики. Темп роста ВВП при реализации данного сценария составляет 3,6%1.
В табл. 10.1 представлена динамика макроэкономических показателей при реализации двух сценариев развития структуры внешней торговли. В рамках погрешности расчета данные по 2005 г. совпали с реальными.
В двухсекторной модели экономики инвестиции будут осуществляться в те проекты, где финансовая отдача превышает банковскую процентную ставку (рис. 10.1).
В российской практике объем инвестиций во внутреннем секторе экономики значительно меньше инвестиций экспортного сектора. Опасность ситуации заключается в том, что в долгосрочной перспективе динамика экспортного сектора определяется развитием внутреннего сектора экономики.
Получается, что экономика попадает в замкнутый круг: сокращение инвестиций во внутреннем секторе и аккумуляция их в экспортном не могут обеспечить стабильный рост в долгосрочном периоде. Этот круг не разорвать рыночными силами, и здесь необходимо вмешательство государства.
При сохранении существующих тенденций в структуре инвестиций катастрофическое положение в экономике будет лишь усугубляться.
Риски в российской экономике. Почему же инвесторы предпочитают вкладывать средства в экспортный сектор? Важное значение при принятии инвестиционных решений имеют риски, связанные с реализацией данных проектов: риск конкретного проекта, отрасли, риски при внешнеторговых операциях, политические и т.п.
1 Белоусов А.Р., Погребняк Е.В. Экспортный потенциал России: проблемы формирования и перспективы развития. М., 1999.
Таблица 10.1. Динамика макроэкономических показателей при реализации двух сценариев развития экспорта
Показатель | Первый сценарий | Второй сценарий | ||||
Темп роста потребления | 1,015 | 1,018 | 1,021 | 1,015 | 1,023 | 1,031 |
Доля экспорта в выпуске внутреннего сектора экономики, % | 9,0 | 8,1 | 7,0 | 9,0 | 9,5 | 10,0 |
Доля экспорта в выпуске других отраслей экономики, % | 1,0 | 0,8 | 0,7 | 1,0 | 1,1 | 1,1 |
Темп роста ВВП, раз | 1,008 | 1,025 | 1,025 | 1,008 | 1,030 | 1,036 |
Темп роста валового выпуска, раз | 1,009 | 1,025 | 1,025 | 1,009 | 1,030 | 1,037 |
Темп роста экспорта, раз | 0,960 | 1,010 | 1,004 | 0,960 | 1,012 | 1,012 |
Состояние топ.Энер.Ком | 1,017 | 1,013 | 1,004 | 1,017 | 0,997 | 0,988 |
Состояние сырьевого комплекса | 1,004 | 1,013 | 1,008 | 1,004 | 0,998 | 0,989 |
Состояние внутреннего сектора экономики | 0,853 | 1,005 | 0,999 | 0,853 | 1,048 | 1,055 |
Состояние других отраслей экономики | 0,873 | 0,969 | 0,998 | 0,873 | 1,046 | 1,052 |
Темп роста импорта, раз | 0,886 | 1,012 | 1,010 | 0,886 | 1,016 | 1,018 |
Развитие чистого экспорта | 8,7 | 8,3 | 6,5 | 8,7 | 8,1 | 6,5 |
Отношение чистого экспорта к ВВП, % |
Источник: Белоусов А.Р., Погребняк Е.В. Экспортный потенциал России: проблемы формирования и перспективы развития. М., 1999.
Ключевое значение имеет риск отрасли. Действительно, в условиях высокоинфляционной экономики международные рынки со стабильной валютной выручкой более предсказуемы по сравнению с внутренними рынками (при условии некоторой стабильности внешнеторгового регулирования).
Торговля продукцией экспортного сектора обладает меньшим риском по сравнению с реализацией продукции на отечественном рынке. Следовательно, даже при одинаковой рентабельности проектов экспортный сектор обладает преимуществами.
Рис. 10.1. Инвестиционный спрос на финансовые ресурсы в двухсекторной модели экономики
Статистические данные подтверждают это предположение. С. Ауку-ционек отмечает, что инвестиции осуществляются прежде всего в наиболее благополучные предприятия, которые характеризуются в том числе высокой загрузкой производственных мощностей и устойчивостью платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию.
Таким образом, в российской практике можно ожидать, что рентабельность проектов экспортно-ориентированного сектора экономики будет выше рентабельности проектов внутреннего сектора. Это связано с высоким уровнем риска, присущим российской экономике. Уровень риска настолько велик, что инвестиционные проекты внутренней экономики зачастую лежат вне кривой доходности, что и обусловливает нежелание зарубежных инвесторов вкладывать финансовые ресурсы в российскую экономику.
В долгосрочном плане динамика экспортного сектора определяется развитием внутреннего сектора экономики. При сохранении тенденции сокращения инвестиций во внутренний сектор экономическая безопасность страны подрывается. Без вмешательства государства и поддержки российского производителя выход из затянувшегося кризиса маловероятен.
Экспортный сектор должен обслуживать национальную экономику, усиливая ее конкурентоспособность на мировом рынке. Анализ статистических данных показывает, что в национальной экономике растет доля экспортного сектора (добыча сырьевых ресурсов: нефти и природного газа, черных металлов и алюминия), в то время как производство промышленного оборудования и машин падает.
Согласно теореме Рыбчинского, при неизмененных мировых ценах и при наличии в экономике лишь двух секторов рост одного из факторов производства (сырьевых ресурсов) ведет к сокращению выпуска в другом секторе (выпуск продукции обрабатывающей промышленности). Следовательно, российская экономика может превратиться в сырьевой придаток развитых стран, отдавая внутренний рынок зарубежным ТНК, которые продают не самые современные продукты и разработки НТП.
Неэкспортный сектор не способствует модернизации национальной экономики. В долгосрочной перспективе внутренний сектор экономики экзогенен по отношению к экспортному сектору (табл. 10.2).
Таблица 10.2. Место России в мире по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, 2006 г.
Вид продукции | Место в рейтинге |
-Естественный газ, нефть добытая (включая газовый конденсат), сахарная свекла | |
-Картофель | |
-Строительный кирпич, бурый уголь, чугун | |
-Электроэнергия, сталь, готовый прокат черных металлов, вывозка деловой древесины, минеральные удобрения, хлопчатобумажные ткани, зерновые и зернобобовые культуры, молоко | |
-Железная руда, пиломатериалы, цемент | |
-Каменный уголь | |
-Целлюлоза, животное масло | |
-Улов рыбы и добыча других морепродуктов | |
-Скот и птица на убой (в убойном весе) | |
-Шерстяные ткани, обувь | |
-Легковые автомобили (включая сборку) | |
-Бумага и картон |
Источник: Россия в цифрах. 2008. Росстат, 2008. С. 502.
Сконцентрированность инвестиций в экспортных сырьевых отраслях приводит к деиндустриализации российского хозяйства и к потере конкурентоспособности как на внешних, так и на внутренних рынках. Таким образом, рост экспорта тормозит развитие других отраслей.Известно, что чем больше какой-либо фактор специализирован (сконцентрирован) в экспортном производстве, тем больше он выигрывает в результате внешней торговли. А факторы импортозамещающего производства (например, технологии) при конкуренции с импортным производством несут потери. Однако, поскольку издержки на добычу нефти из-за климатических условий будут возрастать (хотя они уже и сейчас выше аналогичных издержек в Саудовской Аравии), будущее положение России в международном разделении труда сложное из-за вероятных потерь имеющихся технологий и снижающейся рентабельности экспорта сырья.
Положение в добывающих отраслях. Из огромных сырьевых запасов России фактически освоено не более 25% общего объема. По запасам природных ресурсов в целом Россия занимает 1-е место в мире, а по уровню освоения места распределены так: 1-е — по добыче газа, 2-е — нефти, 6-е — угля. При этом общие затраты энергоресурсов в расчете на единицу ВВП в России больше в 4,5 раза, чем в США, в 8 раз, чем в странах ЕС, и в 10,6 раза, чем в Японии.
«Голландская болезнь». Россия богата природными ресурсами. Однако эффект огромных изменений в богатстве благодаря открытию новых запасов сырьевых ресурсов или изменению цен на них столь драматичен, что получил специфическое название «голландская болезнь». Этим он обязан тому факту, что в Нидерландах в 1960-х годах наблюдались существенные сдвиги в производстве вслед за открытием новых больших запасов природного газа. Поскольку экспорт этого вида сырья резко возрос, гульден укрепился, подорожав в реальном выражении, что привело к потере эффективности экспорта других видов товаров, особенно промышленных1.
Впервые термин «голландская болезнь» был использован в 1977 г. в журнале «The Economist». Причины этой «болезни», как считают ряд авторов, лежат не столько в монетарных диспропорциях, сколько в структурных. Лечение «голландской болезни» — проблема долгосрочной структурной политики государства.Стоимость экспорта российской нефти, согласно оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ЦНП РАН, складывается следующим образом: производственные затраты составляют 8 долл. за баррель, транспортировка — 2, дополнительные операции — 2, налоги на продукты — 3, итого 15 долл. за баррель. С учетом же минимальной потребности в инвестициях в основной капитал экспортная цена российской нефти должна быть не ниже 11—11,5 долл. за баррель2. Данные по изменению затрат на 1 руб. продукции в добывающих отраслях промышленности России представлены в табл. 10.3.
1 См. более подробно: Джеффри Д. Сакс, Фелипе Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело, 1996. С. 726—738.
2 См.: Экономическая безопасность / Под ред. В.К. Сенчагова. С. 513.
Таблица 10.3. Общеэкономические показатели РФ, % к итогу
Показатель | ||||
Добыча полезных ископаемых | ||||
в том числе: | ||||
-Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых | 87,7 | 88,5 | 88,9 | |
в том числе: | ||||
-каменного угля, бурого угля и торфа | 7,6 | 6,1 | 6,4 | |
-сырой нефти и природного газа; предоставлении услуг в этих областях | 80,0 | 82,3 | 82,3 | |
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 12,3 | 11,5 | 11,1 | |
Обрабатывающие производства | ||||
в том числе: | ||||
-производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака | 16,7 | 15,5 | 17,1 | |
-Производство кокса и нефтепродуктов | 16,2 | 17,4 | 11,0 | |
-Химическое производство | 7,6 | 6,9 | 6,8 | |
-Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий | 21,4 | 21,7 | 22,7 | |
-Производство машин и оборудования | 5,4 | 5,6 | 5,9 | |
-Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования | 5,1 | 5,4 | 6,2 | |
-Производство транспортных средств и оборудования | 9,4 | 9,2 | 10,1 | |
-Прочие производства | 18,2 | 18,3 | 20,2 | |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | ||||
в том числе: | ||||
-производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды | 93,9 | 94,4 | 93,7 | |
-сбор, очистка и распределение воды | 6,1 | 5,6 | 6,3 | |
Таблица составлена автором по источнику: Россия в цифрах. 2008. Росстат, с. 198-199.
Еще в 1920 г. американское правительство приняло решение добывать побольше нефти в других странах. Складывалось такое разделение труда: сырьевую нефть вывозили колониальные и зависимые страны, а нефтепродукты — крупнейшие нефтяные компании США и Великобритании.
В СССР как в 1920-е годы, так и в настоящее время наблюдается опережающее развитие нефтедобычи по сравнению с нефтепереработкой, что ведет к значительному экспорту сырой нефти и является серьезной угрозой экономике страны. Изменение структуры нефтепереработки требует больших капиталовложений. Значительные инвестиции необходимы и в отрасль нефтедобычи. Необходима разработка топливно-энергетической стратегии с учетом национальных интересов, а также структуры топливно-энергетического баланса.
В 1925 г. ведущий теоретик энергетического развития Л.К. Рамзин опубликовал прогноз, ставший ориентиром для принятия практических решений: «Основой снабжения энергией на протяжении ближайших 200 лет будет каменный уголь, и второе по значению место занимает торф». Что же касается нефти, то, по мнению Рамзина, нефть, стоящая в центре внимания большинства промышленных стран, представляла собой топливо лишь текущего времени1.
В современных условиях такие прогнозы необходимы для принятия практических решений с учетом общенациональных интересов.
10.2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
Методы регулирования внешней торговли. Государственное регулирование внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов. Тарифные методы включают в себя импортный и экспортный тарифы.
Тариф на импорт является наиболее распространенным видом ограничения торговли, это государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа внутренняя цена импортного товара поднимается выше мировой.
Существуют два основных вида таможенных тарифов: специфические и адвалорные. Специфические определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и т.д.). Адвалорная пошлина устанавливается в виде процента таможенной стоимости товара.
Введение тарифа на импорт приводит к увеличению цены импортируемых товаров, сокращению объема импорта, увеличению цен на подобные товары внутреннего производства и росту производства таких товаров, т.е. при введении тарифа внутренние производители получают дополнительный выигрыш, а потребители несут дополнительные расходы (больше, чем выигрыш производителей).
1Рамзин Л.К. Энергетические ресурсы СССР. М., 1925. С. 26.
Для того чтобы определить эффективность введения тарифа, определяют уровень таможенной защиты, которой пользуются отрасли экономики государства при введении таможенной пошлины на конкурирующий импорт. Важно отметить, что, даже если отрасль защищена тарифом, фактическая степень защиты может быть отрицательной, если ставка пошлины на компоненты материальных затрат значительно превышает ставку пошлины на конечную продукцию.
Расчет фактического уровня таможенной защиты позволяет увидеть, кого именно защищает тариф, а следовательно, позволяет принимать правильные решения в области внешнеторговой политики. Общий эффект от введения таможенного тарифа для страны может быть как положительным, так и отрицательным.
Выигрыш от введения тарифа будет тем больше, чем меньше размеры сокращения импорта и больше доля тарифа, уплату которой можно переложить на зарубежного поставщика, т.е. чем ниже эластичность предложения импорта.
Введение тарифа на экспорт целесообразно в том случае, если цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты производителям субсидий.
Существующие количественные ограничения объема экспорта можно разделить на следующие категории: ограничение круга экспортеров, которым разрешается вывозить данный товар, ограничение количества товара, которое разрешено вывозить из России, соблюдение особых условий, которые исключают возможность нанесения ущерба национальным интересам в результате экспорта так называемых стратегически важных сырьевых товаров.
От введения экспортного тарифа выигрывают потребители данного товара внутри страны и само государство. В целом же экспортный тариф зеркально отражает импортный с той лишь разницей, что убытки терпят производители, а выигрыш достается потребителям. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленно развитые страны используют их редко, а в некоторых они даже запрещены законодательством.
Наиболее распространенной формой нетарифных методов является квота — ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования: государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.
Теоретически квотирование импорта приводит к сокращению спроса на товар, подвергшийся квотированию, в результате роста его цены. Но это также стимулирует собственных производителей данного товара. А если лицензии продаются, то это, естественно, увеличивает доход государства.
Таким образом, воздействие квоты на уровень благосостояния идентично воздействию тарифа. Разница заключается в том, что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты часть этого дохода может достаться импортерам. Однако квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенные пределы, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи за счет снижения цен.
Механизм защиты национальных производителей. Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые экспортерам для расширения вывоза товаров за границу.
Предоставление таких субсидий позволяет производителям продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций) и косвенными (льготное налогообложение, кредитование, страхование).
В результате предоставления экспортных субсидий увеличивается объем экспорта. Но потери в цене компенсируются из государственного бюджета, т.е. за счет налогоплательщиков. Внутренняя цена на этот товар начинает расти в результате сокращения внутреннего предложения. Это приносит дополнительную прибыль производителям за счет убытков потребителей. В реальных условиях в связи с ограниченностью эластичности спроса на товар в странах-импортерах увеличение бюджетных затрат превысит увеличение уровня внутренних цен.
Количественные ограничения вводятся с целью предотвратить опустошение внутреннего рынка в условиях, когда реализация товара выгоднее за рубежом, чем внутри страны, а также чтобы исключить избыточное предложение данного товара на мировых рынках, которое может снизить цены и ухудшить условия торговли. В последнем случае ограничения нередко устанавливаются согласованно — на двусторонней или многосторонней основе. В мировой практике известно множество примеров подобного регулирования: от сырьевых до многосторонних товарных соглашений.
В России отменено квотирование экспорта всех товаров за исключением тех случаев, когда это необходимо для выполнения международных обязательств.
В целях обеспечения экономической безопасности российской экономики и совершенствования внешнеэкономической деятельности необходимы следующие меры:
• осуществление на единой нормативной и организационно-методической основе контроля за экспортом сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые имеют военное или двойное назначение;
• разработка списков сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям;
• осуществление контроля и учета за соблюдением порядка предоставления предприятиям и организациям права экспорта стратегически важных сырьевых ресурсов.
В современных условиях целенаправленная государственная поддержка экспорта становится своеобразным императивом экономической политики, и не столько в форме отмены тех или иных ограничений на экспорт, сколько путем активного заинтересованного участия в реализации экспортно-ориентированных проектов и продвижении внутренних продуктов на внешние рынки.
Существенное значение для производителей поставляемой на экспорт машинно-технической продукции будут иметь меры таможенно-тарифного стимулирования деятельности. В связи с этим должны быть внесены необходимые изменения в нормативные акты, касающиеся таможенного режима переработки под таможенным контролем, а также таможенного режима выпуска для свободного обращения. Речь идет и о возможности применения условного выпуска товаров, предусматривающего предоставление отсрочки уплаты таможенных пошлин и налогов на время, объективно необходимое для производства и сбыта машинно-технической продукции за рубежом.
Структурная перестройка экономики и либерализация внешней торговли. Одним из условий Международного валютного фонда для предоставления кредитов является либерализация внешней торговли. Это предусматривает принятие программы реформ, приближающих торговую систему страны к нейтральности стимулов торговли на внутреннем и внешнем рынках1. Полностью либерализованная торговая система в принципе удовлетворяет критерию оптимальности по Парето в рамках общего мирового равновесия. Но эта оптимальность на глобальном уровне не всегда эффективна для конкретной страны. Ряд исследователей полагают, что оздоровление внутреннего производства и структурная перестройка промышленности невозможны без полной либерализации внешней торговли2.
Проблему структурной перестройки экономики трудно решить одновременно с либерализацией внешней торговли. Так, некоторые российские экономисты считают, что при существующем уровне издержек, внутренних и мировых цен полная интеграция в мировое хозяйство в долгосрочном плане принесет большинству экспортно-ориентированных отраслей убытки.
1 Кикивари У. Либерализация внешней торговли в процессе экономической трансформации в России // Вопросы экономики. 1997. № 8.
2 См., например: Холопов А. Переходные экономики: реформа внешнеторговой политики // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 1.
Свобода внешней торговли в странах, не принадлежащих к наиболее развитым, ведет к концентрации производства, доминированию крупных хозяйственных структур. Мелкий и средний бизнес не выдерживает конкуренции и либо разоряется, либо находится в строго ограниченных нишах экономики.
Условием развития совершенной конкуренции является относительная автономность национального рынка, огражденного от внешнего мира достаточно высокими барьерами. Как ни парадоксально, но предпосылкой либеральной экономической политики, ориентированной на совершенную конкуренцию, на определенном этапе развития служит внешнеэкономический протекционизм. Это объясняется тем, что для стабильного развития экономики необходим значительный платежеспособный спрос на национальные товары внутри страны или за рубежом.
Поскольку российские товары пока не конкурентоспособны на мировом рынке, для них остается лишь внутренний рынок. Поэтому полная либерализация внешней торговли и отмена импортных пошлин приведут к еще более значительному переключению спроса на зарубежные товары и российские предприятия, работающие на внутренний рынок, не смогут реализовать свои изделия. Цены на российские товары незначительно ниже цен на импортные аналоги, но их качество, как правило, намного хуже. В этих условиях полная либерализация внешней торговли может привести к значительной безработице и переходу России в страны — экспортеры сырья.
Для поддержания качества изделий и недопущения их еще большей технологической отсталости необходимо по заранее объявленному графику снижать импортные пошлины, не доводя их до нулевых значений. Но этот процесс не должен носить срочного характера, чтобы в краткосрочном периоде российские предприятия могли получать прибыли на внутреннем рынке и обновлять производство.
Если от России требуют снижения импортных тарифов, то в самих странах Западной Европы следуют этим принципам далеко не всегда. Так, в странах ЕС ужесточают требования к качеству продукции, поставляемой из России.
Набор мер макроэкономической внешнеторговой политики, способствующих сокращению импорта и поддержанию российского производителя, включает: